Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины

Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины

Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины | Александровский сад

Особняк Рябушинского в Москве — шедевр раннего русского модерна, построенный гениальным зодчим Федором Осиповичем Шехтелем. Городская усадьба была возведена в начале прошлого столетия на углу Садово-Кудринской улицы (современное название — Малая Никитская).

Как был создан особняк

Усадьба была построена по заказу предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Один из наиболее ярких представителей старообрядческой купеческой династии обладал острым умом и талантом коммерсанта: успешно управлял частью семейной фирмы, был совладельцем банкирского дома, вместе с братом Сергеем основал первый в стране автомобильный завод.

При этом Степан Павлович отличался тонким вкусом и питал глубокую любовь к искусству — как старинному, так и современному. Ему принадлежали уникальная коллекция икон, часть которой сейчас находится в Третьяковской галерее и Историческом музее, и реставрационная мастерская.

В этом доме С. П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

Постройку усадьбы он поручил своему другу — архитектору-модернисту Шехтелю, разработавшему проект как внешнего вида, так и внутреннего убранства дома. Особняк Рябушинского был возведен в 1900–1903 годы и стал новым словом в зодчестве XX столетия: его облик во многом опережал эпоху.

Описание

Городская усадьба — яркий образец стиля модерн в архитектуре, диктующего отказ от прямых углов и жестких линий, сочетание разных материалов, растительные мотивы в декоре. Также для стиля модерн характерно развитие пространства изнутри наружу: внутренняя планировка дома создает асимметричные очертания внешних стен.

За счет необычно спроектированных оконных проемов сложно с первого взгляда определить, сколько в здании этажей. С одного ракурса особняк выглядит двухэтажным, хотя на самом деле есть и третий ярус, на котором находится старообрядческая моленная, невидимая снаружи. Тайная домашняя церковь была построена по просьбе Степана Павловича: в те годы старообрядцы подвергались гонениям.

Разные очертания окон и балконов с изящными коваными решетками придают каждому фасаду здания неповторимый облик. Особняк облицован светлым глазурованным кирпичом и декорирован элементами мозаики, изображающей цветущие ирисы. Плавные волнообразные узоры ограды и оконных решеток создают контраст с кубическими гранями, подчеркивающими статусность и монументальность здания.

Особняк Рябушинского в Москве

По замыслу автора проекта, во внешнем и внутреннем убранстве прослеживается морская тема: от форм решеток и парадной лестницы до декора и зеленовато-голубой палитры пола и стен.

Композиционный центр интерьера — 12-метровая мраморная лестница, повторяет форму волны — символа вечного движения жизни.

Особняк Рябушинского в Москве

В тайной старообрядческой моленной обращают на себя внимание лилии и саламандры на капители колонны – символ борьбы добра со злом.

Особняк Рябушинского в Москве

Приверженность Шехтеля архитектурному символизму выразилась в созданных им образах: люстра под потолком очертаниями напоминает медузу, мозаичный рисунок на полу — зыбь на воде, рельеф лепнины выглядит, словно цветущий пруд, подернутый мельчайшими пластинками ряски.

В декоре также множество растительных орнаментов и изображений обитателей моря: от ракушек до черепах и морских коньков. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки.

Внутреннее пространство дома спланировано рационально, витражи добавляют ощущение простора

История особняка после революции

В 1917 году братья Рябушинские вынуждены были покинуть Россию. Дом на Малой Никитской и имущество Степана Павловича были национализированы. В 1931-м правительство предоставило дом вернувшемуся из Италии Максиму Горькому.

В бывшем особняке Рябушинского он и провел последние годы жизни. За это время интерьер частично изменился: был разобран мраморный камин в гостиной, кабинет писатель обустроил лакированной мебелью, однако усадьба сохранила очарование раннего модерна.

В 1965 году здесь был открыт посвященный писателю музей.

