Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
В программе О.С. Давыдовой раскрываются монументально-декоративные замыслы В.Э. Борисова-Мусатова на примере задуманного им цикла росписей «Времена года». Эскизы были созданы художником во второй половине 1904 – начале 1905 года для центрального холла одного из московских особняков, построенного по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля в Штатном переулке (ныне – Кропоткинский) для владелицы текстильных мануфактур А.И. Дерожинской. Воплощая «ренессансную» мечту В.Э. Борисова-Мусатова о работе с большими плоскостями, визуальная концепция цикла «Времена года» на программном уровне выразила индивидуальные особенности мышления художника в контексте поэтической парадигмы модерна. Потенциально образное решение эскизов было ориентировано на достижение идеального стилистического и пространственно-временного синтеза архитектуры и изобразительного искусства.
«Мечта – вторая реальность», – в эту романтическую истину, как и в то, что произведение искусства – единственный способ выразить и удержать ее подлинный образ, русский художник-символист Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905) верил самозабвенно и бескомпромиссно. Будучи одним из самых неутомимых мечтателей своего времени, В.Э. Борисов-Мусатов настойчиво стремился передать внутренний идеал средствами изобразительного искусства: «…моя греза – умереть, как Гамлет, за мечту», – признавался художник.
Цикл программ «“Мечты и дни” Виктора Борисова-Мусатова» посвящен анализу уникального феномена, с характерной настойчивостью проявившегося в эпоху модерна. На рубеже XIX–XX веков поэтическое начало вышло за границы литературы в область визуального мышления. О творчестве русского художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870–1905) с точки зрения данного процесса, о переплетении его образной системы с событиями реальной биографии и «воображаемыми» воспоминаниями и пойдет речь в выпусках авторского цикла Ольги Давыдовой.