Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Программы и лекции
  • Часовня Св. Анастасии в Пскове

Часовня Св. Анастасии в Пскове

Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове

Фильм из цикла
Николай Рерих – Алексей Щусев
599 ₽ 16 минут В записи Доступ навсегда
Купить доступ к фильму

Об этом фильме

Часовня Святой Анастасии — один из немногочисленных храмов Алексея Викторовича Щусева, которые удалось сохранить на территории современной России, и уникальный образец дошедших до наших дней церковных росписей Николая Константиновича Рериха. Она относится к Псковскому музею-заповеднику.

История строительства

С начала XVIII столетия берег реки Великой в Пскове украшала историческая часовня Святой мученицы Анастасии Римлянки. Она была возведена в 1710 году, чтобы по старинной традиции преградить путь разразившейся в городе эпидемии, ежедневно уносившей десятки жизней.

Однако при возведении Ольгинского моста в 1909 году потребовалось соорудить земляные насыпи для выравнивания уровней противоположных берегов. Древнее здание оказывалось при этом в низине у дорожного полотна, куда по откосу устремились бы вода и нечистоты, разрушая его. Благочинный церквей Пскова обратился к руководившему строительными работами инженеру Л. П. Белявину с ходатайством о постройке новой часовни на поверхности насыпи. Он предложил на месте старой часовни поднять насыпь до уровня моста и на нее поставить новую часовню, посвященную той же святой, сохранив старый иконостас.

Обращение было удовлетворено, и начальник строительства лично занялся разработкой проекта. При сооружении насыпи был заложен и фундамент будущей часовни. Но предложенные Белявиным варианты архитектурного облика здания не были приняты. По рекомендации Игоря Эммануиловича Грабаря, лично знавшего Щусева по Академии художеств и совместной работе, председатель земской управы написал зодчему письмо с просьбой создать проект храма.

Председатель Псковской губернской земской управы Сергей Иванович Зубчанинов в октябре 1910 года обратился к архитектору Щусеву с такими словами: «Милостивый государь Алексей Викторович! Ввиду желания воздвигнуть маленькую часовню по размерам, но крупную по замыслу, высоко художественную, достойную красоваться наряду с другими сохранившимися в Пскове образцами, все мои попытки получения достойного проекта не увенчались успехом. По совету Игоря Эммануиловича Грабаря Вы, Алексей Викторович, являетесь единственным, которому под силу нелегкая задача создания проекта часовни в Псковском духе».

В качестве посредника в этом заказе выступил Игорь Эммануилович Грабарь, с которым Щусев и Рерих работали над «Историей русского искусства».

Несмотря на большую загруженность, архитектор дал согласие взяться за проектирование и строительство часовни.

Щусев взялся за проект, поскольку тот давал ему возможность вновь обратиться к переосмыслению форм любимой архитектурной школы древнего Пскова.

Работа над проектом

Уже сооруженный фундамент задавал расположение и размеры здания. Кроме того, алтарная стена, вопреки канонам, находилась не на восточной, а на южной стороне, что впоследствии стали ошибочно считать идеей самого зодчего. В первых эскизах, набросанных рукой архитектора, просматривается стилистика модерна: легкий, устремленный ввысь силуэт, увенчанный вытянутой главкой, и украшенный крупной мозаикой портал со «Спасом Нерукотворным».

В ходе работы над проектом менялись пропорции и геометрия будущей часовни, которая по замыслу зодчего должна была стать гармоничной частью архитектурного облика древнего Пскова.

В поисках архитектурного образа Щусев ориентировался на суровые очертания псковских храмов. Он пробовал менять пропорции главки, придавал ей более массивные очертания, продумывал геометрию кровли. В итоге архитектор значительно упростил обрамление портала.

Окончательный проект здания не сохранился до наших дней. Но эскизы из архива наследников зодчего позволяют в полной мере проследить дальнейшую реализацию авторского замысла. Одно из важных изменений состояло в том, что на месте мозаики расположился киот с небольшой иконой.

В 1911 году архитектор посетил город для натурного изучения местности. После поездки в проект были внесены новые правки. Щусев обратил внимание на Пароменскую церковь вблизи часовни Анастасии в Пскове. В дальнейшем он рассматривал будущую постройку как элемент единого архитектурного ансамбля. Главка на эскизах приобрела схожие очертания с главами храма Успения с Пароменья, а на фасадах появился перекликающийся узор.

