Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Фильмы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
Моцартиана
Моцартиана
Экскурсии Книги Статьи Интервью
Кураторы Художники Коллекции О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Фильмы
    • Назад
    • Фильмы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
      • Назад
      • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
      • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Книги
  • Статьи
  • Интервью
  • Кураторы
  • Художники
  • Коллекции
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация» | Александровский сад

В 2021 году М. А. Суслов приобрел на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского имения Демидовых. Этот комод является парным к мебели из коллекции Государственного Эрмитажа.

Комод из коллекции Эрмитажа украшен техникой наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Этот комод был изготовлен в 1760-1770-х годах в Санкт-Петербурге по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. Как и у парного комода из Пратолино, у него сходные форма корпуса, декоративные композиции и фигурные накладки из металла. Но на комоде из Эрмитажа все накладки выполнены из золоченой меди, в то время как у другого комода – из серебра. Символика на крышках комодов и их представительный вид указывают на то, что эти уникальные предметы мебели были созданы для подарка императрице Екатерине II, хотя церемония подарения по каким-то причинам не произошла.

Долгое время история происхождения музейного предмета оставалась неизвестной до тех пор, пока публикация аукционного каталога "Sotheby’s" в апреле 1969 года, содержащего предметы из наследия Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не помогла установить его связь со знаменитой семьей русских заводчиков. В каталоге была представлена фотография комода, почти идентичного комоду из Эрмитажа, за исключением серебряных, а не золоченых деталей.

Как оказалось, оригинальный вид наборного комода из Пратолино был сохранен, в то время как у его пары в Эрмитаже до 1917 года были внесены изменения: нижние "фартуки" были срезаны, изогнутые ножки убраны, а также сняты рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках, заменены грубыми доделками. На крышке комода был установлен цинковый медальон с простой гравировкой вместо оригинального.

После того, как комод из Пратолино был продан на аукционе в 1969 году, он оставался за границей почти полвека, пока в 2021 году его не купил М. А. Суслов, вице-президент Международной конфедерации российских коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. При его поддержке были созданы точные копии золоченых деталей из меди для эрмитажного комода, сделанные по серебряным оригиналам с использованием техники гальванопластики.

Специалисты Эрмитажа тщательно исследовали оба предмета и разработали методику воссоздания первоначального вида редкого экземпляра времен Екатерины Великой. Все этапы работы были проведены в Лаборатории научной реставрации мебели при Отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа под руководством В.А. Градова и Т.Н. Барановой. Главным исполнителем стал художник-реставратор А.В. Кащеев, который восстановил утраченные детали комода, такие как "фартуки" и ножки в стиле рококо, по шаблонам с парного образца. После специальной подготовки деревянного корпуса комода было нанесено новое покрытие из шеллачной политуры, выполнена полная очистка оставшихся деталей из металла, и новые золотые накладки были укреплены на корпусе. Художник-реставратор II категории Б.А. Кузнецов создал медальон с вензелем "ЕII" на верхней плоскости комода в технике наборного дерева.

На выставке в Эрмитаже впервые представлены оба комода, которые были «разлучены» в середине XIX века. Экспозиция включает портреты наследников Н.А. Демидова, связанных с историей уникальной пары комодов, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными украшениям на комодах.

Выставку можно посетить до 12 мая 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»
Просветительский проект "Александровский сад"
Комод (после реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант (?), моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальв

Государственный Эрмитаж. Арапский зал Зимнего дворца

В 2021 году М. А. Суслов приобрел на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского имения Демидовых. Этот комод является парным к мебели из коллекции Государственного Эрмитажа.

Комод из коллекции Эрмитажа украшен техникой наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Этот комод был изготовлен в 1760-1770-х годах в Санкт-Петербурге по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. Как и у парного комода из Пратолино, у него сходные форма корпуса, декоративные композиции и фигурные накладки из металла. Но на комоде из Эрмитажа все накладки выполнены из золоченой меди, в то время как у другого комода – из серебра. Символика на крышках комодов и их представительный вид указывают на то, что эти уникальные предметы мебели были созданы для подарка императрице Екатерине II, хотя церемония подарения по каким-то причинам не произошла.

Долгое время история происхождения музейного предмета оставалась неизвестной до тех пор, пока публикация аукционного каталога "Sotheby’s" в апреле 1969 года, содержащего предметы из наследия Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не помогла установить его связь со знаменитой семьей русских заводчиков. В каталоге была представлена фотография комода, почти идентичного комоду из Эрмитажа, за исключением серебряных, а не золоченых деталей.

Как оказалось, оригинальный вид наборного комода из Пратолино был сохранен, в то время как у его пары в Эрмитаже до 1917 года были внесены изменения: нижние "фартуки" были срезаны, изогнутые ножки убраны, а также сняты рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках, заменены грубыми доделками. На крышке комода был установлен цинковый медальон с простой гравировкой вместо оригинального.

После того, как комод из Пратолино был продан на аукционе в 1969 году, он оставался за границей почти полвека, пока в 2021 году его не купил М. А. Суслов, вице-президент Международной конфедерации российских коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. При его поддержке были созданы точные копии золоченых деталей из меди для эрмитажного комода, сделанные по серебряным оригиналам с использованием техники гальванопластики.

Специалисты Эрмитажа тщательно исследовали оба предмета и разработали методику воссоздания первоначального вида редкого экземпляра времен Екатерины Великой. Все этапы работы были проведены в Лаборатории научной реставрации мебели при Отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа под руководством В.А. Градова и Т.Н. Барановой. Главным исполнителем стал художник-реставратор А.В. Кащеев, который восстановил утраченные детали комода, такие как "фартуки" и ножки в стиле рококо, по шаблонам с парного образца. После специальной подготовки деревянного корпуса комода было нанесено новое покрытие из шеллачной политуры, выполнена полная очистка оставшихся деталей из металла, и новые золотые накладки были укреплены на корпусе. Художник-реставратор II категории Б.А. Кузнецов создал медальон с вензелем "ЕII" на верхней плоскости комода в технике наборного дерева.

На выставке в Эрмитаже впервые представлены оба комода, которые были «разлучены» в середине XIX века. Экспозиция включает портреты наследников Н.А. Демидова, связанных с историей уникальной пары комодов, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными украшениям на комодах.

Выставку можно посетить до 12 мая 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo

Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0