Особняк Рябушинского в Москве — шедевр раннего русского модерна, построенный гениальным зодчим Федором Осиповичем Шехтелем. Городская усадьба была возведена в начале прошлого столетия на углу Садово-Кудринской улицы (современное название — Малая Никитская).
Как был создан особняк
Усадьба была построена по заказу предпринимателя и мецената Степана Рябушинского. Один из наиболее ярких представителей старообрядческой купеческой династии обладал острым умом и талантом коммерсанта: успешно управлял частью семейной фирмы, был совладельцем банкирского дома, вместе с братом Сергеем основал первый в стране автомобильный завод.
При этом Степан Павлович отличался тонким вкусом и питал глубокую любовь к искусству — как старинному, так и современному. Ему принадлежали уникальная коллекция икон, часть которой сейчас находится в Третьяковской галерее и Историческом музее, и реставрационная мастерская.
В этом доме С. П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.
Постройку усадьбы он поручил своему другу — архитектору-модернисту Шехтелю, разработавшему проект как внешнего вида, так и внутреннего убранства дома. Особняк Рябушинского был возведен в 1900–1903 годы и стал новым словом в зодчестве XX столетия: его облик во многом опережал эпоху.
Городская усадьба — яркий образец стиля модерн в архитектуре, диктующего отказ от прямых углов и жестких линий, сочетание разных материалов, растительные мотивы в декоре. Также для стиля модерн характерно развитие пространства изнутри наружу: внутренняя планировка дома создает асимметричные очертания внешних стен.
За счет необычно спроектированных оконных проемов сложно с первого взгляда определить, сколько в здании этажей. С одного ракурса особняк выглядит двухэтажным, хотя на самом деле есть и третий ярус, на котором находится старообрядческая моленная, невидимая снаружи. Тайная домашняя церковь была построена по просьбе Степана Павловича: в те годы старообрядцы подвергались гонениям.
Разные очертания окон и балконов с изящными коваными решетками придают каждому фасаду здания неповторимый облик. Особняк облицован светлым глазурованным кирпичом и декорирован элементами мозаики, изображающей цветущие ирисы. Плавные волнообразные узоры ограды и оконных решеток создают контраст с кубическими гранями, подчеркивающими статусность и монументальность здания.
По замыслу автора проекта, во внешнем и внутреннем убранстве прослеживается морская тема: от форм решеток и парадной лестницы до декора и зеленовато-голубой палитры пола и стен.
Композиционный центр интерьера — 12-метровая мраморная лестница, повторяет форму волны — символа вечного движения жизни.
В тайной старообрядческой моленной обращают на себя внимание лилии и саламандры на капители колонны – символ борьбы добра со злом.
Приверженность Шехтеля архитектурному символизму выразилась в созданных им образах: люстра под потолком очертаниями напоминает медузу, мозаичный рисунок на полу — зыбь на воде, рельеф лепнины выглядит, словно цветущий пруд, подернутый мельчайшими пластинками ряски.
В декоре также множество растительных орнаментов и изображений обитателей моря: от ракушек до черепах и морских коньков. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки.
Внутреннее пространство дома спланировано рационально, витражи добавляют ощущение простора
В 1917 году братья Рябушинские вынуждены были покинуть Россию. Дом на Малой Никитской и имущество Степана Павловича были национализированы. В 1931-м правительство предоставило дом вернувшемуся из Италии Максиму Горькому.
В бывшем особняке Рябушинского он и провел последние годы жизни. За это время интерьер частично изменился: был разобран мраморный камин в гостиной, кабинет писатель обустроил лакированной мебелью, однако усадьба сохранила очарование раннего модерна.
В 1965 году здесь был открыт посвященный писателю музей.