Много внимания архитектор уделял каждой детали, о чем свидетельствуют сохранившиеся эскизы с различными вариантами оформления дверей и оконных проемов с изящными коваными решетками. Но главным украшением часовни должна была стать главка, облицованная пластинами из металла. Над нею возвышался элегантный точеный крест, первоначально задуманный Щусевым для проекта другого храма. Также по предложению Строительного комитета архитектор разработал решетку-ограждение вокруг постройки.

Строительство и отделочные работы

Часовню Святой Анастасии заложили 5 августа 1911 года. Зодчий намеревался заменить старый барочный иконостас, который не гармонировал с архитектурным обликом здания. Но после приглашения известного иконописца и крупнейшнго реставратора древнерусской живописи Григория Осиповича Чирикова прежний иконостас решили починить и сохранить.

Хотя при заказе проекта часовни оговаривалось, что внутренней облицовки не предполагается, Щусев обратился с просьбой доверить ему интерьерные работы. Он выразил опасение, что в противном случае будет нарушена строгая стилистика, в которой выдержана постройка. Архитектор брал на себя ходатайство о предоставлении недостающей суммы для внутреннего оформления храма.

Обращение Щусева о внутреннем оформлении храма было услышано, и необходимая сумма выделена. Для зодчего это стало поводом возобновить творческое сотрудничество с Рерихом. Николай Константинович в это время параллельно трудился над украшением нескольких храмов, включая церковь Святого Духа в Талашкине. Осознавая загруженность художника, Щусев просил его сделать лишь эскизы росписей, за которые был готов взяться Чириков.

Именно в этот период сформировались подход Рериха к православной живописи и ключевые темы его композиций: земное и небесное войска, Богоматерь как покровительницы рода людского, христианское осмысление космоса. Основываясь на древнерусских и византийских прообразах, живописец сформировал уникальное видение внутреннего содержания храма, которое в то же самое время укладывалось в рамки православного канона.

Искания в этой области должны были достигнуть своего пика в росписях и мозаиках храма Святого Духа в Талашкине княгини Тенишевой. Рерих работал над ними с 1908 по 1914 годы, вплоть до начала Первой мировой войны. Заказ от Щусева на роспись часовни Святой Анастасии в Пскове поступил к живописцу именно в этот период.

В конце 1912 года Щусев получил от Рериха письмо, в котором значилось: «Ваши чертежи часовни я получил и рисунки сделаю». Архитектор ответил на это: «...Не задержите, пожалуйста, эскизов, чтобы летом их удалось выполнить». Это самые ранние документальные свидетельства, сохранившиеся по сей день и определяющие точную дату, когда Рерих был приглашен к работе над интерьером часовни. Завершение эскизов росписей пришлось на весну 1913 года. В том же году с июня по октябрь рериховские эскизы были воплощены на стенах часовни Чириковым, после чего состоялось торжественное освящение в день памяти святой.

Фрески

В 1913 году Чириков по эскизам Николая Рериха создал росписи, но, поскольку часовня сильно пострадала в годы СССР, восстановить их возможно лишь благодаря уцелевшим наброскам и фотографиям. На северной стене располагался образ Спаса Нерукотворного в окружении ангелов. По обе стороны от дверного проема были изображены небесные заступники города — князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, а под ними — полотенечный пояс. Из-за своеобразной геометрии стены Чирикову пришлось уменьшить убрус с ангелами и добавить полосу узоров над дверным проемом.

К сожалению, по дошедшим до наших дней фрескам сложно оценить красоту и богатство первоначальной живописи в часовне Святой Анастасии. Более полное представление о ней можно получить из сохранившихся эскизов Рериха и дореволюционных фотоснимков. В прижизненном издании, посвященном творчеству художника, биограф указал на количество эскизов и их характер: «...четыре эскиза росписи часовни в Пскове (близкие по стилю к канонам русской иконописи XVII века)».

Два из них, показывающие северную стену и плафон, хранятся в Государственном Русском музее. Где находятся остальные — неизвестно. Планировалось, что на алтарной (южной) стене не будет росписей, поскольку ее почти полностью закрывает иконостас. На северной стене, согласно эскизам, Рерих расположил образ Спаса Нерукотворного, поддерживаемого ангелами. Ниже по сторонам проема — коленопреклоненные святые князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей на фоне стилизованного града. Ниже изображен полотенечный пояс.