Особняк Рябушинского -  шедевр Шехтеля.  Место с’емки цикла  авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
Просветительский проект "Александровский сад"

Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины

Особняк Рябушинского -  шедевр Шехтеля.  Место с’емки цикла  авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
16 января 2023
// Статьи
Особня́к Рябуши́нского — городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900 —1903 годах. Является одним из наиболее репрезентативных примеров раннего модерна в русской архитектуре. С 1965 года в здании располагается музей-квартира Горького.

Особняк Рябушинского в Москве — шедевр раннего русского модерна, построенный гениальным зодчим Федором Осиповичем Шехтелем. Городская усадьба была возведена в начале прошлого столетия на углу Садово-Кудринской улицы (современное название — Малая Никитская).

Как был создан особняк

Усадьба была построена по заказу предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Один из наиболее ярких представителей старообрядческой купеческой династии обладал острым умом и талантом коммерсанта: успешно управлял частью семейной фирмы, был совладельцем банкирского дома, вместе с братом Сергеем основал первый в стране автомобильный завод.

При этом Степан Павлович отличался тонким вкусом и питал глубокую любовь к искусству — как старинному, так и современному. Ему принадлежали уникальная коллекция икон, часть которой сейчас находится в Третьяковской галерее и Историческом музее, и реставрационная мастерская.

В этом доме С. П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

Постройку усадьбы он поручил своему другу — архитектору-модернисту Шехтелю, разработавшему проект как внешнего вида, так и внутреннего убранства дома. Особняк Рябушинского был возведен в 1900–1903 годы и стал новым словом в зодчестве XX столетия: его облик во многом опережал эпоху.

Описание

Городская усадьба — яркий образец стиля модерн в архитектуре, диктующего отказ от прямых углов и жестких линий, сочетание разных материалов, растительные мотивы в декоре. Также для стиля модерн характерно развитие пространства изнутри наружу: внутренняя планировка дома создает асимметричные очертания внешних стен.

За счет необычно спроектированных оконных проемов сложно с первого взгляда определить, сколько в здании этажей. С одного ракурса особняк выглядит двухэтажным, хотя на самом деле есть и третий ярус, на котором находится старообрядческая моленная, невидимая снаружи. Тайная домашняя церковь была построена по просьбе Степана Павловича: в те годы старообрядцы подвергались гонениям.

Разные очертания окон и балконов с изящными коваными решетками придают каждому фасаду здания неповторимый облик. Особняк облицован светлым глазурованным кирпичом и декорирован элементами мозаики, изображающей цветущие ирисы. Плавные волнообразные узоры ограды и оконных решеток создают контраст с кубическими гранями, подчеркивающими статусность и монументальность здания.

Особняк Рябушинского в Москве

По замыслу автора проекта, во внешнем и внутреннем убранстве прослеживается морская тема: от форм решеток и парадной лестницы до декора и зеленовато-голубой палитры пола и стен.

Композиционный центр интерьера — 12-метровая мраморная лестница, повторяет форму волны — символа вечного движения жизни.

Особняк Рябушинского в Москве

В тайной старообрядческой моленной обращают на себя внимание лилии и саламандры на капители колонны – символ борьбы добра со злом.

Особняк Рябушинского в Москве

Приверженность Шехтеля архитектурному символизму выразилась в созданных им образах: люстра под потолком очертаниями напоминает медузу, мозаичный рисунок на полу — зыбь на воде, рельеф лепнины выглядит, словно цветущий пруд, подернутый мельчайшими пластинками ряски.

В декоре также множество растительных орнаментов и изображений обитателей моря: от ракушек до черепах и морских коньков. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки.

Внутреннее пространство дома спланировано рационально, витражи добавляют ощущение простора

История особняка после революции

В 1917 году братья Рябушинские вынуждены были покинуть Россию. Дом на Малой Никитской и имущество Степана Павловича были национализированы. В 1931-м правительство предоставило дом вернувшемуся из Италии Максиму Горькому.

В бывшем особняке Рябушинского он и провел последние годы жизни. За это время интерьер частично изменился: был разобран мраморный камин в гостиной, кабинет писатель обустроил лакированной мебелью, однако усадьба сохранила очарование раннего модерна.

В 1965 году здесь был открыт посвященный писателю музей.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0