Творческий подход

Просветительский проект
"Александровский сад"

+7 (903) 792-77-21
+7 (495) 792-77-21
Заказать звонок
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
Программы и лекции
Направления
  • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    • Визуальная логика цветка: концы и начала
    • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
    • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
    • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
  • Моцартиана
    Моцартиана
    • Офорты
    • Волшебная флейта
    • Капсульная коллекция
  • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    • От стиля эпохи к личностям
    • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Особняк Рябушинского — место съемки
  • Николай Рерих – Алексей Щусев
    Николай Рерих – Алексей Щусев
    • Творческий союз архитектора и художника
    • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
    • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
    • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
  • Программы Елены Безбородовой
    Программы Елены Безбородовой
    • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
  • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
    • Казанский вокзал в Москве. История создания
  • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
  • Михаил Нестеров. В поисках своей России
    Михаил Нестеров. В поисках своей России
    • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
    • На лесах соборов
    • Святая Русь Михаила Нестерова
Кураторы
Это интересно
Контакты
О компании
    Программы и лекции
    Направления
    Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
    • Визуальная логика цветка: концы и начала
    • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
    • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
    • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    Моцартиана
    • Офорты
    • Волшебная флейта
    • Капсульная коллекция
    Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
    • От стиля эпохи к личностям
    • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Особняк Рябушинского — место съемки
    Николай Рерих – Алексей Щусев
    • Творческий союз архитектора и художника
    • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
    • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
    • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    Программы Елены Безбородовой
    • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
    Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
    • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
    • Казанский вокзал в Москве. История создания
    «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    Михаил Нестеров. В поисках своей России
    • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
    • На лесах соборов
    • Святая Русь Михаила Нестерова
    Кураторы
    Это интересно
    Контакты
    О компании
    Творческий подход
    Программы и лекции
    Направления
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Моцартиана
      Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
      • Особняк Рябушинского — место съемки
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Программы Елены Безбородовой
      Программы Елены Безбородовой
      • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    Кураторы
    Это интересно
    Контакты
    О компании
      0
      Творческий подход
      0
      Программы и лекции
      • Направления
        • Назад
        • Направления
        • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
          • Назад
          • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
          • Визуальная логика цветка: концы и начала
          • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
          • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
          • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
        • Моцартиана
          • Назад
          • Моцартиана
          • Офорты
          • Волшебная флейта
          • Капсульная коллекция
        • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
          • Назад
          • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
          • От стиля эпохи к личностям
          • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
          • Особняк Рябушинского — место съемки
        • Николай Рерих – Алексей Щусев
          • Назад
          • Николай Рерих – Алексей Щусев
          • Творческий союз архитектора и художника
          • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
          • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
          • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
        • Программы Елены Безбородовой
          • Назад
          • Программы Елены Безбородовой
          • Пространство духовности Скульптора Елены Безбородовой
        • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
          • Назад
          • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
          • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
          • Казанский вокзал в Москве. История создания
        • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
          • Назад
          • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
          • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
        • Михаил Нестеров. В поисках своей России
          • Назад
          • Михаил Нестеров. В поисках своей России
          • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
          • На лесах соборов
          • Святая Русь Михаила Нестерова
      • Кураторы
      • Это интересно
      • Контакты
      • О компании
      • Корзина0
      • +7 (903) 792-77-21
      Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
      info@alex-grdn.ru

      ООО «Александровский сад»
      9729297934 / 772901001

      • +7 (495) 792-77-21
      • Вконтакте
      • Telegram
      • YouTube
      • Pinterest
      • Главная
      • Все статьи
      • Статьи
      • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

      Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

      Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»

      16 августа 2023
      // Статьи
      Автор: Ольга Давыдова
      Тут есть поэзия, а это и есть бессмертная душа искусства.
      Репин И.Е. Письма об искусстве (Письмо первое).
      1893

      Илья Ефимович Репин (1844–1930) был человеком, настроенным патетически, «аппасионатно», если использовать лексику в духе Людвига ван Бетховена, одного из любимых композиторов художника. О способности Ильи Репина к страстному романтическому порыву и глубокому волнению свидетельствуют многие черты его творческой личности. Проявились они, например, в стиле речи художника, эмоционально динамичной, образно яркой, захватывающе воодушевленной. С этой стороной дара И.Е. Репина можно познакомиться, изучая его «Письма об искусстве» (1893), «Воспоминания, статьи и письма из заграницы» (1901), автобиографические записки «Далекое близкое» (1937, первое издание), масштабный фонд опубликованного эпистолярного наследия.

