Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Программы и лекции

Алексей Щусев и театр

Алексей Щусев и театр

Цикл программ 1 фильм В записи Доступ навсегда

Об этом цикле

Алексей Щусев – архитектурный гений трех эпох. Во всех смыслах; и, прежде всего, в исходном значении слова, дошедшем до нас через Пушкина (помните, «гений чистой красоты»?) – как дух и воплощение сути. Мало кому удавалось создать столь разные творения и в тоже время столь схожие в своей знаковости и мере созвучности времени: собор Марфо-Мариинской обители, Мавзолей Ленина, интерьер одной из ярчайших станций метро, Комсомольской. Как такое возможно? 

Широта дарования Алексея Викторовича Щусева кажется непостижимой, она не вмещается в стандартные представления о творческом почерке. Вероятно, именно поэтому с еще большим трудом поддаются познанию дополнительные ипостаси архитектора - прекрасного рисовальщика и театрального художника. До сих пор об этой стороне его творчества известно немного; еще меньше написано и сказано.

Алексея – Алешу – Щусева С ТЕАТРОМ свела сама судьба. В раннем детстве он был свидетелем сценических увлечений матери, постоянной участницы общества любителей драматического искусства при кишиневском театре Гроссмана. Годы учебы в Высшем художественном училище петербургской Академии художеств завершили формирование тонкого ценителя Мельпомены. Алексей с друзьями по академии с восторгом окунулся в театральную жизнь северной столицы.

Одно из ярчайших впечатлений юности (по свидетельству самого Алексея Викторовича) – первые гастроли Московского Художественного театра в Петербурге в 1903 году. Культурное событие обещало быть незаурядным. Дело в том, что реноме гостей было спорным – натурализм московской театральной школы воспринимался некоторыми петербуржцами с улыбкой, если не сказать с усмешкой. Возможно, кто-то ожидал провала.

В Петербурге были представлены две мхатовские постановки: «Дядя Ваня» А. Чехова и «На дне» М. Горького, всего 18 спектаклей. Щусеву повезло - у его знакомых был абонемент, юношу взяли с собой. На сцене блистали Василий Качалов и сам К.С. Станиславский. Актеры буквально гипнотизировали зрительный зал. Публика была завоевана. «Распрекрасная» (по выражению Щусева) правда жизни, изливавшаяся со сцены, знаменовала новое, первостатейное явление в русском искусстве – Художественный театр.  

Вторая судьбоносная встреча Щусева с МХАТ произошла в 1926 году. Архитектору предложили сделать ДЛЯ ТЕАТРА костюмы и декорации к мелодраме «Сестры Жерар». Щусев недоумевал – он не был театральным декоратором. Но на участии архитектора настаивал Станиславский, в аргументации напирая на необходимость не только художественных решений сценографии, но и технических. Алексей Викторович с такой логикой согласился. 

Спектакль рассказывал трогательную историю двух девушек-сирот на фоне Французской революции 1789 г. Заключительные сцены представляли всеобщее ликование по поводу падения Бастилии и вынесение вердикта революционного трибунала в зале суда. Эпичный финал, разумеется,  способствовал и разрешению личных коллизий героинь. 

Задача сценографа предполагала создание ряда городских пейзажей и интерьеров, разработку исторических костюмов. По мнению Станиславского, жанр мелодрамы исключал какую-либо условность; костюмы, грим, оформление сцены должны были быть реальны и подробны.

Станиславский «заставил» Щусева быть на всех репетициях – творческие поиски художника и актеров шли параллельно, вновь найденные решения оказывались неокончательными. Впоследствии архитектор оценивал свое участие в спектакле как счастливую возможность видеть, как великий режиссер работал с актерами.

После «Сестер Жерар» Щусев вернулся к роли преданного зрителя МХАТ, посещал важнейшие театральные события. Сохранились свидетельства переписки Щусева со Станиславским; дружеские отношения связывали архитектора с некоторыми актерами труппы. В то же время происходило и некое профессиональное взаимодействие - в конце 1920-х Щусев  проектировал жилой дом для работников театра.

Третьей ключевой вехой в истории отношений Алексея Викторовича Щусева с Художественным театром можно считать юбилейное собрание в 1948 году в честь 50-летия МХТ имени А.П.Чехова. Почетный гость выступил с личными воспоминаниями О ТЕАТРЕ. Подлинный голос Щусева, эмоции живой речи, отклик слушателей делают эту аудиозапись драгоценным свидетельством долгого и счастливого РОМАНА С ТЕАТРОМ. Невероятно, но это выступление сохранилось в Российском государственном архиве фонодокументов. 

