Более подробно роль «Жемчужины» в творчестве Михаила Врубеля освещена в лекции Ольги Сергеевны Давыдовой «Философия предмета: “Раковины” Михаила Врубеля». Впервые в свете новейших исследований в программе дан подробный анализ истории создания и внутреннего содержания этого эстетически многомерного, хотя и камерного по своей графической природе художественного образа.
«Жемчужина» — одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904–начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.
Врубель использовал необычную технику— в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.
Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника.
Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.
История создания
В творчестве Врубеля «Жемчужина» стала образной кульминацией графической серии «Раковины», над которой художник работал во второй половине 1904–начале 1905 гг.
Монохромные этюды Врубеля «Раковины», как и мерцающая цветная «Жемчужина», — сложное явление в искусстве начала XX века. Эти графические работы берут истоки в идеалистическом восприятии мира, которое было характерно для символизма и открывают путь к более поздним визуальным прозрениям — к абстракции как методу постижения философии предмета пластическими средствами.
Смысловая многомерность «Жемчужины», как и в других шедеврах Врубеля, рождалась из конкретных творческих задач. По собственному признанию художника, изначально он стремился лишь «со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен».
На рождение фантастического по духу мира «Жемчужины», а также на создание этюдов, выполненных угольным, графитным и черным карандашами, черной пастелью и другими графическими материалами, Врубеля вдохновила перламутровая раковина галиотис (haliotis, или «морское ушко»). В настоящее время она хранится в Отделе рукописей Русского музея.
Описание произведения
«Жемчужина» обладает совершенно особым пластическим ритмом, который напрямую связан с музыкальными композиционными принципами. Неслучайно при взгляде на работу Врубеля в сознании возникают звуковые ассоциации с образами моря, созданными одним из любимых композиторов художника — Николаем Римским-Корсаковым. В оркестровых красках опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Врубель находил, как он сам говорил, «какие-то фантастические тона». Тончайшие переливы реальности в манящую возвышенной красотой мечту Врубель стремился передать и в своей «Жемчужине».
Опаловая бездна морской раковины, в которую «словно вплывают» фигуры русалок или, как их называл сам художник, «морских царевен», похожа на космический хаос, ирреальная логика которого управляема только творческими законами гармонии. Таков был Врубель во всем — и в жизни, и в искусстве: свободная, как природа, стихия, порывистая и бунтарская, сочеталась в нем с тончайшим интуитивным постижением духовной целостности видимого и невидимого мира.
Интересно отметить, что метаморфозу превращения жизни в художественный образ усиливает неожиданный нюанс — попавшая в центр композиции маленькая мушка, выкрашенная бронзовой краской.
Зачаровывающую красоту «Жемчужины» можно воспринимать как символ утонченной эстетики модерна, однако прежде всего она связана с иносказательно выраженным индивидуальным постижением Врубелем творческих закономерностей бытия.
О том, что раковина-жемчужина имела для Врубеля глубоко сокровенный личный смысл, говорит и его «Автопортрет с раковиной», созданный в конце 1904–начале 1905 гг и ныне находящийся в собрании Русского музея.
Реакция критиков
«Жемчужина» Врубеля произвела глубокое впечатление на современников и встретила большее, чем многие другие знаковые работы художника, понимание. «Чудесной сказкой красок и линий, за пределами “что” и “как”» назвал ее Николай Рерих в одной из первых публикаций, посвященных произведению («Весы», 1905, № 2).
Даже Александр Бенуа, который находил несколько странной задачу Врубеля «передать блеск и переливы перламутровой раковины» в серии черно-белых этюдов, увидев «Жемчужину» с расположенными по ее краю наядами, назвал эту графическую картину шедевром, в котором создана подлинная «поэма моря».
«Жемчужина» Михаила Врубеля стала и подлинной поэмой души художника, тайна которой сообщает неисчерпаемое временем притяжение ее фантасмагорическому бытию в истории искусства.
Автор статьи: Ольга Давыдова
Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»