      О поэтическом энтузиазме, который Илья Репин по собственному признанию особенно ценил в людях, говорят, конечно, и сами произведения художника, «тембровые» интонации которых всегда насыщены чувством и экспрессией.

      ИЛ. 1. Илья Репин. Автопортрет. 1894. Холст, масло. 90 × 62,5. Государственный музей Л.Н. Толстого, Москва

      В силу драматургического масштаба проблематики в историю русского искусства Илья Репин вошел прежде всего как несравненный портретист, мастер исторической и религиозной живописи, автор полотен на темы из современной ему жизни. Однако стоит иметь ввиду, что он был и тонко чувствующим природу художником-наблюдателем. В творческом наследии Репина остались не только интереснейшие по своей артистической живости натурные пейзажные зарисовки (начиная с подготовительных эскизов и этюдов к крупным полотнам), но и знаковые для развития пейзажного жанра в России произведения. В живописи и графике художника, одним из первых начавших разрабатывать пленэрный подход, пейзаж всегда имел самостоятельную образную интонацию.

      ИЛ. 2. Илья Репин. На солнце. 1900. Холст, масло. 96 × 68,9. Государственная Третьяковская галерея, Москва

      Диапазон пейзажных поисков Ильи Репина, связанный в своей основе с реалистическими началами национальной художественной школы, достаточно широк – от самобытного усвоения открытий импрессионизма до элегических пластических трактовок мотивов природы в духе модерна. Если в качестве демонстрации первой тенденции можно назвать картину Репина «На солнце» (1900, Государственная Третьяковская галерея), то одним из выразительных примеров воплощения эстетики рубежа XIX–XX столетий – Belle Époque, как принято характеризовать это время, – может служить живописный ноктюрн «Лунная ночь. Здравнёво» (1896). И та и другая работы синтезируют элементы портретного и пейзажного жанров, отличаясь образно многомерным, ассоциативным подходом к раскрытию сюжета в целом. Причем героиней обеих композиций стала вторая дочь художника – Надежда Ильинична Репина (1874–1931).

      В настоящее время картина «Лунная ночь. Здравнёво» (холст, масло; 143×90,4) находится в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск), что имеет свою внутренне оправданную логику.

      ИЛ. 3. Илья Репин. Лунная ночь. Здравнёво. 1896. Холст, масло. 143 × 90,4. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

      ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

      Произведение создавалось в усадьбе «Здравнёво» (ранее – Дровнёво), расположенной под Витебском на берегу Западной Двины (ныне – восстановленный по документальным и художественным источникам мемориальный комплекс Музей-усадьба И.Е. Репина «Здравнёво»). Белорусское имение, в строительстве которого художник принимал деятельное участие, Репин приобрел в 1892 году на средства, полученные от императора Александра III за картину «Запорожцы» (1880–1891, Государственный Русский музей).

      «Лунная ночь. Здравнёво» – одно из наиболее лиричных и камерных по настроению произведений Ильи Репина. Именно в образной сфере музыкальных решений модерна – стилистического феномена конца XIX – начала XX века, истоки которого в России уходят в романтическо-реалистическое мировосприятие – тонко и многогранно раскрывается поэтический универсум живописного ноктюрна художника. По своей атмосфере запечатленная Репиным сцена напоминает визуализированную страницу, написанную в духе Антона Чехова или Генрика Ибсена. Оба писателя имели определенное влияние на развитие внутренне созвучных Репину творческих идеалов. С Чеховым художник даже вел эпистолярные диалоги о «луне в пасху», хотя и в связи с другим произведением. Присутствие норвежского писателя также косвенно сказывается в скрытых слоях образного строя «Лунной ночи. Здравнёво», если знать, что дом в имении Репина был увенчан башней «à la Сольнес», полушутя-полусерьезно прозванной так художником в честь героя одноименной драмы Ибсена.

