Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Программы и лекции

Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова

Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова

Цикл программ 8 фильмов В записи Доступ навсегда

Об этом цикле

В центре внимания цикла лекций Николетты Мислер и Джона Э. Боулта — жизнь и творческое наследие художника Павла Николаевича Филонова (Москва, 1883 г. — блокада Ленинграда, 1941 г.), которого до сих пор часто недооценивают, а то и часто недооценивают в опубликованных обзорах русского модернизма. Возможно, основной причиной этого пренебрежения является явная сложность его искусства, а также его отказ следовать более знакомому и, вероятно, более доступному пути геометрической абстракции, его отказ от эстетического компромисса и его настойчивое утверждение, что только через практически монашескую преданность художественному ремеслу можно создать настоящее произведение искусства.

Окутанная тайной личная жизнь П.Н. Филонова изобиловала превратностями: исключенный из Петербургской Академии художеств в 1910 году, он подал прошение о восстановлении в должности, был восстановлен – а затем подал в отставку; во время Гранд-тура по Австрии, Италии, Франции и Германии в 1912 году он пережил момент трансформации: облысел, замкнулся в себе и стал интровертом; он сражался на передовой во время Первой мировой войны; он считал, что его картины продолжают расти и развиваться вне контроля художника; он отказался продавать свои произведения, считая их своими детьми; он употреблял крепкий чай и табак; он непоколебимо верил в свою систему и оказывал харизматическое влияние на многих ленинградских студентов.

В названии этого цикла использованы филоновские понятия «видящего глаза» и «знающего глаза» - своего рода формула, согласно которой зрение всегда должно быть объединено и модифицировано объективным знанием, социальным опытом и интеллектом. Хотя живописное и литературное наследие П.Н. Филонова вызывает все более пристальное внимание как в интеллектуальном, так и в коммерческом плане, его искусство по-прежнему остается загадочным, даже несмотря на то, что большинство его картин хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и теперь часто воспроизводятся и экспонируются, в том числе на ретроспективной выставке Филонова в московском «Зарядье», состоявшейся несколько месяцев назад. Если современникам Павла Филонова, таким как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящаются многочисленные публикации, конференции, а их наследие постоянно экспонируется, то в биографии Павла Филонова и в понимании его эстетического развития остаются серьезные пробелы: основные вопросы стилистического происхождения еще не решены и требуют уточнения, предстоит установить точную хронологию его картин (собственные удлиненные даты отдельных картин П.Н. Филонова ставят перед исследователем особенно трудную проблему), трактовку художником православной традиции (отраженную, например, в его изображениях Святого Семейства и в библейских эпизодах) и даже смысл и функция его образного репертуара до сих пор вызывают недопонимание. Особенно сложная задача – выявить и определить источники и ресурсы, которые сильнее всего повлияли на собственно тематическое и стилистическое развитие П.Н. Филонова; лишь немногие из искомых ресурсов упоминаются художником или отчетливо проявляются в его произведениях. Несмотря на определенные источники, центральные для Филонова понятия — аналитическая живопись, формула и так называемая сделанность — также остаются не вполне ясными. То же самое может быть сказано относительно того, как его ученики и последователи воспринимали и интерпретировали художественную программу Павла Филонова, его педагогическую методику. Другой круг по-прежнему актуальных проблем - столкновение резкой и непокорной индивидуальности Филонова с чуждыми ему творческими инициативами, а также его позиция в различных коллективных предприятиях.

В картинах П.Н. Филонова нет ни радости жизни, ни чувства юмора, свойственных, например, Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, или, скажем, упорядоченной чувствительности Любови Поповой и Александра Родченко; в каком-то смысле каждая его картина и рисунок столь же неэстетичны, как например кусок камня, или дерево, или человеческая голова. В отличие от импровизаций Василия Кандинского или супрематических картин Казимира Малевича, искусство Павла Филонова по своей сути фигуративно, хотя и редко может быть названо «понятным». Действительно, несмотря на частое употребление П.Н. Филоновым в его произведениях слова «интеллект», его живопись опирается на очень своеобразную точку зрения, а именно на то, что он назвал «расцвет». Одна тема цикла лекций - «нео-натурализм» Филонова, точнее, отношение художника к естественным наукам, в том числе к атомарности.

Самое главное, что отсутствует в исследованиях, посвященных П.Н. Филонову, это точная хронология eго жизни и конкретные элементы, определившие суть и стиль его творчества - ответственность за данный недостаток, возможно, несет сам художник: «Я не люблю говорить о своей жизни», — утверждал он. В результате о Филонове рассказывают немало любопытных историй – о том, как он относился к своим картинам как к живым существам, о времени, проведенном в сумасшедшем доме под наблюдением невролога Владимира Михайловича Бехтерева, об отношении к живописи и рисунку, которые художник признавал одним целым: «Я пишу тушью», — говорил он.

Стойкий и догматичный, П.Н. Филонов утверждал, что настоящий художник — это искусный мастер, который должен разбираться в вопросах анатомии, перспективы и композиции, что искусство должно не продаваться, а сохраняться для будущих поколений и что художник должен уважать политическую власть как академический авторитет. «Однажды в эту комнату войдет Сталин», — заявил как-то Павел Филонов, представляя, как глава государства посещает его дом.

Остается надеяться, что серия из восьми лекций «Видящий глаз, знающий глаз» поможет заполнить эти пробелы.