Речь Алексея Щусева можно услышать в уникальном фильме, созданном в рамках просветительского проекта "Александровский сад". Его появление стало возможным благодаря любезному участию в проекте Московского Художественного театра имени А.П.Чехова. Видеоряд составляют атмосферные съемки в пустом зрительном зале в сезон гастролей, прогулка по закулисью и музею Московского Художественного театра имени А.П.Чехова. «Александровский сад» выражает глубокую признательность:

Константину Юрьевичу Хабенскому, Художественному руководителю - директору МХТ имени А.П. Чехова

Павлу Эльфидовичу Ващилину, Директору Музея МХАТ

Евгению Анатольевичу Конюхову, Главному хранителю Музея МХАТ

Анастасии Казьминой, специалисту по связям с общественностью.


«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
При явном понимании научным сообществом всей многогранности творческой натуры Щусева и безусловном интересе к нему исследователей за прошедшие десятилетия так и не произошло обращения к обширной теме взаимоотношений между зодчим и миром сценических подмостков, сквозной на протяжении всей его жизни.
Перейти к программе
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»

Автор и куратор программы

Хаирова Валентина Шайхитдиновна
Хаирова Валентина Шайхитдиновна

Специалист в области изучения английского (и шотландского как его частного случая) искусства второй половины XIX – начала XX веков как в качестве самостоятельного феномена, так и с точки зрения взаимоотношений с русским искусством. Основная сфера исследований – искусство эпохи модерна.

Подробнее

В.Ш. Хаирова является автором первой в России научно-фундаментальной монографии о ярком представителе шотландского модерна, архитекторе и дизайнере Ч.Р. Макинтоше (2016); более 70 научных и научно-популярных статей; одним из ответственных редакторов и составителей сборника научных трудов под руководством И.Е Светлова «Английский символизм: своеобразие и европейский радиус» (сборник стал лауреатом премии конкурса научных работ Государственного института искусствознания в номинации «Коллективные работы» за 2023 год).

Среди трудов В.Ш. Хаировой – более 30 исследований об английском и шотландском искусстве второй половины XIX – начале XX веков.

Кроме этого, ее перу принадлежат больше 30 статей о провинциальной архитектуре Калужской губернии конца XIX – начала XX века. Но главной своей заслугой она считает добавление новых неизвестных страниц к книгам жизни историка архитектуры Г.К. Лукомского, а также таких ныне почти забытых деятелей искусства, как архитектор М.Ф. Грановский и скульптор Е.Д. Никифорова−Кирпичникова, родившихся в Калуге или создававших там свои произведения.

Все программы

Материалы, которые могут вам понравиться

Творческий союз архитектора и художника
Творческий союз архитектора и художника
«Творческий союз архитектора и художника» — первая часть увлекательного цикла лекций о плодотворной совместной работе двух гениальных русских мастеров эпохи модернизма — Николая Константиновича Рериха и Алексея Викторовича Щусева. Она знакомит слушателя с годами их учебы и началом сотрудничества.
23 июня 2025
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
Часовня Святой Анастасии — один из немногочисленных храмов Алексея Викторовича Щусева, которые удалось сохранить на территории современной России, и уникальный образец дошедших до наших дней церковных росписей Николая Константиновича Рериха. Она относится к Псковскому музею-заповеднику.
29 мая 2025
Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
История создания одного из самых значимых мемориальных памятников в России — надгробия Архипу Ивановичу Куинджи в Петербурге — раскрывает уникальный творческий путь архитектора Алексея Щусева и художника Николая Рериха. Оба мастера считали Архипа Ивановича одним из своих важнейших учителей по Императорской Академии художеств. Вероятно, именно благодаря влиянию Куинджи они обладали тонким чувством цвета и художественным чутьём. После смерти наставника Алексей Щусев, а затем по его приглашению – Николай Рерих включились в работу над его надгробием, ныне занявшим достойное место в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры Петербурга.

29 мая 2025
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском

Духовный путь в живописи через образ отрока Варфоломея. Сквозь призму творчества — к глубинам русской духовности

Фильм «Жить буду не я. Жить будет отрок Варфоломей» открывает перед зрителем уникальный художественный мир Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) — живописца, чьи полотна стали подлинным воплощением русской духовности. Эти пророческие слова сам художник произнес о своем предназначении, интуитивно понимая, что созданные им образы преодолеют границы времени.

23 мая 2025
Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества

Грандиозный архитектурно-художественный проект по строительству и оформлению Казанского вокзала в Москве стал кульминацией долгого и плодотворного союза Николая Рериха и Алексея Щусева. Масштаб архитектурного замысла Казанского вокзала полностью соответствовал его художественному оформлению и создавался под руководством архитектора в тесном сотрудничестве с художниками творческого объединения «Мир Искусства».

