Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Второй выпуск лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» посвящен монографическому обзору жизненного пути сына Ильи Ефимовича Репина – Юрия Репина (1877–1954) – мастера универсально одаренного, создавшего индивидуальные по интонации образы в разных жанрах изобразительного искусства.
В программе излагаются биографические этапы развития творческой личности художника, освещаются его эстетические и религиозные убеждения, высвечиваются отношения Юрия Репина с отцом, сестрами, коллегами (в частности, Исааком Бродским) и с собственной семьей (женой, сыновьями), сыгравшей большую роль в сложении характерной для него иконографии.
Подробное внимание в программе уделено анализу образного мира Юрия Репина художника глубоко лиричного, чуткого к заветам отца и, вместе с тем, духовно аскетичного, до принципиальности самостоятельного и масштабного в выборе тем — от исторических, религиозных до более камерных портретных и пейзажных.
Отдельный акцент поставлен на раскрытии присущего Юрию Репину синтеза реалистических возможностей визуально-поэтического языка с символистскими аспектами мышления — синтеза, обусловливающего собственное место художника в контексте развития отечественной истории искусства.
Юрий Репин, став главным героем второго выпуска «"Избирательное" родство…», сквозь призму своей судьбы позволяет по-новому взглянуть и на образный мир, созданный Ильей Репиным.
В программе приведено большое количество ранее не публиковавшихся архивных сведений, включающих документальные и фотографические материалы. В показе задействован широкий спектр произведений, хранящихся в музейных фондах и частных коллекциях разных стран.
Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
Фильм «Жить буду не я. Жить будет отрок Варфоломей» открывает перед зрителем уникальный художественный мир Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) — живописца, чьи полотна стали подлинным воплощением русской духовности. Эти пророческие слова сам художник произнес о своем предназначении, интуитивно понимая, что созданные им образы преодолеют границы времени.
В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.
Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.