Об этом цикле
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”» - первый фильм из цикла "Михаил Нестеров. В поиске своей России" посвящен главному труду М.В.Нестерова – созданию серии картин о преподобном Сергии Радонежском, в который вошли известные полотна «Видение отрока Варфоломея» (1889-1890), «Юность преподобного Сергия» (1892-1897) «Труды преподобного Сергия» (1896-1897, все – ГТГ), «Преподобный Сергий» (1898, ГРМ).
Наряду с рассмотрением особенностей творческого метода живописца в рассказе предполагается уделить внимание истории создания полотен, индивидуальному подходу живописца в трактовке религиозных образов, влияния искусства европейского символизма и модерна. На основе воспоминаний Нестерова и высказываний его современников – художников и философов будут раскрыты некоторые аспекты мировоззрения мастера, истоки и направления его духовных поисков.
"На лесах соборов" — второй фильм из цикла "Михаил Нестеров. В поиске своей России", открывает перед зрителем уникальный мир монументального творчества выдающегося русского художника, где искусство превращается в особую форму молитвы, а каждое произведение становится духовным откровением.
Более четверти века М.В.Нестеров трудился над разработкой живописного убранства разных храмов. Церковная стенопись, оформленная по его уникальным эскизам раскрывает большой талант живописца в области монументальной живописи, его заинтересованность этой деятельностью и ответственным к нему отношением.
В фильме сделан акцент на постоянном творческом росте мастера от проекта к проекту, начиная с первого - росписи Собора Св. Владимира в Киеве, над которыми он трудился вместе с В.М.Васнецовым, создавая совершенно новый стиль религиозной живописи, впоследствии названный нестерово-васнецовским и заканчивая оригинальным оформлением храма Покрова Божией Матери в Марфо-Мариинской обители в Москве.
«Святая Русь Михаила Нестерова» - третий фильм из цикла "Михаил Нестеров. В поиске своей России" посвящен серьезной теме, волновавшей Нестерова на протяжении всей жизни – особом историческом пути России, который по мысли живописца, был неразрывно связан с Православием.
Мастер неоднократно возвращался к ней в своем творчестве, всякий раз по-новому ее интерпретируя. В начале 1900-х годов он создает большую картину «Святая Русь» (1901-1905, ГРМ), в которой пытается запечатлеть мир простой народной веры, поскольку именно в ней находил источник существования православной Руси. В следующей композиции «Путь ко Христу» (1911, трапезная храма Покрова, Марфо-Мариинская обитель) художник продолжает дальше разрабатывать эту идею, включив в толпу, идущую к Христу вместе с крестьянами и горожан. Лишь в следующем произведении «На Руси (Душа народа)» (1914-1916, ГТГ) в составе огромной процессии, движущейся с иконой Спаса Нерукотворного, Нестеров помещает представителей русской интеллигенции. Одновременно живописец пишет портреты своих современников, среди них «Философы» (1917, ГТГ), «Портрет Л.Н.Толстого» (1907, Музей Толстого, Москва) и др. , истории создания которых в рассказе будет уделено внимание.