Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Рисунок Михаила Врубеля «Жемчужина»

Рисунок Михаила Врубеля «Жемчужина»

Картина Жемчужина Михаила Врубеля.

Более подробно роль «Жемчужины» в творчестве Михаила Врубеля освещена в лекции Ольги Сергеевны Давыдовой «Философия предмета: “Раковины” Михаила Врубеля». Впервые в свете новейших исследований в программе дан подробный анализ истории создания и внутреннего содержания этого эстетически многомерного, хотя и камерного по своей графической природе художественного образа.

«Жемчужина» — одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904–начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.

Врубель использовал необычную технику— в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.

Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника.

Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Картина Михаила Врубеля Жемчужина

История создания

В творчестве Врубеля «Жемчужина» стала образной кульминацией графической серии «Раковины», над которой художник работал во второй половине 1904–начале 1905 гг.

Монохромные этюды Врубеля «Раковины», как и мерцающая цветная «Жемчужина», — сложное явление в искусстве начала XX века. Эти графические работы берут истоки в идеалистическом восприятии мира, которое было характерно для символизма и открывают путь к более поздним визуальным прозрениям — к абстракции как методу постижения философии предмета пластическими средствами.

Смысловая многомерность «Жемчужины», как и в других шедеврах Врубеля, рождалась из конкретных творческих задач. По собственному признанию художника, изначально он стремился лишь «со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен».

На рождение фантастического по духу мира «Жемчужины», а также на создание этюдов, выполненных угольным, графитным и черным карандашами, черной пастелью и другими графическими материалами, Врубеля вдохновила перламутровая раковина галиотис (haliotis, или «морское ушко»). В настоящее время она хранится в Отделе рукописей Русского музея.

Картина Михаила Врубеля Жемчужина

Описание произведения

«Жемчужина» обладает совершенно особым пластическим ритмом, который напрямую связан с музыкальными композиционными принципами. Неслучайно при взгляде на работу Врубеля в сознании возникают звуковые ассоциации с образами моря, созданными одним из любимых композиторов художника — Николаем Римским-Корсаковым. В оркестровых красках опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Врубель находил, как он сам говорил, «какие-то фантастические тона». Тончайшие переливы реальности в манящую возвышенной красотой мечту Врубель стремился передать и в своей «Жемчужине».

Опаловая бездна морской раковины, в которую «словно вплывают» фигуры русалок или, как их называл сам художник, «морских царевен», похожа на космический хаос, ирреальная логика которого управляема только творческими законами гармонии. Таков был Врубель во всем — и в жизни, и в искусстве: свободная, как природа, стихия, порывистая и бунтарская, сочеталась в нем с тончайшим интуитивным постижением духовной целостности видимого и невидимого мира.

Интересно отметить, что метаморфозу превращения жизни в художественный образ усиливает неожиданный нюанс — попавшая в центр композиции маленькая мушка, выкрашенная бронзовой краской.

Зачаровывающую красоту «Жемчужины» можно воспринимать как символ утонченной эстетики модерна, однако прежде всего она связана с иносказательно выраженным индивидуальным постижением Врубелем творческих закономерностей бытия.

О том, что раковина-жемчужина имела для Врубеля глубоко сокровенный личный смысл, говорит и его «Автопортрет с раковиной», созданный в конце 1904–начале 1905 гг и ныне находящийся в собрании Русского музея.

Реакция критиков

«Жемчужина» Врубеля произвела глубокое впечатление на современников и встретила большее, чем многие другие знаковые работы художника, понимание. «Чудесной сказкой красок и линий, за пределами “что” и “как”» назвал ее Николай Рерих в одной из первых публикаций, посвященных произведению («Весы», 1905, № 2).

Даже Александр Бенуа, который находил несколько странной задачу Врубеля «передать блеск и переливы перламутровой раковины» в серии черно-белых этюдов, увидев «Жемчужину» с расположенными по ее краю наядами, назвал эту графическую картину шедевром, в котором создана подлинная «поэма моря».

«Жемчужина» Михаила Врубеля стала и подлинной поэмой души художника, тайна которой сообщает неисчерпаемое временем притяжение ее фантасмагорическому бытию в истории искусства.

Автор статьи: Ольга Давыдова

Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»

Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
Просветительский проект "Александровский сад"

Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»

Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
17 апреля 2025
// Статьи

Автор: Ольга Давыдова

Жемчужина - это одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля.

Более подробно роль «Жемчужины» в творчестве Михаила Врубеля освещена в лекции Ольги Сергеевны Давыдовой «Философия предмета: “Раковины” Михаила Врубеля». Впервые в свете новейших исследований в программе дан подробный анализ истории создания и внутреннего содержания этого эстетически многомерного, хотя и камерного по своей графической природе художественного образа.

«Жемчужина» — одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904–начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.

Врубель использовал необычную технику— в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.

Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника.

Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.

Картина Михаила Врубеля Жемчужина

История создания

В творчестве Врубеля «Жемчужина» стала образной кульминацией графической серии «Раковины», над которой художник работал во второй половине 1904–начале 1905 гг.

