Алексей Щусев и театр
Проект «Александровский сад» при участии МХТ имени А.П.Чехова представляет уникальную программу Валентины Хаировой, в которой впервые опубликована аудиозапись воспоминаний А.В. Щусева.
Алексей Щусев – архитектурный гений трех эпох. Во всех смыслах; и, прежде всего, в исходном значении слова, дошедшем до нас через Пушкина (помните, «гений чистой красоты»?) – как дух и воплощение сути. Мало кому удавалось создать столь разные творения и в тоже время столь схожие в своей знаковости и мере созвучности времени: собор Марфо-Мариинской обители, Мавзолей Ленина, интерьер одной из ярчайших станций метро, Комсомольской. Как такое возможно?
Широта дарования Алексея Викторовича Щусева кажется непостижимой, она не вмещается в стандартные представления о творческом почерке. Вероятно, именно поэтому с еще большим трудом поддаются познанию дополнительные ипостаси архитектора - прекрасного рисовальщика и театрального художника. До сих пор об этой стороне его творчества известно немного; еще меньше написано и сказано.
Алексея – Алешу – Щусева С ТЕАТРОМ свела сама судьба. В раннем детстве он был свидетелем сценических увлечений матери, постоянной участницы общества любителей драматического искусства при кишиневском театре Гроссмана. Годы учебы в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств завершили формирование тонкого ценителя Мельпомены. Алексей с друзьями по академии с восторгом окунулся в театральную жизнь северной столицы.
Одно из ярчайших впечатлений юности (по свидетельству самого Алексея Викторовича) – первые гастроли Московского Художественного театра в Петербурге в 1903 году. Культурное событие обещало быть незаурядным. Дело в том, что реноме гостей было спорным – натурализм московской театральной школы воспринимался некоторыми петербуржцами с улыбкой, если не сказать с усмешкой. Возможно, кто-то ожидал провала.
В Петербурге были представлены две мхатовские постановки: «Дядя Ваня» А. Чехова и «На дне» М. Горького, всего 18 спектаклей. Щусеву повезло - у его знакомых был абонемент, юношу взяли с собой. На сцене блистали Василий Качалов и сам К.С. Станиславский. Актеры буквально гипнотизировали зрительный зал. Публика была завоевана. «Распрекрасная» (по выражению Щусева) правда жизни, изливавшаяся со сцены, знаменовала новое, первостатейное явление в русском искусстве – Художественный театр.
Вторая судьбоносная встреча Щусева с МХАТ произошла в 1926 году. Архитектору предложили сделать ДЛЯ ТЕАТРА костюмы и декорации к мелодраме «Сестры Жерар». Щусев недоумевал – он не был театральным декоратором. Но на участии архитектора настаивал Станиславский, в аргументации напирая на необходимость не только художественных решений сценографии, но и технических. Алексей Викторович с такой логикой согласился.
Спектакль рассказывал трогательную историю двух девушек-сирот на фоне Французской революции 1789 г. Заключительные сцены представляли всеобщее ликование по поводу падения Бастилии и вынесение вердикта революционного трибунала в зале суда. Эпичный финал, разумеется, способствовал и разрешению личных коллизий героинь.
Задача сценографа предполагала создание ряда городских пейзажей и интерьеров, разработку исторических костюмов. По мнению Станиславского, жанр мелодрамы исключал какую-либо условность; костюмы, грим, оформление сцены должны были быть реальны и подробны.
Станиславский «заставил» Щусева быть на всех репетициях – творческие поиски художника и актеров шли параллельно, вновь найденные решения оказывались неокончательными. Впоследствии архитектор оценивал свое участие в спектакле как счастливую возможность видеть, как великий режиссер работал с актерами.
После «Сестер Жерар» Щусев вернулся к роли преданного зрителя МХАТ, посещал важнейшие театральные события. Сохранились свидетельства переписки Щусева со Станиславским; дружеские отношения связывали архитектора с некоторыми актерами труппы. В то же время происходило и некое профессиональное взаимодействие - в конце 1920-х Щусев проектировал жилой дом для работников театра.
Третьей ключевой вехой в истории отношений Алексея Викторовича Щусева с Художественным театром можно считать юбилейное собрание в 1948 году в честь 50-летия МХТ имени А.П.Чехова. Почетный гость выступил с личными воспоминаниями О ТЕАТРЕ. Подлинный голос Щусева, эмоции живой речи, отклик слушателей делают эту аудиозапись драгоценным свидетельством долгого и счастливого РОМАНА С ТЕАТРОМ. Невероятно, но это выступление сохранилось в Российском государственном архиве фонодокументов.
Речь Алексея Щусева можно услышать в уникальном фильме, созданном в рамках просветительского проекта "Александровский сад". Его появление стало возможным благодаря любезному участию в проекте Московского Художественного театра имени А.П.Чехова. Видеоряд составляют атмосферные съемки в пустом зрительном зале в сезон гастролей, прогулка по закулисью и музею Московского Художественного театра имени А.П.Чехова. «Александровский сад» выражает глубокую признательность:
Константину Юрьевичу Хабенскому, Художественному руководителю - директору МХТ имени А.П. Чехова
Павлу Эльфидовичу Ващилину, Директору Музея МХАТ
Евгению Анатольевичу Конюхову, Главному хранителю Музея МХАТ
Анастасии Казьминой, специалисту по связям с общественностью.