Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

Картина Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

"Лунная ночь" картина Ильи Репина

Илья Ефимович Репин (1844–1930) был человеком, настроенным патетически, «аппасионатно», если использовать лексику в духе Людвига ван Бетховена, одного из любимых композиторов художника. О способности Ильи Репина к страстному романтическому порыву и глубокому волнению свидетельствуют многие черты его творческой личности. Проявились они, например, в стиле речи художника, эмоционально динамичной, образно яркой, захватывающе воодушевленной. С этой стороной дара И.Е. Репина можно познакомиться, изучая его «Письма об искусстве» (1893), «Воспоминания, статьи и письма из заграницы» (1901), автобиографические записки «Далекое близкое» (1937, первое издание), масштабный фонд опубликованного эпистолярного наследия.

О поэтическом энтузиазме, который Илья Репин по собственному признанию особенно ценил в людях, говорят, конечно, и сами произведения художника, «тембровые» интонации которых всегда насыщены чувством и экспрессией.

Илья Репин. Автопортрет.

ИЛ. 1. Илья Репин. Автопортрет. 1894. Холст, масло. 90 × 62,5. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

В силу драматургического масштаба проблематики в историю русского искусства Илья Репин вошел прежде всего как несравненный портретист, мастер исторической и религиозной живописи, автор полотен на темы из современной ему жизни. Однако стоит иметь ввиду, что он был и тонко чувствующим природу художником-наблюдателем. В творческом наследии Репина остались не только интереснейшие по своей артистической живости натурные пейзажные зарисовки (начиная с подготовительных эскизов и этюдов к крупным полотнам), но и знаковые для развития пейзажного жанра в России произведения. В живописи и графике художника, одним из первых начавших разрабатывать пленэрный подход, пейзаж всегда имел самостоятельную образную интонацию.

Илья Репин. На солнце.

ИЛ. 2. Илья Репин. На солнце. 1900. Холст, масло. 96 × 68,9. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Диапазон пейзажных поисков Ильи Репина, связанный в своей основе с реалистическими началами национальной художественной школы, достаточно широк – от самобытного усвоения открытий импрессионизма до элегических пластических трактовок мотивов природы в духе модерна. Если в качестве демонстрации первой тенденции можно назвать картину Репина «На солнце» (1900, Государственная Третьяковская галерея), то одним из выразительных примеров воплощения эстетики рубежа XIX–XX столетий – Belle Époque, как принято характеризовать это время, – может служить живописный ноктюрн «Лунная ночь. Здравнёво» (1896). И та и другая работы синтезируют элементы портретного и пейзажного жанров, отличаясь образно многомерным, ассоциативным подходом к раскрытию сюжета в целом. Причем героиней обеих композиций стала вторая дочь художника – Надежда Ильинична Репина (1874–1931).

В настоящее время картина «Лунная ночь. Здравнёво» (холст, масло; 143×90,4) находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск), что имеет свою внутренне оправданную логику.

Илья Репин. Лунная ночь. Здравнёво.

ИЛ. 3. Илья Репин. Лунная ночь. Здравнёво. 1896. Холст, масло. 143 × 90,4. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Произведение создавалось в усадьбе «Здравнёво» (ранее – Дровнёво), расположенной под Витебском на берегу Западной Двины (ныне – восстановленный по документальным и художественным источникам мемориальный комплекс Музей-усадьба И.Е. Репина «Здравнёво»). Белорусское имение, в строительстве которого художник принимал деятельное участие, Репин приобрел в 1892 году на средства, полученные от императора Александра III за картину «Запорожцы» (1880–1891, Государственный Русский музей).

«Лунная ночь. Здравнёво» – одно из наиболее лиричных и камерных по настроению произведений Ильи Репина. Именно в образной сфере музыкальных решений модерна – стилистического феномена конца XIX – начала XX века, истоки которого в России уходят в романтическо-реалистическое мировосприятие – тонко и многогранно раскрывается поэтический универсум живописного ноктюрна художника. По своей атмосфере запечатленная Репиным сцена напоминает визуализированную страницу, написанную в духе Антона Чехова или Генрика Ибсена. Оба писателя имели определенное влияние на развитие внутренне созвучных Репину творческих идеалов. С Чеховым художник даже вел эпистолярные диалоги о «луне в пасху», хотя и в связи с другим произведением. Присутствие норвежского писателя также косвенно сказывается в скрытых слоях образного строя «Лунной ночи. Здравнёво», если знать, что дом в имении Репина был увенчан башней «à la Сольнес», полушутя-полусерьезно прозванной так художником в честь героя одноименной драмы Ибсена.