Биография/Общая оценка
Детство в Рязани, Москве. Академия в СПб. Путешествие по Близкому Востоку и Европе. Ознакомление с музеями, классическим искусством, немецким ренессансом (напр., с Дюрером). Первая мировая война, Революция, Аналитическое искусство, Школа Филонова и «филоновцы»; соцреализм и '30-е годы; его сестры в частности, Евдокия Николаевна; мемуары.
Перейти к программе
Биография/Общая оценка
Религия
Православие, иконы, иконопись; икона св. Екатерины Филонова и как мы нашли ее в Париже. Родственники во Франции, Англии и Америке. Священник Аббот Герман в Калифорнии.
Перейти к программе
Религия
Смерть и девушка
Двойные образы, хрупкость женской красоты и параллели с немецким и нидерландским ренессансом; физиология; отношение Филонова к Вечной женственности; влияние символизма на его ранние мировоззрение и произведения.
Перейти к программе
Смерть и девушка
Пропевень о проросли мировой
Филонов и Хлебников, Пропевень и заумь, Пропевень как «космическое предчувствие»; источники. Филонов как писатель. Видео спектакля «Пропевень» в Центре Гетти в Лос-Анджелесе в 2005 г.
Перейти к программе
Пропевень о проросли мировой
Кристалл
Филонов и естественные науки; материя и геометризм; кристалл как начало жизни; распыление кристалла и конец жизни; Матюшин и кристаллография.
Перейти к программе
Кристалл
Атомная энергия
Связи между Филоновым и Капицой; обсуждения об атоме, aтoмной энергии и его применении в печати в 1910—20-годы; что означает «атом» для Филонова.
Перейти к программе
Атомная энергия
Значение понятия "аналитическое искусство"
Откуда у Филонова термин "аналитическое искусство"? Анализ в математическом, научном, смысле? От частного к общему. Подвижники Филонова и аналитического искусства: Ковтун, Завалишин, Пронина.
Перейти к программе
Значение понятия "аналитическое искусство"
Загадки и тайны
«Эпизод» во время европейского путешествия. Жена, Екатерина Серебрякова, и ее сыновья, фальшивки, работы, которые исчезли. Откуда «Пир королей»? Почему арестовали его студентов, а не его? Первые дневники? Картины остаются нерасшифрованными. «Живость» и свет его картин; его «не-выставка» ГРМ в 1929 г.
Перейти к программе
Загадки и тайны

Автор и куратор программы

Джон Эллис Боулт
Джон Эллис Боулт
Профессор Кафедры славянских языков при Университетах Южной Калифорнии, Лос-Анджелес, США, где он также является директором Института современной русской культуры. Подробнее

Джон Эллис Боулт опубликовал много книг и статей о русском искусстве, в частности о символизме и авангарде: среди его последних монографий -- Moscow, St. Petersburg. Art and Culture during the Russian Silver Age (Нью-Йорк, 2008); с Еленой Теркель, литературное наследие Л.С. Бакста: «Моя душа открыта»: Литературное и эпистолярное наследие Л.С. Бакста (Москва, 2012); и The Russian Avant-Garde; Theory and Criticism 1902-1934 (Лондон, 2017).

Все программы

Материалы, которые могут вам понравиться

Визуальная логика цветка: концы и начала
Визуальная логика цветка: концы и начала

В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.

В контексте новых документальных материалов и биографических событий, возникающих уже за пределами хронологических границ жизни М.А. Врубеля, в программе предлагается взглянуть на то, как современники воспринимали личность художника в первые дни его ухода.

01 апреля 2025
Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля

Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.

01 апреля 2025
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым

«Работать и жить для других! Именно это даёт радость! Попробуйте, кто не пробовал!» - слова наставника Б.А. Диодорова и христианская истина, с которой народный художник Российской Федерации, Лауреат Премии Президента Российской Федерации, Член Союза художников России, Борис Аркадьевич Диодоров идёт своим путём – всегда в поиске, не обращая внимания на звания и награды. Ведь там, где есть искусство, нет места корыстным помыслам.

02 апреля 2025
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
В программе представлен концептуальный искусствоведческий обзор выставки Николая Константиновича Рериха (1874–1947), проходившей в Третьяковской галерее и приуроченной к 150-летию со Дня рождения художника (10 октября 2023 – 10 марта 2024; Новая Третьяковка, Москва, Крымский Вал, 10).
01 апреля 2025
Святая Русь Михаила Нестерова
Святая Русь Михаила Нестерова

Ключевые полотна и духовные поиски мастера

В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.

Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.

13 мая 2025
Все материалы

Вопросы и ответы

Как купить цикл или отдельную программу?
Для приобретения необходимого цикла, отдельного фильма, экскурсии или другого авторского продукта, нужно положить его в корзину, затем нажать на кнопку "Оформить заказ".
Следующий шаг - заполнение данных и, непосредственно, оплата.
Онлайн-оплата происходит по безопасному защищенному протоколу через интернет-эквайринг Т-Банка.
Как смотреть программы? Как долго у меня будет к ним доступ?
На указанную Вами почту придет письмо со ссылкой доступа к материалам, доступ открывается сразу после оплаты. Все материалы находятся в защищенном хранилище, вы можете смотретьили слушать программы из любой страны без VPN.
Доступ ко всем купленным фильмама, лекциям, программам, экскурсиям остается у вас навсегда, возвращаться к ним можно любое количество раз.

Как узнать, что вышла новая авторская программа или экскурсия?
Подпишитесь на нашу рассылку и будете получать информацию о новых авторских программах ведущих искусствоведов и специалистов, кураторских экскурсиях на свой e-mail
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0