      ИЛ. 4. Дом И.Е. Репина в Здравнёве. Современная фотография

      ОПИСАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

      В летнее время, свободное от физического труда, связанного с обустройством усадьбы, Репин размышлял об общих принципах творчества, о природе мечтательности, не без романтизма величая себя «рыцарем печального образа» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102). Поиск закономерностей выражения гармонии в картине проявился и в образном решении «Лунной ночи. Здравнёво». Ее «неизъяснимое очарование» (характерная для Репина формулировка) достигнуто с помощью музыкального принципа согласования всех ведущих элементов композиции, прежде всего, фигуры с фоном.

      Таинственное свечение тихих вод Двины, мягкая темнота леса на противоположном берегу, сумеречная кромка неба, загадочная женственность силуэта Надежды, замкнувшейся в свои грезы, созерцательно-спокойная поза Пегаса, любимого пса Репиных, настолько друг другу созвучны, что живописная элегия лунной ночи кажется органичным воплощением возвышенной тоски по искусству, которая также навещала Илью Репина в его усадебных буднях (о чем писал сам художник).

      Однако особая аура красоты, присущая этюду, возможно непреднамеренно со стороны мастера, проявляет и ту естественную нежность, те волнующие душу творческие ожидания отца, которые были характерны для отношения Репина к дочери Надежде – натуре идеалистичной, способной на поиск собственного призвания в жизни.

      ИЛ. 5. И.Е. Репин. Портрет Н.И. Репиной. 1899. Бумага светло-коричневая, сепия, графитный карандаш. 36,2 × 23,9 Третьяковская галерея

      ИЛ. 6 (рядом с ил.5). И.Е. Репин. Портрет Нади Репиной. 1881. Холст, масло. 66 × 54. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

      «ТЕМА» НАДЕЖДЫ РЕПИНОЙ

      По фотографиям и портретам можно заметить, что из всех четырех детей Репина Надежда Ильинична даже внешне более всех остальных была похожа на Илью Ефимовича. Конечно, Репин горячо любил и Веру, и Надежду, и Юрия, и Татьяну, со всеми детьми у него сложились индивидуальные житейские и творческие отношения. Однако открываемые ныне архивные документы проливают новый свет на те чувства восторга, боли, сожаления, любви и уважения, которые у Ильи Репина вызывали внутренние качества личности Надежды. В дневнике Юрия Ильича Репина (третьего ребенка в семье), посвященном страницам его духовной жизни, записан такой символический сон: «…видел его [отца, Илью Ефимовича – О.Д.] во сне в 30-м году, и он сказал мне: “только Надю надо почитать вставанием окружающих, ибо она превосходит всех своими духовными качествами”. Оно так и есть» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 83).

      На момент создания «Лунной ночи. Здравнёво» Надежда – «наша парижанка», «паныч», как ее ласково называли в семейном и дружеском кругах – была еще в самом начале своего жизненного пути. Полная волевых устремлений она мечтала стать профессиональным врачом, поступила на Рождественские женские курсы фельдшериц и лекарских помощниц, после окончания которых была направлена в Сибирь на ликвидацию вспыхнувшей там эпидемии сибирской язвы, где много и усердно работала из-за нехватки докторского персонала. Вернувшись в Санкт-Петербург, Надежда Ильинична, несмотря на усталость и серьезный профессиональный опыт, решила получить высшее медицинское образование, ставшее к этому времени доступным для женщин, имевшим аттестат об окончании 8-ми классов гимназии. В связи с данным обстоятельством Надежда Ильинична «не задумалась снова вернуться на школьную скамью», однако, проучившись год, перед экзаменами заболела «случайной инфлюэнцией» и оказалась перед необходимостью повторного прохождения 8-го класса гимназического курса (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2480. Л. 2–3). Жизненные сложности подорвали ее деятельные силы, и в результате перенесенных потрясений психологическое состояние Надежды Ильиничны навсегда изменилось. С 1914 года она затворнически жила с отцом и старшей сестрой Верой в усадьбе Репина «Пенаты» в Куоккале. С точки зрения привычных критериев понимания счастья судьба Надежды Ильиничны, образ которой неразрывно связан с мелодическим строем «Лунной ночи. Здравнёво», сложилась трагически. Однако Юрий Репин, как и Илья Ефимович (только в ином – поэтическом – плане), дал ей совершенно другое гармоническое с религиозной точки зрения измерение, обдуманно записав в упомянутом выше дневнике проникновенные слова о страдальческой и, вместе с тем, преображенной духовным промыслом жизни Надежды Ильиничны (16 марта 1931 года): «Ей было очень трудно жить с людьми. С детства она была особенно кротка, никогда никого не обижала, но ее обижали все. Когда болела, еще девочкой, то лежала молча, ни на что не жалуясь и не подавая голоса; когда плакала, то тихо, только слёзы капали из ее глаз очень крупные. Так помню я. <…> Все девять заповедей исполнены тобою. Блаженствуй перед Богом, чтобы нам спастись жизнью подобной, поняв тебя и Божий закон» (НБА РАХ. Ф. 25. Оп. 1. Ед. хр. 2054. Л. 84(об.)–85).

