Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация» | Александровский сад

В 2021 году М. А. Суслов приобрел на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского имения Демидовых. Этот комод является парным к мебели из коллекции Государственного Эрмитажа.

Комод из коллекции Эрмитажа украшен техникой наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Этот комод был изготовлен в 1760-1770-х годах в Санкт-Петербурге по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. Как и у парного комода из Пратолино, у него сходные форма корпуса, декоративные композиции и фигурные накладки из металла. Но на комоде из Эрмитажа все накладки выполнены из золоченой меди, в то время как у другого комода – из серебра. Символика на крышках комодов и их представительный вид указывают на то, что эти уникальные предметы мебели были созданы для подарка императрице Екатерине II, хотя церемония подарения по каким-то причинам не произошла.

Долгое время история происхождения музейного предмета оставалась неизвестной до тех пор, пока публикация аукционного каталога "Sotheby’s" в апреле 1969 года, содержащего предметы из наследия Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не помогла установить его связь со знаменитой семьей русских заводчиков. В каталоге была представлена фотография комода, почти идентичного комоду из Эрмитажа, за исключением серебряных, а не золоченых деталей.

Как оказалось, оригинальный вид наборного комода из Пратолино был сохранен, в то время как у его пары в Эрмитаже до 1917 года были внесены изменения: нижние "фартуки" были срезаны, изогнутые ножки убраны, а также сняты рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках, заменены грубыми доделками. На крышке комода был установлен цинковый медальон с простой гравировкой вместо оригинального.

После того, как комод из Пратолино был продан на аукционе в 1969 году, он оставался за границей почти полвека, пока в 2021 году его не купил М. А. Суслов, вице-президент Международной конфедерации российских коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. При его поддержке были созданы точные копии золоченых деталей из меди для эрмитажного комода, сделанные по серебряным оригиналам с использованием техники гальванопластики.

Специалисты Эрмитажа тщательно исследовали оба предмета и разработали методику воссоздания первоначального вида редкого экземпляра времен Екатерины Великой. Все этапы работы были проведены в Лаборатории научной реставрации мебели при Отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа под руководством В.А. Градова и Т.Н. Барановой. Главным исполнителем стал художник-реставратор А.В. Кащеев, который восстановил утраченные детали комода, такие как "фартуки" и ножки в стиле рококо, по шаблонам с парного образца. После специальной подготовки деревянного корпуса комода было нанесено новое покрытие из шеллачной политуры, выполнена полная очистка оставшихся деталей из металла, и новые золотые накладки были укреплены на корпусе. Художник-реставратор II категории Б.А. Кузнецов создал медальон с вензелем "ЕII" на верхней плоскости комода в технике наборного дерева.

На выставке в Эрмитаже впервые представлены оба комода, которые были «разлучены» в середине XIX века. Экспозиция включает портреты наследников Н.А. Демидова, связанных с историей уникальной пары комодов, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными украшениям на комодах.

Выставку можно посетить до 12 мая 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация»
Просветительский проект "Александровский сад"
Комод (после реставрации). Хвойные породы (основа), палисандр, красное, розовое, черное дерево, орех, груша, карельская береза, амарант (?), моржовая и мамонтовая кость, цинк, латунь, медь, сталь; набор, фанерование, золочение, инкрустация, чеканка, гальв

Государственный Эрмитаж. Арапский зал Зимнего дворца

В 2021 году М. А. Суслов приобрел на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского имения Демидовых. Этот комод является парным к мебели из коллекции Государственного Эрмитажа.

Комод из коллекции Эрмитажа украшен техникой наборного дерева, инкрустирован костью и украшен гербом Сибири и вензелем «ЕII» под короной. Этот комод был изготовлен в 1760-1770-х годах в Санкт-Петербурге по заказу Никиты Акинфиевича Демидова, крупного заводчика, владельца металлургических предприятий в Сибири. Как и у парного комода из Пратолино, у него сходные форма корпуса, декоративные композиции и фигурные накладки из металла. Но на комоде из Эрмитажа все накладки выполнены из золоченой меди, в то время как у другого комода – из серебра. Символика на крышках комодов и их представительный вид указывают на то, что эти уникальные предметы мебели были созданы для подарка императрице Екатерине II, хотя церемония подарения по каким-то причинам не произошла.

Долгое время история происхождения музейного предмета оставалась неизвестной до тех пор, пока публикация аукционного каталога "Sotheby’s" в апреле 1969 года, содержащего предметы из наследия Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не помогла установить его связь со знаменитой семьей русских заводчиков. В каталоге была представлена фотография комода, почти идентичного комоду из Эрмитажа, за исключением серебряных, а не золоченых деталей.

Как оказалось, оригинальный вид наборного комода из Пратолино был сохранен, в то время как у его пары в Эрмитаже до 1917 года были внесены изменения: нижние "фартуки" были срезаны, изогнутые ножки убраны, а также сняты рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках, заменены грубыми доделками. На крышке комода был установлен цинковый медальон с простой гравировкой вместо оригинального.

После того, как комод из Пратолино был продан на аукционе в 1969 году, он оставался за границей почти полвека, пока в 2021 году его не купил М. А. Суслов, вице-президент Международной конфедерации российских коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. При его поддержке были созданы точные копии золоченых деталей из меди для эрмитажного комода, сделанные по серебряным оригиналам с использованием техники гальванопластики.

Специалисты Эрмитажа тщательно исследовали оба предмета и разработали методику воссоздания первоначального вида редкого экземпляра времен Екатерины Великой. Все этапы работы были проведены в Лаборатории научной реставрации мебели при Отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа под руководством В.А. Градова и Т.Н. Барановой. Главным исполнителем стал художник-реставратор А.В. Кащеев, который восстановил утраченные детали комода, такие как "фартуки" и ножки в стиле рококо, по шаблонам с парного образца. После специальной подготовки деревянного корпуса комода было нанесено новое покрытие из шеллачной политуры, выполнена полная очистка оставшихся деталей из металла, и новые золотые накладки были укреплены на корпусе. Художник-реставратор II категории Б.А. Кузнецов создал медальон с вензелем "ЕII" на верхней плоскости комода в технике наборного дерева.

На выставке в Эрмитаже впервые представлены оба комода, которые были «разлучены» в середине XIX века. Экспозиция включает портреты наследников Н.А. Демидова, связанных с историей уникальной пары комодов, а также изделия нижнетагильских заводов с клеймом «SIBIR» и элементами государственной символики, аналогичными украшениям на комодах.

Выставку можно посетить до 12 мая 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0