Дом И.Е. Репина в Здравнёве.

ИЛ. 4. Дом И.Е. Репина в Здравнёве. Современная фотография

ОПИСАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В летнее время, свободное от физического труда, связанного с обустройством усадьбы, Репин размышлял об общих принципах творчества, о природе мечтательности, не без романтизма величая себя «рыцарем печального образа» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102). Поиск закономерностей выражения гармонии в картине проявился и в образном решении «Лунной ночи. Здравнёво». Ее «неизъяснимое очарование» (характерная для Репина формулировка) достигнуто с помощью музыкального принципа согласования всех ведущих элементов композиции, прежде всего, фигуры с фоном.

Таинственное свечение тихих вод Двины, мягкая темнота леса на противоположном берегу, сумеречная кромка неба, загадочная женственность силуэта Надежды, замкнувшейся в свои грезы, созерцательно-спокойная поза Пегаса, любимого пса Репиных, настолько друг другу созвучны, что живописная элегия лунной ночи кажется органичным воплощением возвышенной тоски по искусству, которая также навещала Илью Репина в его усадебных буднях (о чем писал сам художник).

Однако особая аура красоты, присущая этюду, возможно непреднамеренно со стороны мастера, проявляет и ту естественную нежность, те волнующие душу творческие ожидания отца, которые были характерны для отношения Репина к дочери Надежде – натуре идеалистичной, способной на поиск собственного призвания в жизни.

И.Е. Репин. Портрет Н.И. Репиной.

ИЛ. 5. И.Е. Репин. Портрет Н.И. Репиной. 1899. Бумага светло-коричневая, сепия, графитный карандаш. 36,2 × 23,9 Третьяковская галерея

И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной

ИЛ. 6 (рядом с ил.5). И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной. 1881. Холст, масло. 66 × 54. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

«ТЕМА» НАДЕЖДЫ РЕПИНОЙ

По фотографиям и портретам можно заметить, что из всех четырех детей Репина Надежда Ильинична даже внешне более всех остальных была похожа на Илью Ефимовича. Конечно, Репин горячо любил и Веру, и Надежду, и Юрия, и Татьяну, со всеми детьми у него сложились индивидуальные житейские и творческие отношения. Однако открываемые ныне архивные документы проливают новый свет на те чувства восторга, боли, сожаления, любви и уважения, которые у Ильи Репина вызывали внутренние качества личности Надежды. В дневнике Юрия Ильича Репина (третьего ребенка в семье), посвященном страницам его духовной жизни, записан такой символический сон: «…видел его [отца, Илью Ефимовича – О.Д.] во сне в 30-м году, и он сказал мне: “только Надю надо почитать вставанием окружающих, ибо она превосходит всех своими духовными качествами”. Оно так и есть» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 83).

На момент создания «Лунной ночи. Здравнёво» Надежда – «наша парижанка», «паныч», как ее ласково называли в семейном и дружеском кругах – была еще в самом начале своего жизненного пути. Полная волевых устремлений она мечтала стать профессиональным врачом, поступила на Рождественские женские курсы фельдшериц и лекарских помощниц, после окончания которых была направлена в Сибирь на ликвидацию вспыхнувшей там эпидемии сибирской язвы, где много и усердно работала из-за нехватки докторского персонала. Вернувшись в Санкт-Петербург, Надежда Ильинична, несмотря на усталость и серьезный профессиональный опыт, решила получить высшее медицинское образование, ставшее к этому времени доступным для женщин, имевшим аттестат об окончании 8-ми классов гимназии. В связи с данным обстоятельством Надежда Ильинична «не задумалась снова вернуться на школьную скамью», однако, проучившись год, перед экзаменами заболела «случайной инфлюэнцией» и оказалась перед необходимостью повторного прохождения 8-го класса гимназического курса (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2480. Л. 2–3). Жизненные сложности подорвали ее деятельные силы, и в результате перенесенных потрясений психологическое состояние Надежды Ильиничны навсегда изменилось. С 1914 года она затворнически жила с отцом и старшей сестрой Верой в усадьбе Репина «Пенаты» в Куоккале. С точки зрения привычных критериев понимания счастья судьба Надежды Ильиничны, образ которой неразрывно связан с мелодическим строем «Лунной ночи. Здравнёво», сложилась трагически. Однако Юрий Репин, как и Илья Ефимович (только в ином – поэтическом – плане), дал ей совершенно другое гармоническое с религиозной точки зрения измерение, обдуманно записав в упомянутом выше дневнике проникновенные слова о страдальческой и, вместе с тем, преображенной духовным промыслом жизни Надежды Ильиничны (16 марта 1931 года): «Ей было очень трудно жить с людьми. С детства она была особенно кротка, никогда никого не обижала, но ее обижали все. Когда болела, еще девочкой, то лежала молча, ни на что не жалуясь и не подавая голоса; когда плакала, то тихо, только слёзы капали из ее глаз очень крупные. Так помню я. <…> Все девять заповедей исполнены тобою. Блаженствуй перед Богом, чтобы нам спастись жизнью подобной, поняв тебя и Божий закон» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 84(об.)–85).