Монохромные этюды Врубеля «Раковины», как и мерцающая цветная «Жемчужина», — сложное явление в искусстве начала XX века. Эти графические работы берут истоки в идеалистическом восприятии мира, которое было характерно для символизма и открывают путь к более поздним визуальным прозрениям — к абстракции как методу постижения философии предмета пластическими средствами.

Смысловая многомерность «Жемчужины», как и в других шедеврах Врубеля, рождалась из конкретных творческих задач. По собственному признанию художника, изначально он стремился лишь «со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен».

На рождение фантастического по духу мира «Жемчужины», а также на создание этюдов, выполненных угольным, графитным и черным карандашами, черной пастелью и другими графическими материалами, Врубеля вдохновила перламутровая раковина галиотис (haliotis, или «морское ушко»). В настоящее время она хранится в Отделе рукописей Русского музея.

Картина Михаила Врубеля Жемчужина

Описание произведения

«Жемчужина» обладает совершенно особым пластическим ритмом, который напрямую связан с музыкальными композиционными принципами. Неслучайно при взгляде на работу Врубеля в сознании возникают звуковые ассоциации с образами моря, созданными одним из любимых композиторов художника — Николаем Римским-Корсаковым. В оркестровых красках опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Врубель находил, как он сам говорил, «какие-то фантастические тона». Тончайшие переливы реальности в манящую возвышенной красотой мечту Врубель стремился передать и в своей «Жемчужине».

Опаловая бездна морской раковины, в которую «словно вплывают» фигуры русалок или, как их называл сам художник, «морских царевен», похожа на космический хаос, ирреальная логика которого управляема только творческими законами гармонии. Таков был Врубель во всем — и в жизни, и в искусстве: свободная, как природа, стихия, порывистая и бунтарская, сочеталась в нем с тончайшим интуитивным постижением духовной целостности видимого и невидимого мира.

Интересно отметить, что метаморфозу превращения жизни в художественный образ усиливает неожиданный нюанс — попавшая в центр композиции маленькая мушка, выкрашенная бронзовой краской.

Зачаровывающую красоту «Жемчужины» можно воспринимать как символ утонченной эстетики модерна, однако прежде всего она связана с иносказательно выраженным индивидуальным постижением Врубелем творческих закономерностей бытия.

О том, что раковина-жемчужина имела для Врубеля глубоко сокровенный личный смысл, говорит и его «Автопортрет с раковиной», созданный в конце 1904–начале 1905 гг и ныне находящийся в собрании Русского музея.

Реакция критиков

«Жемчужина» Врубеля произвела глубокое впечатление на современников и встретила большее, чем многие другие знаковые работы художника, понимание. «Чудесной сказкой красок и линий, за пределами “что” и “как”» назвал ее Николай Рерих в одной из первых публикаций, посвященных произведению («Весы», 1905, № 2).

Даже Александр Бенуа, который находил несколько странной задачу Врубеля «передать блеск и переливы перламутровой раковины» в серии черно-белых этюдов, увидев «Жемчужину» с расположенными по ее краю наядами, назвал эту графическую картину шедевром, в котором создана подлинная «поэма моря».

«Жемчужина» Михаила Врубеля стала и подлинной поэмой души художника, тайна которой сообщает неисчерпаемое временем притяжение ее фантасмагорическому бытию в истории искусства.

Автор статьи: Ольга Давыдова

Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»

services
Услуги
Визуальная логика цветка: концы и начала
Визуальная логика цветка: концы и начала

В фокусе внимания первой программы – сцепление биографического аспекта жизни М.А. Врубеля с его поэтическим мышлением в кульминационных точках выражения – в конце жизненного пути и в начале творческого поиска.

В контексте новых документальных материалов и биографических событий, возникающих уже за пределами хронологических границ жизни М.А. Врубеля, в программе предлагается взглянуть на то, как современники воспринимали личность художника в первые дни его ухода.

Перейти к программе

Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту

Предмет разговора второго выпуска – декоративность как феномен визуального языка М.А. Врубеля. Из области художественно-прикладных и функциональных задач декоративность как особое качество пластической формы перенесена М.А. Врубелем в сферу образно-смысловых аспектов «чистого искусства».

В программе впервые звучат стихи самого М.А. Врубеля.

Перейти к программе

Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля

Главная тема программы – роль образной системы М.А. Врубеля в процессе эмансипации художественного языка в искусстве XX века.

Перейти к программе

Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Космогония узора: о природе форм в творчестве художника

Заключительный выпуск цикла посвящен ключевой теме в разговоре о метаморфозах визуального языка М.А. Врубеля – мере соотношения природы физической и духовной в процессе создания художественного образа.

Программа познакомит вас с интересными фактами, которые в полной мере раскрывают красоту природы форм и образов в творчестве живописца.

Особое внимание уделено музыкальным и литературным интересам художника, в том числе пьесам «Принцесса Грёза» и «Фауст», которые оказали романтико-идеалистическое влияние на понимание М.А. Врубелем жизни художественного образа как самодостаточного явления душевной реальности.

Перейти к программе
comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0