В этой композиции прослеживаются поиски, которые Рерих начал в мозаиках храмов в Пархомовке, Почаеве и Талашкине. Из-за сложной геометрии стены и наличия дверных откосов Чирикову пришлось уменьшить пропорции убруса с ангелами. Рерих не учел этих нюансов интерьера часовни. По той же причине над дверью добавили дополнительную полосу орнамента и серафимов. На эскизе плафона живописец изобразил синий свод неба с солнцем, луной и звездами. В центре — Святой Дух в виде голубя, сидящего на облачке, в окружении Сил Небесных — серафимов и херувимов. Художник показывает здесь картину христианского осмысления космоса, идентичный сюжет присутствует также на арке портала храма в Талашкине.

Роспись свода была выполнена в соответствии с эскизом Чирикова. На старых фотографиях можно видеть лишь частичные изображения фресок на стенах с окнами, для которых не известны эскизы. У них есть некоторые сходства в композиции. Ангелы с развевающимися знаменами в руках изображены по обе стороны окон, а над окнами находятся святые в круглом граде. Вокруг города расположилось стадо овец — символическое изображение паствы. Растительные мотивы, обрамляющие откосы окон и люнетов, могли быть добавлены Чириковым и отсутствовать на эскизах Рериха.

На западной стене стяги ангелов представлены с древками, заканчивающимися остриями. В орнамент полотен знамен включены изображения руки с мечом, который выходит из облака и символизирует Божью десницу. Занятные детали состоят в том, что ангелы, в свою очередь, поддерживаются на своих ножнах, где находятся мечи. В самом граде изображен Николай Можайский, предстающий как воин.

На восточной же стене древки ангельских знамен оканчиваются четырехконечными крестами, а второй рукой ангелы лишь придерживают их. Святая во граде сложила руки в молитвенном жесте. Исследователи не сходятся в едином мнении относительно ее личности. Логично представить здесь лик святой Анастасии. Рерих знал о посвящении часовни и вряд ли стал бы полностью исключать святую из программы росписей. Однако головной убор и височные кольца не совсем свойственны ее каноническому изображению. Рерих, конечно, мог опираться на ранние западные варианты иконографии мученицы.

Так раскрывается тематика обеих композиций. Они показывают картину защиты града и паствы: в первом случае — силами небесного воинства с мечом в руке, во втором — через молитву. Прослеживаются параллели иконографии фресок с составом иконостаса. Палитра росписей основана на контрасте доминирующих цветов — насыщенного синего и желтого. Красный, зеленый, коричневый, белый присутствуют лишь локальными пятнами.

В советскую эпоху часовню закрыли. В здании размещались кассы кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка. В этот период были закрашены все фрески и утрачены многие уникальные детали. Часовне угрожал снос, но ее удалось отстоять. Однако при переносе на новое место пострадали элементы росписей, постройка была установлена алтарной стеной на восток, а реконструкция привела к искажению первоначального облика.

В творчестве Щусева часовня Святой Анастасии важна как один из его полностью завершенных проектов, наглядно демонстрирующий отношение автора к синтезу искусств. Рерих предстает в этой работе единомышленником Щусева: устремления обоих мастеров направлены в сторону изучения и переосмысления древнерусского искусства, обращения к нему в поисках прообразов для своих произведений.

Благодаря архивным материалам и снимкам сейчас возможно оценить его подлинный облик и прочувствовать уникальные авторские идеи.

Визуальный ряд фильма

и картины и иллюстрации, о которых рассказываем

Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове

Автор и куратор программы

Колузаков Сергей Владимирович
Колузаков Сергей Владимирович
Автор цикла лекций «Рерих – Щусев».
Подробнее

Историк архитектуры, специалист по творчеству А.В. Щусева и истории русской архитектуры начала ХХ века.

Старший преподаватель кафедры "Архитектура" в Московском Государственном Университете геодезии и картографии (МИИГАиК), аспирант кафедры "История архитектуры и градостроительства" Московского Архитектурного института (МАРХИ).

Все программы

Другие программы из цикла

Творческий союз архитектора и художника
Творческий союз архитектора и художника
Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Все программы

Вы можете приобрести полный бессрочный доступ к этому фильму либо сразу ко всему циклу

Получить доступ к фильму Получить доступ к циклу

Материалы, которые могут вам понравиться

«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
При явном понимании научным сообществом всей многогранности творческой натуры Щусева и безусловном интересе к нему исследователей за прошедшие десятилетия так и не произошло обращения к обширной теме взаимоотношений между зодчим и миром сценических подмостков, сквозной на протяжении всей его жизни.
16 января 2025
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова

Представляем вам увлекательную и познавательную лекцию, посвященную одному из самых ярких памятников московской архитектуры эпохи модерна — Покровскому храму Марфо-Мариинской обители. Это выдающееся архитектурное произведение является живым свидетельством профессионализма и вдохновения двух великих мастеров — Алексея Викторовича Щусева и Михаила Васильевича Нестерова. Храм занимает особое место в истории русского искусства, как одно из немногих полностью завершенных произведений Щусева дореволюционного периода, в котором гармонично сочетаются архитектура, живопись и декоративное искусство.