И.Е. Репин. Лунная ночь. Здравнёво.

ИЛ. 7. КОНЦОВКА. И.Е. Репин. Лунная ночь. Здравнёво. Фрагмент

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В творчестве Ильи Ефимовича Репина природа всегда одухотворена человеком, всегда слита с его психологической аурой. Беспочвенность образов для Репина не характерна ни в больших, ни в малых замыслах. «Лунная ночь. Здравнёво» в этом смысле – неповторимый по своим художественным качествам пример ансамблевой цельности в выражении той внутренней энергии, той «сверхъестественной гибкости чувства» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102), которая в истории искусства способна связать молчаливое затишье просветленных сумерек с затаившейся интонацией еще непрожитой судьбы. Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво» – образ-символ поэтической по духу эпохи модерна, плавно переросшей в понятие Серебряный век, с его тяготением ко всему таинственному, прозрачному, ускользающему. В тоже время произведение это – глубоко интимное высказывание художника о красоте человеческой личности в гармонии с миром – личности, сокровенная часть душевной жизни которой всегда развивается «под сурдинку». Таковы лирические стороны психологически проницательного реализма Ильи Репина, нашедшие отражение в образном строе картины «Лунная ночь. Здравнёво».

Автор: Ольга Давыдова

Все иллюстрации взяты из опубликованных материалов, находящихся в открытом доступе.
Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»
ОГРН 1207700243167
ИНН/КПП 9729297934 / 772901001
Адрес: г. Москва, Филипповский переулок, д.8, стр1,офис 2.11
Телефон: 8 (495) 380-48-44

Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
Просветительский проект "Александровский сад"

Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

17 апреля 2025
// Статьи

Автор: Ольга Давыдова

Тут есть поэзия, а это и есть бессмертная душа искусства. Репин И.Е. Письма об искусстве (Письмо первое), 1893 г.

Илья Ефимович Репин (1844–1930) был человеком, настроенным патетически, «аппасионатно», если использовать лексику в духе Людвига ван Бетховена, одного из любимых композиторов художника. О способности Ильи Репина к страстному романтическому порыву и глубокому волнению свидетельствуют многие черты его творческой личности. Проявились они, например, в стиле речи художника, эмоционально динамичной, образно яркой, захватывающе воодушевленной. С этой стороной дара И.Е. Репина можно познакомиться, изучая его «Письма об искусстве» (1893), «Воспоминания, статьи и письма из заграницы» (1901), автобиографические записки «Далекое близкое» (1937, первое издание), масштабный фонд опубликованного эпистолярного наследия.

О поэтическом энтузиазме, который Илья Репин по собственному признанию особенно ценил в людях, говорят, конечно, и сами произведения художника, «тембровые» интонации которых всегда насыщены чувством и экспрессией.

Илья Репин. Автопортрет.

ИЛ. 1. Илья Репин. Автопортрет. 1894. Холст, масло. 90 × 62,5. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

В силу драматургического масштаба проблематики в историю русского искусства Илья Репин вошел прежде всего как несравненный портретист, мастер исторической и религиозной живописи, автор полотен на темы из современной ему жизни. Однако стоит иметь ввиду, что он был и тонко чувствующим природу художником-наблюдателем. В творческом наследии Репина остались не только интереснейшие по своей артистической живости натурные пейзажные зарисовки (начиная с подготовительных эскизов и этюдов к крупным полотнам), но и знаковые для развития пейзажного жанра в России произведения. В живописи и графике художника, одним из первых начавших разрабатывать пленэрный подход, пейзаж всегда имел самостоятельную образную интонацию.

Илья Репин. На солнце.

ИЛ. 2. Илья Репин. На солнце. 1900. Холст, масло. 96 × 68,9. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Диапазон пейзажных поисков Ильи Репина, связанный в своей основе с реалистическими началами национальной художественной школы, достаточно широк – от самобытного усвоения открытий импрессионизма до элегических пластических трактовок мотивов природы в духе модерна. Если в качестве демонстрации первой тенденции можно назвать картину Репина «На солнце» (1900, Государственная Третьяковская галерея), то одним из выразительных примеров воплощения эстетики рубежа XIX–XX столетий – Belle Époque, как принято характеризовать это время, – может служить живописный ноктюрн «Лунная ночь. Здравнёво» (1896). И та и другая работы синтезируют элементы портретного и пейзажного жанров, отличаясь образно многомерным, ассоциативным подходом к раскрытию сюжета в целом. Причем героиней обеих композиций стала вторая дочь художника – Надежда Ильинична Репина (1874–1931).

