Творческий подход

Просветительский проект
"Александровский сад"

+7 (903) 792-77-21
+7 (495) 792-77-21
Заказать звонок
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
Направления
  • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    • Визуальная логика цветка: концы и начала
    • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
    • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
    • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
  • Моцартиана
    Моцартиана
    • Офорты
    • Волшебная флейта
    • Капсульная коллекция
  • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    • От стиля эпохи к личностям
    • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Особняк Рябушинского — место съемки
  • Николай Рерих – Алексей Щусев
    Николай Рерих – Алексей Щусев
    • Творческий союз архитектора и художника
    • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
    • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
    • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
  • Программы Елены Безбородовой
    Программы Елены Безбородовой
    • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
  • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
    • Казанский вокзал в Москве. История создания
  • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России
    Михаил Нестеров. В поисках своей России
    • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
    • На лесах соборов
    • Святая Русь Михаила Нестерова
Кураторы
Это интересно
Контакты
О компании
    Направления
    Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    • Визуальная логика цветка: концы и начала
    • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
    • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
    • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    Моцартиана
    • Офорты
    • Волшебная флейта
    • Капсульная коллекция
    Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    • От стиля эпохи к личностям
    • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Особняк Рябушинского — место съемки
    Николай Рерих – Алексей Щусев
    • Творческий союз архитектора и художника
    • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
    • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
    • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    Программы Елены Безбородовой
    • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
    Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
    • Казанский вокзал в Москве. История создания
    «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    Михаил Нестеров. В поисках своей России
    • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
    • На лесах соборов
    • Святая Русь Михаила Нестерова
    Кураторы
    Это интересно
    Контакты
    О компании
    Творческий подход
    Направления
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Моцартиана
      Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
      • Особняк Рябушинского — место съемки
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Программы Елены Безбородовой
      Программы Елены Безбородовой
      • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    Кураторы
    Это интересно
    Контакты
    О компании
      0
      Творческий подход
      0
      • Направления
        • Назад
        • Направления
        • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
          • Назад
          • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
          • Визуальная логика цветка: концы и начала
          • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
          • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
          • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
        • Моцартиана
          • Назад
          • Моцартиана
          • Офорты
          • Волшебная флейта
          • Капсульная коллекция
        • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
          • Назад
          • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
          • От стиля эпохи к личностям
          • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
          • Особняк Рябушинского — место съемки
        • Николай Рерих – Алексей Щусев
          • Назад
          • Николай Рерих – Алексей Щусев
          • Творческий союз архитектора и художника
          • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
          • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
          • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
        • Программы Елены Безбородовой
          • Назад
          • Программы Елены Безбородовой
          • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
        • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
          • Назад
          • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
          • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
          • Казанский вокзал в Москве. История создания
        • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
          • Назад
          • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
          • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
        • Михаил Нестеров. В поисках своей России
          • Назад
          • Михаил Нестеров. В поисках своей России
          • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
          • На лесах соборов
          • Святая Русь Михаила Нестерова
      • Кураторы
      • Это интересно
      • Контакты
      • О компании
      • Корзина0
      • +7 (903) 792-77-21
      Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
      info@alex-grdn.ru

      ООО «Александровский сад»
      9729297934 / 772901001

      • +7 (495) 792-77-21
      • Вконтакте
      • Telegram
      • YouTube
      • Pinterest
      • Главная
      • Это интересно
      • Статьи
      • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»

      Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»

      Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
      05 мая 2023
      // Статьи

      Более подробно роль «Жемчужины» в творчестве Михаила Врубеля освещена в лекции Ольги Сергеевны Давыдовой «Философия предмета: “Раковины” Михаила Врубеля». Впервые в свете новейших исследований в программе дан подробный анализ истории создания и внутреннего содержания этого эстетически многомерного, хотя и камерного по своей графической природе художественного образа.

      «Жемчужина» — одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904–начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.

      Врубель использовал необычную технику— в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.

      Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника.

      Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.

      Картина Михаила Врубеля Жемчужина

      История создания

      В творчестве Врубеля «Жемчужина» стала образной кульминацией графической серии «Раковины», над которой художник работал во второй половине 1904–начале 1905 гг.

