Часть 1, «Модернизм: врубелевский контекст»
Данная часть посвящена вопросам сближения и размежевания индивидуальных пластических открытий М.А. Врубеля и его символистской поэтики с проблематикой новейших течений в искусстве первой трети ХХ века (в аналитический круг включены мастера «Голубой розы» и раннего авангарда, Василий Кандинский, Павел Филонов, Роберт Фальк, Пабло Пикассо, Марк Ротко и др.).
С целью раскрытия абстрактного и экзистенциального потенциала образов М.А. Врубеля, а также анализа пластических возможностей развития характерного для него приема гранения и призмирования формы, получившего самостоятельный генезис в кубизме, в программе воссоздается пластический диалог полотен художников-модернистов с произведениями М.А. Врубеля. Для обнаружения реальных врубелевских прообразов, которые в свое время способны были оказать влияние на ход западноевропейских художественных поисков, демонстрируются работы М.А. Врубеля, показанные в 1906 году в Париже. Особое внимание сосредоточено на проблеме скрытого, неявного на близком расстоянии влияния символизма на рост поэтического начала в образной структуре живописного или графического произведения.
Часть 2, «Раковины»: поздняя серия графических этюдов»
Вторая часть программы посвящена уникальному по своей артистической выразительности и семантической сложности достижению позднего творческого периода М.А. Врубеля – графической серии «Раковины», наряду с абстрактными образами включающей два фигуративных – «Жемчужину» (1904, ГТГ) и «Тени лагун» (1905, ГТГ)
Особое внимание в этом контексте уделено графической серии М.А. Врубеля «Раковины», которая создавалась во второй половине 1904 – начале 1905 года. Основной акцент в разговоре сделан на тех чертах поэтики мастера, которые теснейшим образом связаны с новым пониманием значения пластической формы в выявлении внутренней сущности художественного образа, его неуловимо-абстрактного начала.
В программе раскрывается история создания серии, отмечаются спорные моменты в ее датировке и репрезентации, анализируется философско-ассоциативный строй произведений. При полном сохранении связи художественного образа с реальным прообразом (раковиной «Морское ушко», принадлежавшей М.А. Врубелю), данная серия этюдов напрямую подводит к разговору об иррациональном начале и экзистенциальных смыслах художественного образа, проявленных через метаморфозу видимой формы. Все это позволяет сделать принципиально важный для всего цикла программ вывод о том, что полифонизм пластической метафоры в творчестве М.А. Врубеля, беря истоки в религиозном искусстве Византии и идеалистическом – символизма, открывает новые грани визуального иносказания в истории искусства конца XIX – начала XX века.
Длительность - 48 минут
Программа курса
Данная часть посвящена вопросам сближения и размежевания индивидуальных пластических открытий М.А. Врубеля и его символистской поэтики с проблематикой новейших течений в искусстве первой трети ХХ века (в аналитический круг включены мастера «Голубой розы» и раннего авангарда, Василий Кандинский, Павел Филонов, Роберт Фальк, Пабло Пикассо, Марк Ротко и др.). С целью раскрытия абстрактного и экзистенциального потенциала образов М.А. Врубеля, а также анализа пластических возможностей развития характерного для него приема гранения и призмирования формы, получившего самостоятельный генезис в кубизме, в программе воссоздается пластический диалог полотен художников-модернистов с произведениями М.А. Врубеля. Для обнаружения реальных врубелевских прообразов, которые в свое время способны были оказать влияние на ход западноевропейских художественных поисков, демонстрируются работы М.А. Врубеля, показанные в 1906 году в Париже. Особое внимание сосредоточено на проблеме скрытого, неявного на близком расстоянии влияния символизма на рост поэтического начала в образной структуре живописного или графического произведения.
Вторая часть программы посвящена уникальному по своей артистической выразительности и семантической сложности достижению позднего творческого периода М.А. Врубеля – графической серии «Раковины», наряду с абстрактными образами включающей два фигуративных – «Жемчужину» (1904, ГТГ) и «Тени лагун» (1905, ГТГ). В программе раскрывается история создания серии, отмечаются спорные моменты в ее датировке и репрезентации, анализируется философско-ассоциативный строй произведений. При полном сохранении связи художественного образа с реальным прообразом (раковиной «Морское ушко», принадлежавшей М.А. Врубелю), данная серия этюдов напрямую подводит к разговору об иррациональном начале и экзистенциальных смыслах художественного образа, проявленных через метаморфозу видимой формы. Все это позволяет сделать принципиально важный для всего цикла программ вывод о том, что полифонизм пластической метафоры в творчестве М.А. Врубеля, беря истоки в религиозном искусстве Византии и идеалистическом – символизма, открывает новые грани визуального иносказания в истории искусства конца XIX – начала XX века.