Процесс выражения индивидуального модуля декоративности прослежен в широком творческом диапазоне. Во-первых, на примерах увлеченности М.А. Врубеля возрождающимися в эпоху модерна ремеслами, в частности, майоликой. Во-вторых, в контексте «большого стиля» мастера, кульминационными вершинами которого, наряду с поздней графической серией «Кампанулы» (1904), стали «Демоны», «Пророки» и «Серафимы», создававшиеся М.А. Врубелем на протяжении всей жизни.
Часть 1: «Поэтика малой формы»
От прикладного рисунка к декоративному образу
В центре внимания – практический потенциал фантазии М.А. Врубеля, связанный с воплощением декоративных видений художника в реальность с помощью майолики и других материалов.
Часть 2: «Цветы как орнамент чувств» Духовные смыслы декоративности в творчестве Михаила Врубеля
Равноценность воздействия камерных и монументальных образов М.А. Врубеля в данной части рассмотрена с точки зрения внутреннего содержания, лежащего в основе пластического высказывания художника
В программе впервые звучат стихи самого М.А. Врубеля.
Длительность - 43 минуты
Вы можете приобрести полный бессрочный доступ к просмотру фильма по программе «Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля», фильм 1, «Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту», автор – Давыдова Ольга Сергеевна. Для этого нажмите на кнопку «Купить доступ к фильмам» и перейдите к оплате.
Программа курса
От прикладного рисунка к декоративному образу
В центре внимания – практический потенциал фантазии М.А. Врубеля, связанный с воплощением декоративных видений художника в реальность с помощью майолики и других материалов. Вниманию зрителей впервые предлагается многоаспектный анализ уникальной подборки рисунков М.А. Врубеля начала 1890-х годов – миниатюр с эскизами цветочных орнаментов для изразцов, ваз, блюд и архитектурных деталей, ранее входивших в собрание семьи Саввы Ивановича Мамонтова (ныне – Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова). В программе озвучены теоретические размышления М.А. Врубеля о целях творчества, о национальном своеобразии искусства, нашедшие воплощение в живописи, графике и майоликовой скульптуре М.А. Врубеля по мотивам опер Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (1899) и «Снегурочка» (1899–1900).
Духовные смыслы декоративности в творчестве Михаила Врубеля
Равноценность воздействия камерных и монументальных образов М.А. Врубеля в данной части рассмотрена с точки зрения внутреннего содержания, лежащего в основе пластического высказывания художника. Камертоном врубелевского понимания красоты служит образ Рая, притяжение которого нашло вариативное воплощение в иконографической системе мастера – в орнаментально-декоративных цветочных фонах, в тоскующих по гармонии романтических персонажах (Демоне, Фаусте), в экспрессивно-поэтических образах «Шестикрылого серафима» (1904, ГРМ) и «Видения пророка Иезекииля» (начало 1906, ГРМ). В программе впервые звучат стихи самого М.А. Врубеля, введенные в научный оборот О.С. Давыдовой в процессе исследований, приуроченных к 165-летнему юбилею художника.