      Монохромные этюды Врубеля «Раковины», как и мерцающая цветная «Жемчужина», — сложное явление в искусстве начала XX века. Эти графические работы берут истоки в идеалистическом восприятии мира, которое было характерно для символизма и открывают путь к более поздним визуальным прозрениям — к абстракции как методу постижения философии предмета пластическими средствами.

      Смысловая многомерность «Жемчужины», как и в других шедеврах Врубеля, рождалась из конкретных творческих задач. По собственному признанию художника, изначально он стремился лишь «со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен».

      На рождение фантастического по духу мира «Жемчужины», а также на создание этюдов, выполненных угольным, графитным и черным карандашами, черной пастелью и другими графическими материалами, Врубеля вдохновила перламутровая раковина галиотис (haliotis, или «морское ушко»). В настоящее время она хранится в Отделе рукописей Русского музея.

      Картина Михаила Врубеля Жемчужина

      Описание произведения

      «Жемчужина» обладает совершенно особым пластическим ритмом, который напрямую связан с музыкальными композиционными принципами. Неслучайно при взгляде на работу Врубеля в сознании возникают звуковые ассоциации с образами моря, созданными одним из любимых композиторов художника — Николаем Римским-Корсаковым. В оркестровых красках опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Врубель находил, как он сам говорил, «какие-то фантастические тона». Тончайшие переливы реальности в манящую возвышенной красотой мечту Врубель стремился передать и в своей «Жемчужине».

      Опаловая бездна морской раковины, в которую «словно вплывают» фигуры русалок или, как их называл сам художник, «морских царевен», похожа на космический хаос, ирреальная логика которого управляема только творческими законами гармонии. Таков был Врубель во всем — и в жизни, и в искусстве: свободная, как природа, стихия, порывистая и бунтарская, сочеталась в нем с тончайшим интуитивным постижением духовной целостности видимого и невидимого мира.

      Интересно отметить, что метаморфозу превращения жизни в художественный образ усиливает неожиданный нюанс — попавшая в центр композиции маленькая мушка, выкрашенная бронзовой краской.

      Зачаровывающую красоту «Жемчужины» можно воспринимать как символ утонченной эстетики модерна, однако прежде всего она связана с иносказательно выраженным индивидуальным постижением Врубелем творческих закономерностей бытия.

      О том, что раковина-жемчужина имела для Врубеля глубоко сокровенный личный смысл, говорит и его «Автопортрет с раковиной», созданный в конце 1904–начале 1905 гг и ныне находящийся в собрании Русского музея.

      Реакция критиков

      «Жемчужина» Врубеля произвела глубокое впечатление на современников и встретила большее, чем многие другие знаковые работы художника, понимание. «Чудесной сказкой красок и линий, за пределами “что” и “как”» назвал ее Николай Рерих в одной из первых публикаций, посвященных произведению («Весы», 1905, № 2).

      Даже Александр Бенуа, который находил несколько странной задачу Врубеля «передать блеск и переливы перламутровой раковины» в серии черно-белых этюдов, увидев «Жемчужину» с расположенными по ее краю наядами, назвал эту графическую картину шедевром, в котором создана подлинная «поэма моря».

      «Жемчужина» Михаила Врубеля стала и подлинной поэмой души художника, тайна которой сообщает неисчерпаемое временем притяжение ее фантасмагорическому бытию в истории искусства.

      Автор статьи: Ольга Давыдова

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...

      Назад к списку Следующая статья
      Остались вопросы?
      Подробно расскажем о сроках и стоимости
      Задать вопрос
      Это интересно
      • Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту
      • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
      • Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли
      • Сергей Колузаков: Многое о Щусеве в советское время приходилось замалчивать
      • Русский фарфор. Традиции и современность.
      • Великая княгиня Елизавета Федоровна
      • Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию
      • Как я перерисовал свою жизнь
      • "Мир космоса"
      Компания
      Направления
      Кураторы
      Это интересно
      Контакты
      Реквизиты
      +7 (903) 792-77-21
      +7 (495) 792-77-21
      Заказать звонок
      Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
      info@alex-grdn.ru

      ООО «Александровский сад»
      9729297934 / 772901001

      �� � ��������
      © 2023 Все права защищены.
      Политика обработки персональных данных
      0