В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
Цикл программ «“Мечты и дни” Виктора Борисова-Мусатова» посвящен анализу уникального феномена, с характерной настойчивостью проявившегося в эпоху модерна. На рубеже XIX–XX веков поэтическое начало вышло за границы литературы в область визуального мышления. О творчестве русского художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870–1905) с точки зрения данного процесса, о переплетении его образной системы с событиями реальной биографии и «воображаемыми» воспоминаниями и пойдет речь в выпусках авторского цикла Ольги Давыдовой.
Кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, ведущий научный сотрудник «Отдела русское искусство XVIII – начала XX века» НИИ РАХ.
За научный вклад в изучение символизма отмечена двумя медалями Российской академии художеств – «Шувалов» (2019) и «Достойному» (2021).
Ольга Сергеевна Давыдова активно работает не только в области истории и теории искусства, но и художественной критики, включая курирование выставочных проектов.
Также является автором 11-ти научно-фундаментальных монографий, 4 из которых коллективные, 7-ми научно-популярных альбомов по искусству, в том числе и для международных выставочных проектов, 8 аудиокниг о русских художниках и более 95 научных и научно-популярных статей.
С 2006 года О.С. Давыдова является постоянным участником Всероссийских и Международных научных конференций, неоднократно выступая в них не только в качестве докладчика, но и члена оргкомитета или куратора.
Автор индивидуальных спецкурсов по изучению символизма и модерна. Член Ассоциации искусствоведов России (АИС) и ICOM.
Все программы
В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
Предмет разговора второго выпуска – декоративность как феномен визуального языка М.А. Врубеля.
В программе впервые звучат стихи самого М.А. Врубеля.
Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
Заключительный выпуск цикла посвящен ключевой теме в разговоре о метаморфозах визуального языка М.А. Врубеля – мере соотношения природы физической и духовной в процессе создания художественного образа.
Программа познакомит вас с интересными фактами, которые в полной мере раскрывают красоту природы форм и образов в творчестве живописца.
Особое внимание уделено музыкальным и литературным интересам художника, в том числе пьесам «Принцесса Грёза» и «Фауст», которые оказали романтико-идеалистическое влияние на понимание М.А. Врубелем жизни художественного образа как самодостаточного явления душевной реальности.
Фильм «Жить буду не я. Жить будет отрок Варфоломей» открывает перед зрителем уникальный художественный мир Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) — живописца, чьи полотна стали подлинным воплощением русской духовности. Эти пророческие слова сам художник произнес о своем предназначении, интуитивно понимая, что созданные им образы преодолеют границы времени.
В рамках масштабной выставки «Адепты красного. Малявин & Архипов», проходившей в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 20 сентября 2024 по 23 февраля 2025 года, была подготовлена специальная лекционная программа. Проект объединил двух выдающихся мастеров русской живописи рубежа XIX–XX веков и был приурочен к двум памятным датам: 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина (1869–1940) и 95-летию со дня смерти Абрама Архипова (1862–1930).
Творческий путь Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) неразрывно связан с его духовными исканиями. Фильм раскрывает особый период в жизни мастера, когда он обратился к монументальной храмовой живописи — пространству, где его художественные идеалы и религиозные поиски обрели новое измерение.
Судьбоносная встреча с Великой княгиней Елизаветой Федоровной привела художника "на леса собора" Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Здесь, в этом сакральном пространстве, созданном архитектором Алексеем Щусевым, Нестерову предстояло не только воплотить свои художественные замыслы, но и продолжить духовный поиск "Святой Руси" — той идеальной России, которую он стремился запечатлеть в своих работах.
В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.
Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.
Первая часть кураторской экскурсии по выставке «Адепты красного. Малявин&Архипов» проходит в сопровождении куратора выставки Надежды Александровны Мусянковой — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи. Эта экскурсия по выставке — уникальная возможность погрузиться в богатый мир русского искусства начала XX века через творчество Филиппа Малявина — одного из ярчайших художников, создавших свой неповторимый «малявинский» стиль.
Вторая часть экскурсии по выставке «Адепты красного. Малявин&Архипов» предлагает подробный обзор творчества Абрама Архипова. Куратор Евсеева Екатерина Дмитриевна, старший научный сотрудник отдела живописи 2-ой половины XIXв - начала XXв, рассказывает о талантливом русском художнике, ученике В.Е. Маковского, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, чей творческий путь прошёл через многогранные этапы и глубокое погружение в искусство. На выставке мы увидим работы, в которых угадывается влияние учителей и художников итальянской школы. В начале своей карьеры Архипов экспериментировал с различными техниками и стилями, постепенно формируя свой уникальный художественный язык, наполненный любовью к русскому пейзажу и крестьянской жизни.