В настоящее время картина «Лунная ночь. Здравнёво» (холст, масло; 143×90,4) находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск), что имеет свою внутренне оправданную логику.

Илья Репин. Лунная ночь. Здравнёво.

ИЛ. 3. Илья Репин. Лунная ночь. Здравнёво. 1896. Холст, масло. 143 × 90,4. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Произведение создавалось в усадьбе «Здравнёво» (ранее – Дровнёво), расположенной под Витебском на берегу Западной Двины (ныне – восстановленный по документальным и художественным источникам мемориальный комплекс Музей-усадьба И.Е. Репина «Здравнёво»). Белорусское имение, в строительстве которого художник принимал деятельное участие, Репин приобрел в 1892 году на средства, полученные от императора Александра III за картину «Запорожцы» (1880–1891, Государственный Русский музей).

«Лунная ночь. Здравнёво» – одно из наиболее лиричных и камерных по настроению произведений Ильи Репина. Именно в образной сфере музыкальных решений модерна – стилистического феномена конца XIX – начала XX века, истоки которого в России уходят в романтическо-реалистическое мировосприятие – тонко и многогранно раскрывается поэтический универсум живописного ноктюрна художника. По своей атмосфере запечатленная Репиным сцена напоминает визуализированную страницу, написанную в духе Антона Чехова или Генрика Ибсена. Оба писателя имели определенное влияние на развитие внутренне созвучных Репину творческих идеалов. С Чеховым художник даже вел эпистолярные диалоги о «луне в пасху», хотя и в связи с другим произведением. Присутствие норвежского писателя также косвенно сказывается в скрытых слоях образного строя «Лунной ночи. Здравнёво», если знать, что дом в имении Репина был увенчан башней «à la Сольнес», полушутя-полусерьезно прозванной так художником в честь героя одноименной драмы Ибсена.

Дом И.Е. Репина в Здравнёве.

ИЛ. 4. Дом И.Е. Репина в Здравнёве. Современная фотография

ОПИСАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В летнее время, свободное от физического труда, связанного с обустройством усадьбы, Репин размышлял об общих принципах творчества, о природе мечтательности, не без романтизма величая себя «рыцарем печального образа» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102). Поиск закономерностей выражения гармонии в картине проявился и в образном решении «Лунной ночи. Здравнёво». Ее «неизъяснимое очарование» (характерная для Репина формулировка) достигнуто с помощью музыкального принципа согласования всех ведущих элементов композиции, прежде всего, фигуры с фоном.

Таинственное свечение тихих вод Двины, мягкая темнота леса на противоположном берегу, сумеречная кромка неба, загадочная женственность силуэта Надежды, замкнувшейся в свои грезы, созерцательно-спокойная поза Пегаса, любимого пса Репиных, настолько друг другу созвучны, что живописная элегия лунной ночи кажется органичным воплощением возвышенной тоски по искусству, которая также навещала Илью Репина в его усадебных буднях (о чем писал сам художник).

Однако особая аура красоты, присущая этюду, возможно непреднамеренно со стороны мастера, проявляет и ту естественную нежность, те волнующие душу творческие ожидания отца, которые были характерны для отношения Репина к дочери Надежде – натуре идеалистичной, способной на поиск собственного призвания в жизни.

И.Е. Репин. Портрет Н.И. Репиной.

ИЛ. 5. И.Е. Репин. Портрет Н.И. Репиной. 1899. Бумага светло-коричневая, сепия, графитный карандаш. 36,2 × 23,9 Третьяковская галерея

И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной

ИЛ. 6 (рядом с ил.5). И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной. 1881. Холст, масло. 66 × 54. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

«ТЕМА» НАДЕЖДЫ РЕПИНОЙ

По фотографиям и портретам можно заметить, что из всех четырех детей Репина Надежда Ильинична даже внешне более всех остальных была похожа на Илью Ефимовича. Конечно, Репин горячо любил и Веру, и Надежду, и Юрия, и Татьяну, со всеми детьми у него сложились индивидуальные житейские и творческие отношения. Однако открываемые ныне архивные документы проливают новый свет на те чувства восторга, боли, сожаления, любви и уважения, которые у Ильи Репина вызывали внутренние качества личности Надежды. В дневнике Юрия Ильича Репина (третьего ребенка в семье), посвященном страницам его духовной жизни, записан такой символический сон: «…видел его [отца, Илью Ефимовича – О.Д.] во сне в 30-м году, и он сказал мне: “только Надю надо почитать вставанием окружающих, ибо она превосходит всех своими духовными качествами”. Оно так и есть» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 83).