29 мая 2025
На лесах соборов
На лесах соборов

Духовное восхождение

Творческий путь Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) неразрывно связан с его духовными исканиями. Фильм раскрывает особый период в жизни мастера, когда он обратился к монументальной храмовой живописи — пространству, где его художественные идеалы и религиозные поиски обрели новое измерение.
Судьбоносная встреча с Великой княгиней Елизаветой Федоровной привела художника "на леса собора" Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Здесь, в этом сакральном пространстве, созданном архитектором Алексеем Щусевым, Нестерову предстояло не только воплотить свои художественные замыслы, но и продолжить духовный поиск "Святой Руси" — той идеальной России, которую он стремился запечатлеть в своих работах.

26 мая 2025
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова

Представляем вам увлекательную и познавательную лекцию, посвященную одному из самых ярких памятников московской архитектуры эпохи модерна — Покровскому храму Марфо-Мариинской обители. Это выдающееся архитектурное произведение является живым свидетельством профессионализма и вдохновения двух великих мастеров — Алексея Викторовича Щусева и Михаила Васильевича Нестерова. Храм занимает особое место в истории русского искусства, как одно из немногих полностью завершенных произведений Щусева дореволюционного периода, в котором гармонично сочетаются архитектура, живопись и декоративное искусство.

16 июня 2025
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
В программе представлен концептуальный искусствоведческий обзор выставки Николая Константиновича Рериха (1874–1947), проходившей в Третьяковской галерее и приуроченной к 150-летию со Дня рождения художника (10 октября 2023 – 10 марта 2024; Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10).
30 июня 2025
Святая Русь Михаила Нестерова
Святая Русь Михаила Нестерова

Ключевые полотна и духовные поиски мастера

В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.

Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.

26 мая 2025
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Николай Константинович Рерих (1874–1947) – универсально одаренная личность, творческий потенциал которой проявился как в области изобразительного искусства, так и литературы, художественной критики, философии, археологии, общественной и научно-исследовательской деятельности.
30 июня 2025
Казанский вокзал в Москве. История создания
Казанский вокзал в Москве. История создания

В начале XX века Москва стала свидетелем грандиозного архитектурного события — строительства нового здания Казанского вокзала. По задумке строителей — это был не просто транспортный узел. Вокзал должен был стать манифестом русской культуры, воплощённый в архитектурном решении и в амбициозном ансамбле росписей. Масштабы проекта поражали: вокзал задумывался как символ пути на Восток, соединяющий европейскую строгость и азиатскую роскошь, древнерусские традиции и новаторство модерна.



30 июня 2025
Кураторская экскурсия по выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее
Кураторская экскурсия по выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее

В рамках 150-летия со дня рождения Николая Рериха Государственная Третьяковская галерея с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года представила масштабную ретроспективу, посвященную творчеству выдающегося русского художника, мыслителя и путешественника. В сопровождении куратора выставки Владимира Никишина вы сможете заново открыть для себя художественный мир Рериха и в очередной раз попытаться разгадать мистические знаки его полотен.


25 июня 2025
«СочинилЪ АрхитекторЪ. ЩусевЪ» к 150-летию архитектора во Всероссийском музее декоративного искусства
«СочинилЪ АрхитекторЪ. ЩусевЪ» к 150-летию архитектора во Всероссийском музее декоративного искусства
Представляем вам лекцию искусствоведа, преподавателя, специалиста по творчеству А.В.Щусева Сергея Колузакова, записанная в конце 2023 г. в стенах Музея декоративного искусства в Москве на выставке, посвященной 150-летию  архитектора. Выставка уникальна тем, что показывает многогранность и размах  таланта гениального архитектора.
25 марта 2025
Все материалы

Вопросы и ответы

Как купить цикл или отдельную программу?
Для приобретения необходимого цикла, отдельного фильма, экскурсии или другого авторского продукта, нужно положить его в корзину, затем нажать на кнопку "Оформить заказ".
Следующий шаг - заполнение данных и, непосредственно, оплата.
Онлайн-оплата происходит по безопасному защищенному протоколу через интернет-эквайринг Т-Банка.
Как смотреть программы? Как долго у меня будет к ним доступ?
На указанную Вами почту придет письмо со ссылкой доступа к материалам, доступ открывается сразу после оплаты. Все материалы находятся в защищенном хранилище, вы можете смотретьили слушать программы из любой страны без VPN.
Доступ ко всем купленным фильмама, лекциям, программам, экскурсиям остается у вас навсегда, возвращаться к ним можно любое количество раз.

Как узнать, что вышла новая авторская программа или экскурсия?
Подпишитесь на нашу рассылку и будете получать информацию о новых авторских программах ведущих искусствоведов и специалистов, кураторских экскурсиях на свой e-mail
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0