      ИЛ. 7. КОНЦОВКА. И.Е. Репин. Лунная ночь. Здравнёво. Фрагмент

      ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

      В творчестве Ильи Ефимовича Репина природа всегда одухотворена человеком, всегда слита с его психологической аурой. Беспочвенность образов для Репина не характерна ни в больших, ни в малых замыслах. «Лунная ночь. Здравнёво» в этом смысле – неповторимый по своим художественным качествам пример ансамблевой цельности в выражении той внутренней энергии, той «сверхъестественной гибкости чувства» (Репин И.Е. Письма. Т. 2. М., 1969, с. 102), которая в истории искусства способна связать молчаливое затишье просветленных сумерек с затаившейся интонацией еще непрожитой судьбы. Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво» – образ-символ поэтической по духу эпохи модерна, плавно переросшей в понятие Серебряный век, с его тяготением ко всему таинственному, прозрачному, ускользающему. В тоже время произведение это – глубоко интимное высказывание художника о красоте человеческой личности в гармонии с миром – личности, сокровенная часть душевной жизни которой всегда развивается «под сурдинку». Таковы лирические стороны психологически проницательного реализма Ильи Репина, нашедшие отражение в образном строе картины «Лунная ночь. Здравнёво».

      Автор: Ольга Давыдова

      Все иллюстрации взяты из опубликованных материалов, находящихся в открытом доступе.
      Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»
      ОГРН 1207700243167
      ИНН/КПП 9729297934 / 772901001
      Адрес: г. Москва, Филипповский переулок, д.8, стр1,офис 2.11
      Телефон: 8 (495) 380-48-44

      Услуги
      Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова

      Лекция посвящена уникальному памятнику архитектуры Москвы эпохи модерна. Это одно из немногих полностью завершенных архитектурных произведений Алексея Викторовича Щусева, относящихся к дореволюционному периоду его творчества.

      Подробнее
      • Комментарии
      Загрузка комментариев...

      Назад к списку Следующая статья
      Остались вопросы?
      Подробно расскажем о сроках и стоимости
      Задать вопрос
      Это интересно
      • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
      • Проект «Муза плача» - выставка в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан
      • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
      • Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту
      • Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли
      • Сергей Колузаков: Многое о Щусеве в советское время приходилось замалчивать
      • Русский фарфор. Традиции и современность.
      • Великая княгиня Елизавета Федоровна
      • Алексей Щусев. Архитектор, художник, директор. К 150-летию
      • Как я перерисовал свою жизнь
      • Мир космоса
      Компания
      Направления
      Кураторы
      Это интересно
      Контакты
      Реквизиты
      +7 (903) 792-77-21
      +7 (495) 792-77-21
      Заказать звонок
      Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
      info@alex-grdn.ru

      ООО «Александровский сад»
      9729297934 / 772901001

      �� � ��������
      © 2023 Все права защищены.
      Политика обработки персональных данных
      Карта сайта
      0