На момент создания «Лунной ночи. Здравнёво» Надежда – «наша парижанка», «паныч», как ее ласково называли в семейном и дружеском кругах – была еще в самом начале своего жизненного пути. Полная волевых устремлений она мечтала стать профессиональным врачом, поступила на Рождественские женские курсы фельдшериц и лекарских помощниц, после окончания которых была направлена в Сибирь на ликвидацию вспыхнувшей там эпидемии сибирской язвы, где много и усердно работала из-за нехватки докторского персонала. Вернувшись в Санкт-Петербург, Надежда Ильинична, несмотря на усталость и серьезный профессиональный опыт, решила получить высшее медицинское образование, ставшее к этому времени доступным для женщин, имевшим аттестат об окончании 8-ми классов гимназии. В связи с данным обстоятельством Надежда Ильинична «не задумалась снова вернуться на школьную скамью», однако, проучившись год, перед экзаменами заболела «случайной инфлюэнцией» и оказалась перед необходимостью повторного прохождения 8-го класса гимназического курса (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2480. Л. 2–3). Жизненные сложности подорвали ее деятельные силы, и в результате перенесенных потрясений психологическое состояние Надежды Ильиничны навсегда изменилось. С 1914 года она затворнически жила с отцом и старшей сестрой Верой в усадьбе Репина «Пенаты» в Куоккале. С точки зрения привычных критериев понимания счастья судьба Надежды Ильиничны, образ которой неразрывно связан с мелодическим строем «Лунной ночи. Здравнёво», сложилась трагически. Однако Юрий Репин, как и Илья Ефимович (только в ином – поэтическом – плане), дал ей совершенно другое гармоническое с религиозной точки зрения измерение, обдуманно записав в упомянутом выше дневнике проникновенные слова о страдальческой и, вместе с тем, преображенной духовным промыслом жизни Надежды Ильиничны (16 марта 1931 года): «Ей было очень трудно жить с людьми. С детства она была особенно кротка, никогда никого не обижала, но ее обижали все. Когда болела, еще девочкой, то лежала молча, ни на что не жалуясь и не подавая голоса; когда плакала, то тихо, только слёзы капали из ее глаз очень крупные. Так помню я. <…> Все девять заповедей исполнены тобою. Блаженствуй перед Богом, чтобы нам спастись жизнью подобной, поняв тебя и Божий закон» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 84(об.)–85).

И.Е. Репин. Лунная ночь. Здравнёво.

ИЛ. 7. КОНЦОВКА. И.Е. Репин. Лунная ночь. Здравнёво. Фрагмент

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В творчестве Ильи Ефимовича Репина природа всегда одухотворена человеком, всегда слита с его психологической аурой. Беспочвенность образов для Репина не характерна ни в больших, ни в малых замыслах. «Лунная ночь. Здравнёво» в этом смысле – неповторимый по своим художественным качествам пример ансамблевой цельности в выражении той внутренней энергии, той «сверхъестественной гибкости чувства» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102), которая в истории искусства способна связать молчаливое затишье просветленных сумерек с затаившейся интонацией еще непрожитой судьбы. Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво» – образ-символ поэтической по духу эпохи модерна, плавно переросшей в понятие Серебряный век, с его тяготением ко всему таинственному, прозрачному, ускользающему. В тоже время произведение это – глубоко интимное высказывание художника о красоте человеческой личности в гармонии с миром – личности, сокровенная часть душевной жизни которой всегда развивается «под сурдинку». Таковы лирические стороны психологически проницательного реализма Ильи Репина, нашедшие отражение в образном строе картины «Лунная ночь. Здравнёво».

Автор: Ольга Давыдова

Все иллюстрации взяты из опубликованных материалов, находящихся в открытом доступе.
Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»
ОГРН 1207700243167
ИНН/КПП 9729297934 / 772901001
Адрес: г. Москва, Филипповский переулок, д.8, стр1,офис 2.11
Телефон: 8 (495) 380-48-44

services
Услуги
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
Лекция посвящена уникальному памятнику архитектуры Москвы эпохи модерна. Это одно из немногих полностью завершенных архитектурных произведений Алексея Викторовича Щусева, относящихся к дореволюционному периоду его творчества.
Перейти к программе
comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0