Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
От стиля эпохи к личностям
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
На примере творческого диалога Ильи Репина с современниками разных поколений второй половины XIX – начала XX века в первом выпуске лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» прослежена взаимосвязь, существующая между постоянно обновляющимися тенденциями в искусстве.
Фильм 1, «От стиля эпохи к личностям»
На примере творческого диалога Ильи Репина с современниками разных поколений второй половины XIX – начала XX века в первом выпуске лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» прослежена взаимосвязь, существующая между постоянно обновляющимися тенденциями в искусстве.
В программе «От стиля эпохи к личностям» воссоздана синтетичная атмосфера, предшествовавшая кристаллизации эстетических веяний эпохи модерна, с расцветом которой связаны первые профессиональные шаги сына Ильи Репина — Юрия.
Подобный авторский подход позволил не только панорамно осветить индивидуальный путь Ильи Репина в истории искусства, обозначив основные ориентиры его понимания творческих задач, в том числе и эстетических, но и показать отношение мастера к модернистским поискам разных стадий (от ранних символистских до авангардных).
На фоне разговора об Илье и Юрии Репиных с точки зрения творческой преемственности отца и сына в выпуске обозначена и еще одна тема — тема творческих династий, художественные достижения которых проиллюстрированы несколькими примерами из истории искусства.
Главное своеобразие программы « От стиля эпохи к личностям» обусловлено ее сквозным лейтмотивом — раскрытием масштаба личности Ильи Репина в потенциале развивающейся творческой биографии сына, которой посвящен второй выпуск « "Избирательного" родства…»
Длительность - 1:19:00 минут
Кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, ведущий научный сотрудник «Отдела русское искусство XVIII – начала XX века» НИИ РАХ.
За научный вклад в изучение символизма отмечена двумя медалями Российской академии художеств – «Шувалов» (2019) и «Достойному» (2021).
Ольга Сергеевна Давыдова активно работает не только в области истории и теории искусства, но и художественной критики, включая курирование выставочных проектов.
Также является автором 11-ти научно-фундаментальных монографий, 4 из которых коллективные, 7-ми научно-популярных альбомов по искусству, в том числе и для международных выставочных проектов, 8 аудиокниг о русских художниках и более 95 научных и научно-популярных статей.
С 2006 года О.С. Давыдова является постоянным участником Всероссийских и Международных научных конференций, неоднократно выступая в них не только в качестве докладчика, но и члена оргкомитета или куратора.
Автор индивидуальных спецкурсов по изучению символизма и модерна. Член Ассоциации искусствоведов России (АИС) и ICOM.
Все программыГлавная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.
Фильм «Жить буду не я. Жить будет отрок Варфоломей» открывает перед зрителем уникальный художественный мир Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) — живописца, чьи полотна стали подлинным воплощением русской духовности. Эти пророческие слова сам художник произнес о своем предназначении, интуитивно понимая, что созданные им образы преодолеют границы времени.
В центре повествования – знаковые произведения Михаила Васильевича Нестерова, ставшие квинтэссенцией его художественной философии. Картина "Святая Русь" (1905) предстает не просто как живописное полотно, но как визуальное воплощение духовных исканий целой эпохи. Автор фильма, Ольга Дмитриевна Атрощенко, раскрывает перед зрителем сложный путь создания этого монументального произведения – от первоначального замысла до итогового воплощения.
Не менее значимое место занимает анализ полотна "На Руси. Душа народа" (1914-1916), которое стало своеобразным продолжением и развитием центральной темы творчества Нестерова – поиска истинного облика православной России. Через призму этих работ фильм позволяет ощутить глубину духовных поисков художника и его трепетное отношение к национальной идентичности в переломный исторический период.