О знаменитом архитекторе, творчество которого было востребованным и в дореволюционное, и в советское время, написано немало. В этом издательском наследии оказались записки и выступления самого Щусева, воспоминания родных и учеников. Отразили многогранность его недюжинной натуры и исследования современных учёных. Но о любви к театру, сквозной на протяжении всей жизни великого зодчего, практически ничего не сказано, хотя увлечение сценой красной нитью прошло через всё творческое пространство мастера: это и архитектурные работы, и графические. При этом тема «Щусев и театр» является, бесспорно, и самой малоизученной при всей обширности представленного в архивах материала. Поэтому ещё одно обращение к личности Щусева связано прежде всего с желанием приблизиться к невыявленному до сих пор в приложении к зодчему ракурсу.
Восполнить наши знания о связях Алексея Викторовича с миром театра, в частности, с Московским художественным академическим театром, призвана аудиозапись его выступления на юбилейном вечере «Первые годы МХАТ СССР в воспоминаниях современников», осуществленная Гостелерадио СССР 4 октября 1948 года и хранящаяся в Российском государственном архиве фонодокументов. Пятидесятилетие театра широко отмечалось общественностью Советского Союза, были выпущены тематические марки, появилось много публикаций, в частности, один номер такого популярного журнала, как «Огонек», целиком был отдан описанию истории прославленного коллектива. (Удивительно сцепление судеб, ведь, перевернув страницу, после рассказа о мхатовцах читатель мог сразу ознакомиться со статьей, посвященной Щусеву и его 75-летнему юбилею. В 2023 году, уже к юбилею зодчего, ГНИМА им. А.В. Щусева подготовил два почтовых блока "Российская академия художеств. 150 лет со дня рождения А.В. Щусева, архитектора", выпустил серию марок, почтовый конверт и штемпели специального гашения для Москвы и Санкт-Петербурга.)
И вот сейчас, через 75 лет, голос Алексея Викторовича Щусева опять звучит в этом зале. Как видно из аудиозаписи, Щусев не позволил себе чтения по заготовленному загодя докладу (хотя в семейном архиве сохранились два незаконченных листа-наброска с началом воспоминаний), поэтому сейчас мы имеем возможность прослушать его взволнованный монолог со своей речевой стилистикой, южным мягким произношением, насыщенный повторами и простонародными выражениями, что делает этот документ не просто свидетельством эпохи, но и ярким отражением характерных личностных качеств человека, как видится, неравнодушного, с юмором, относящегося к людям с живым интересом. Неизвестно, умение «держать» аудиторию присутствовало у Щусева изначально, или пришло к нему со временем, или, возможно, возникло после знакомства с миром подмостков, но можно только восхититься внимающей его словам тишиной и с энтузиазмом поддерживающим его юмористические реплики смехом зрительного зала, который заполняли люди, знающие этому цену. Как отмечают все общавшиеся с ним: «И после встреч с ним нельзя забыть об эрудиции и живой ораторской речи Щусева-академика и общественного деятеля, о проницательности мысли и тонкости вкуса Щусева-педагога, о блестящем остроумии Щусева-собеседника». Кроме того, благодаря аудиозаписи появились неизвестные до сих пор сведения, услышанные напрямую «от первого лица».
Стоит вспомнить, что первое знакомство с собственно театром у Алексея Викторовича произошло в раннем возрасте. Его мать была постоянной участницей общества любителей драматического искусства при кишиневском театре Гроссмана и приобщала своих детей. Впоследствии, во время учёбы в Высшем художественном училище Императорской академии художеств, молодой человек, когда появились финансовые возможности, просто не мог не окунуться в мир петербургской сцены.
Из аудиозаписи:
«Еще в 90-е годы прошлого столетия я учился студентом Академии художеств, и тогда вся молодежь петербургская увлекалась, конечно, театром. Это были, так сказать, лучшие минуты. В драматическом театре Александринском создавали свои типы героев Гоголя Давыдов, Варламов, которые просто поражали нас. Савина, потом затем Комиссаржевская … Они так потрясали зрителей, что тут и слезы были, и печаль, и радость были на сцене. Передавалось это всё в театре. В Москве в это время - Ермолова, Яблочкина. Это были такие корифеи незыблемые, которые нас, молодежь, поражали донельзя и заставляли перечувствовать много сладких, хороших и драматических часто минут».
Художественное начало у него проявлялось столь сильно, что чаще всего преобладало над архитектурой. В Щусеве-архитекторе всегда виден художник, хотя справедливо и обратное - в художественных работах Щусева тоже пунктирно угадывается архитектор. Об этом говорит широкий диапазон его творческого наследия: храмовое зодчество, реставрация, мемориальное искусство, театральные здания, музеи и выставочные пространства, реконструкции и проекты городов, станции метро, административные здания, работы в области предметного дизайна, живописи, графики, а также критические статьи об архитектуре, охране наследия, синтезе искусств, мемуары... Щусев являлся человеком абсолютно ренессансного типа мышления и дарования, которому была присуща способность не только успешно освоить все эти области деятельности, но и оставить после себя произведения, выполненные на высочайшем художественном уровне и отражающие его собственное видение художественного процесса. И благодаря этому, несмотря на полнейшую творческую занятость, с таким желанием и мастерством взялся он за эскизы к «Сестрам Жерар».