16 июня 2025
От стиля эпохи к личностям
От стиля эпохи к личностям

На примере творческого диалога Ильи Репина с современниками разных поколений второй половины XIX – начала XX века в первом выпуске лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» прослежена взаимосвязь, существующая между постоянно обновляющимися тенденциями в искусстве.

25 июня 2025
Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Юрий Ильич Репин: странник по призванию

Второй выпуск лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» посвящен монографическому обзору жизненного пути сына Ильи Ефимовича Репина – Юрия Репина (1877–1954) – мастера универсально одаренного, создавшего индивидуальные по интонации образы в разных жанрах изобразительного искусства.

25 июня 2025
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
В программе представлен концептуальный искусствоведческий обзор выставки Николая Константиновича Рериха (1874–1947), проходившей в Третьяковской галерее и приуроченной к 150-летию со Дня рождения художника (10 октября 2023 – 10 марта 2024; Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10).
30 июня 2025
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Николай Константинович Рерих (1874–1947) – универсально одаренная личность, творческий потенциал которой проявился как в области изобразительного искусства, так и литературы, художественной критики, философии, археологии, общественной и научно-исследовательской деятельности.
30 июня 2025
Казанский вокзал в Москве. История создания
Казанский вокзал в Москве. История создания

В начале XX века Москва стала свидетелем грандиозного архитектурного события — строительства нового здания Казанского вокзала. По задумке строителей — это был не просто транспортный узел. Вокзал должен был стать манифестом русской культуры, воплощённый в архитектурном решении и в амбициозном ансамбле росписей. Масштабы проекта поражали: вокзал задумывался как символ пути на Восток, соединяющий европейскую строгость и азиатскую роскошь, древнерусские традиции и новаторство модерна.



30 июня 2025
Кураторская экскурсия по выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
Кураторская экскурсия по выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее

В рамках 150-летия со дня рождения Николая Рериха Государственная Третьяковская галерея с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года представила масштабную ретроспективу, посвященную творчеству выдающегося русского художника, мыслителя и путешественника. В сопровождении куратора выставки Владимира Никишина вы сможете заново открыть для себя художественный мир Рериха и в очередной раз попытаться разгадать мистические знаки его полотен.


25 июня 2025
«СочинилЪ АрхитекторЪ. ЩусевЪ» к 150-летию архитектора во Всероссийском музее декоративного искусства
«СочинилЪ АрхитекторЪ. ЩусевЪ» к 150-летию архитектора во Всероссийском музее декоративного искусства
Представляем вам лекцию искусствоведа, преподавателя, специалиста по творчеству А.В.Щусева Сергея Колузакова, записанная в конце 2023 г. в стенах Музея декоративного искусства в Москве на выставке, посвященной 150-летию  архитектора. Выставка уникальна тем, что показывает многогранность и размах  таланта гениального архитектора.
25 марта 2025
Все материалы

Вопросы и ответы

Как купить цикл или отдельную программу?
Для приобретения необходимого цикла, отдельного фильма, экскурсии или другого авторского продукта, нужно положить его в корзину, затем нажать на кнопку "Оформить заказ".
Следующий шаг - заполнение данных и, непосредственно, оплата.
Онлайн-оплата происходит по безопасному защищенному протоколу через интернет-эквайринг Т-Банка.
Как смотреть программы? Как долго у меня будет к ним доступ?
На указанную Вами почту придет письмо со ссылкой доступа к материалам, доступ открывается сразу после оплаты. Все материалы находятся в защищенном хранилище, вы можете смотретьили слушать программы из любой страны без VPN.
Доступ ко всем купленным фильмама, лекциям, программам, экскурсиям остается у вас навсегда, возвращаться к ним можно любое количество раз.

Как узнать, что вышла новая авторская программа или экскурсия?
Подпишитесь на нашу рассылку и будете получать информацию о новых авторских программах ведущих искусствоведов и специалистов, кураторских экскурсиях на свой e-mail
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0