В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
В центре внимания цикла лекций Николетты Мислер и Джона Э. Боулта — жизнь и творческое наследие художника Павла Николаевича Филонова (Москва, 1883 г. — блокада Ленинграда, 1941 г.), которого до сих пор часто недооценивают, а то и часто недооценивают в опубликованных обзорах русского модернизма. Возможно, основной причиной этого пренебрежения является явная сложность его искусства, а также его отказ следовать более знакомому и, вероятно, более доступному пути геометрической абстракции, его отказ от эстетического компромисса и его настойчивое утверждение, что только через практически монашескую преданность художественному ремеслу можно создать настоящее произведение искусства.
Окутанная тайной личная жизнь П.Н. Филонова изобиловала превратностями: исключенный из Петербургской Академии художеств в 1910 году, он подал прошение о восстановлении в должности, был восстановлен – а затем подал в отставку; во время Гранд-тура по Австрии, Италии, Франции и Германии в 1912 году он пережил момент трансформации: облысел, замкнулся в себе и стал интровертом; он сражался на передовой во время Первой мировой войны; он считал, что его картины продолжают расти и развиваться вне контроля художника; он отказался продавать свои произведения, считая их своими детьми; он употреблял крепкий чай и табак; он непоколебимо верил в свою систему и оказывал харизматическое влияние на многих ленинградских студентов.
В названии этого цикла использованы филоновские понятия «видящего глаза» и «знающего глаза» - своего рода формула, согласно которой зрение всегда должно быть объединено и модифицировано объективным знанием, социальным опытом и интеллектом. Хотя живописное и литературное наследие П.Н. Филонова вызывает все более пристальное внимание как в интеллектуальном, так и в коммерческом плане, его искусство по-прежнему остается загадочным, даже несмотря на то, что большинство его картин хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и теперь часто воспроизводятся и экспонируются, в том числе на ретроспективной выставке Филонова в московском «Зарядье», состоявшейся несколько месяцев назад. Если современникам Павла Филонова, таким как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящаются многочисленные публикации, конференции, а их наследие постоянно экспонируется, то в биографии Павла Филонова и в понимании его эстетического развития остаются серьезные пробелы: основные вопросы стилистического происхождения еще не решены и требуют уточнения, предстоит установить точную хронологию его картин (собственные удлиненные даты отдельных картин П.Н. Филонова ставят перед исследователем особенно трудную проблему), трактовку художником православной традиции (отраженную, например, в его изображениях Святого Семейства и в библейских эпизодах) и даже смысл и функция его образного репертуара до сих пор вызывают недопонимание. Особенно сложная задача – выявить и определить источники и ресурсы, которые сильнее всего повлияли на собственно тематическое и стилистическое развитие П.Н. Филонова; лишь немногие из искомых ресурсов упоминаются художником или отчетливо проявляются в его произведениях. Несмотря на определенные источники, центральные для Филонова понятия — аналитическая живопись, формула и так называемая сделанность — также остаются не вполне ясными. То же самое может быть сказано относительно того, как его ученики и последователи воспринимали и интерпретировали художественную программу Павла Филонова, его педагогическую методику. Другой круг по-прежнему актуальных проблем - столкновение резкой и непокорной индивидуальности Филонова с чуждыми ему творческими инициативами, а также его позиция в различных коллективных предприятиях.
В картинах П.Н. Филонова нет ни радости жизни, ни чувства юмора, свойственных, например, Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, или, скажем, упорядоченной чувствительности Любови Поповой и Александра Родченко; в каком-то смысле каждая его картина и рисунок столь же неэстетичны, как например кусок камня, или дерево, или человеческая голова. В отличие от импровизаций Василия Кандинского или супрематических картин Казимира Малевича, искусство Павла Филонова по своей сути фигуративно, хотя и редко может быть названо «понятным». Действительно, несмотря на частое употребление П.Н. Филоновым в его произведениях слова «интеллект», его живопись опирается на очень своеобразную точку зрения, а именно на то, что он назвал «расцвет». Одна тема цикла лекций - «нео-натурализм» Филонова, точнее, отношение художника к естественным наукам, в том числе к атомарности.
Самое главное, что отсутствует в исследованиях, посвященных П.Н. Филонову, это точная хронология eго жизни и конкретные элементы, определившие суть и стиль его творчества - ответственность за данный недостаток, возможно, несет сам художник: «Я не люблю говорить о своей жизни», — утверждал он. В результате о Филонове рассказывают немало любопытных историй – о том, как он относился к своим картинам как к живым существам, о времени, проведенном в сумасшедшем доме под наблюдением невролога Владимира Михайловича Бехтерева, об отношении к живописи и рисунку, которые художник признавал одним целым: «Я пишу тушью», — говорил он.
Стойкий и догматичный, П.Н. Филонов утверждал, что настоящий художник — это искусный мастер, который должен разбираться в вопросах анатомии, перспективы и композиции, что искусство должно не продаваться, а сохраняться для будущих поколений и что художник должен уважать политическую власть как академический авторитет. «Однажды в эту комнату войдет Сталин», — заявил как-то Павел Филонов, представляя, как глава государства посещает его дом.
Остается надеяться, что серия из восьми лекций «Видящий глаз, знающий глаз» поможет заполнить эти пробелы.
Джон Эллис Боулт опубликовал много книг и статей о русском искусстве, в частности о символизме и авангарде: среди его последних монографий -- Moscow, St. Petersburg. Art and Culture during the Russian Silver Age (Нью-Йорк, 2008); с Еленой Теркель, литературное наследие Л.С. Бакста: «Моя душа открыта»: Литературное и эпистолярное наследие Л.С. Бакста (Москва, 2012); и The Russian Avant-Garde; Theory and Criticism 1902-1934 (Лондон, 2017).
Все программы
В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.
Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
«Работать и жить для других! Именно это даёт радость! Попробуйте, кто не пробовал!» - слова наставника Б.А. Диодорова и христианская истина, с которой народный художник Российской Федерации, Лауреат Премии Президента Российской Федерации, Член Союза художников России, Борис Аркадьевич Диодоров идёт своим путём – всегда в поиске, не обращая внимания на звания и награды. Ведь там, где есть искусство, нет места корыстным помыслам.
В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.
Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.