В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
Нажмите «Купить фильм» — и фильм сразу будет доступен после оплаты в вашем личном кабинете на сайте
Путь Василия Кандинского от выпускника юридического факультета до основателя абстрактного искусства — одна из самых поразительных метаморфоз в истории живописи. Его творческая биография началась с откровения: «Стог сена» Клода Моне и опера Вагнера «Лоэнгрин» перевернули его представление о возможностях искусства, заставив буквально «услышать» цвет и «увидеть» музыку.
Годы ученичества в Мюнхене у Франца Штука, создание общества «Фаланга» и увлечение гравюрой заложили основу его профессионального становления. Формирование уникального стиля стало результатом синтеза ключевых впечатлений: поездки в русскую глубинку, открывшей мощь народного искусства — иконы и лубка; знакомства с открытиями французских фовистов; и жизни в баварском Мурнау, где его художественный язык окончательно кристаллизовался. Этот сплав переживаний привел к рождению первых в мире абстрактных «Импровизаций» и манифеста «О духовном в искусстве».
Откройте формулу творческого прорыва Кандинского:
От юриспруденции к живописи — как юрист-этнограф смог кардинально изменить всю историю искусства XX века
От фигуративности — к абстракции — как предметный мир превращался в чистую живопись.
Синтез искусств — как музыка, цвет и поэзия создали новый художественный язык.
Истоки гения — ключевые встречи и впечатления, определившие творческий путь.
Нажмите «Купить фильм» — и фильм сразу будет доступен после оплаты в вашем личном кабинете на сайте
Заведующая отделом «Музей личных коллекций» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Автор цикла лекций "Творчество Василия Кандинского"
В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
Предмет разговора второго выпуска – декоративность как феномен визуального языка М.А. Врубеля.
В программе впервые звучат стихи самого М.А. Врубеля.
Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
Заключительный выпуск цикла посвящен ключевой теме в разговоре о метаморфозах визуального языка М.А. Врубеля – мере соотношения природы физической и духовной в процессе создания художественного образа.
Программа познакомит вас с интересными фактами, которые в полной мере раскрывают красоту природы форм и образов в творчестве живописца.
Особое внимание уделено музыкальным и литературным интересам художника, в том числе пьесам «Принцесса Грёза» и «Фауст», которые оказали романтико-идеалистическое влияние на понимание М.А. Врубелем жизни художественного образа как самодостаточного явления душевной реальности.
В рамках масштабной выставки «Адепты красного. Малявин & Архипов», проходившей в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 20 сентября 2024 по 23 февраля 2025 года, была подготовлена специальная лекционная программа. Проект объединил двух выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX–XX веков и был приурочен к двум памятным датам: 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина (1869–1940) и 95-летию со дня смерти Абрама Архипова (1862–1930).
Первая часть кураторской экскурсии по выставке «Адепты красного. Малявин&Архипов» проходит в сопровождении куратора выставки Надежды Александровны Мусянковой — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи. Эта экскурсия по выставке — уникальная возможность погрузиться в богатый мир русского искусства начала XX века через творчество Филиппа Малявина — одного из ярчайших художников, создавших свой неповторимый «малявинский» стиль.
Вторая часть экскурсии по выставке «Адепты красного. Малявин&Архипов» предлагает подробный обзор творчества Абрама Архипова. Куратор Евсеева Екатерина Дмитриевна, старший научный сотрудник отдела живописи 2-ой половины XIXв - начала XXв, рассказывает о талантливом русском художнике, ученике В.Е. Маковского, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, чей творческий путь прошёл через многогранные этапы и глубокое погружение в искусство. На выставке мы увидим работы, в которых угадывается влияние учителей и художников итальянской школы. В начале своей карьеры Архипов экспериментировал с различными техниками и стилями, постепенно формируя свой уникальный художественный язык, наполненный любовью к русскому пейзажу и крестьянской жизни.