![]( /images/articles/v-apogee-krasoty/01.jpg)
Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Архангел Михаил между камнем «добра и зла» и «древом жизни» с райскими птицами-сиринами)
Эпохальное
Высшие достижения искусства модерна, ставшего стилистической кульминацией рубежа XIX–XX столетий, неизменно несут на себе печать стремления художников оказаться в апогее красоты – на гребне творческой волны, соединяющей в своем подъеме главные измерения человеческой жизни – земное и небесное, временное и вечное, чувственно зримое и духовное. Эта тема «тоски по Богу» – чаяния самостоятельного переосмысления образа Града Небесного (Небесного Иерусалима) – нашла широкое воплощение не только в трудах русских философов Серебряного века, но и в произведениях поэтов, музыкантов, художников, чье артистическое мироощущение было связано с углубленно идеалистическим, символистским взглядом на природу вещей.
![]( /images/articles/v-apogee-krasoty/02.jpg )
В.Э. Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Воинство Небесное у врат Града Божьего)
![]( /images/articles/v-apogee-krasoty/03.jpg )
Густав Климт. Здесь Радость Всему Миру (Поцелуй). «Бетховенский фриз». 1902. Дом Сецессиона, Австрийская галерея, Вена. Фрагмент композиции правой стены (Хор Ангелов)
«Работают ангелы над зачатками тела, струя свою мысль», – писал Андрей Белый в поэме о звуке «Глоссолалия» (1917; см. 2-е изд. 1922, гл. 55), словно увенчивая ею два предшествующих десятилетия, ознаменованных напряженными эстетическими борениями за утверждение новаторской формотворческой логики в праве искусства говорить видимым языком о незримом. «Что мы видим извне – часть возможного», – импровизировал Андрей Белый: «…мы лучились из ангелов; и мы лучим мысли» (там же, гл. 60). Таково умонастроение эпохи, проницающее строй душевной жизни своих выдающихся представителей в разных видах искусства, причем не только в России, но и в Европе. Вспомним, например, «Хор Ангелов», воспаряющих под райские звуки «Оды к радости» в «Бетховенском фризе» Густава Климта, который был создан австрийским художником к XIV-ой выставке Венского сецессиона 1902 года и тогда же фрагментарно воспроизведен в журнале «Мир искусства» (1902. № 7–12. Т. VIII. Иллюстрации. Венский сецессион 1902 года. С. 196–202).
![]( /images/articles/v-apogee-krasoty/04.jpg )
Деталь «Бетховенского фриза» Г. Климта из обзора выставки «Венский сецессион 1902 года». Мир искусства. 1902. № 9–10. С. 202.
![]( /images/articles/v-apogee-krasoty/05.jpg )
Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов. Эскиз. Вариант. Опубликован: Золотое руно. 1907. № 4. С. 23.
«Новая Византия», о которой в «Художественных письмах» мечтал Александр Бенуа как о долгожданном судьбоносном перевороте в истории искусства (Речь. 1910. № 97, 9/22 апреля) – перевороте, способном вернуть понимание творческих задач в область иносказания чувств, в область ассоциативного выражения душевной жизни, – грезилась мастерам эпохи модерна в интернациональном масштабе. Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX–XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка (что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М.А. Врубеля, отчасти – и Н.К. Рериха).
![](/images/articles/v-apogee-krasoty/06.jpg )
«Сокровище Ангелов». 1905. Холст, масло, темпера. 321,5×367. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург
Индивидуальное
В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Композиция, над которой Рерих работал в 1904–1905 годах, изначально рождалась в русле понимания сакральных истоков искусства, задумываясь как часть эскиза стенописи усыпальницы князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Талашкине (мужа Марии Клавдиевны Тенишевой, с осени 1900-го года строившей в своем имении церковь «Преображения Господня», получившей в итоге название «Храм Святого Духа»). Однако в данной статье мы не будем углубляться ни в историю создания и бытования произведения, ни в его иконографический анализ, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника». Нынешний очерк – своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения. Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка – визуально-созерцательный и вербально-поэтический.
Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» (Санкт-Петербург), устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года (Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908). Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» (См.: Каталог выставки картин «Мир искусства». М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1911. С. 17. № 243).
Приведенные строки лаконично резюмируют ту поэтическую программу, которую Рерих написал к экспозиции «Русское искусство и ремесла», показанной княгиней Марией Тенишевой в рамках «Салона» Союза объединенных художников в Лондоне в июле 1908 года (Королевский Альберт-холл) (The London Salon of the Allied Artists’ Association, Ltd., 1908: first year. London, 1908. P. 151. № 140). Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России – в газете «Слово» (1908. 17 (30) июля. № 511. С. 3):
За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые.
Сами Власти там правят бесплотные.
Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят.
Все спокойно, и добро, и зло.
За долиною, за горбатым холмом, за древами
бытия лежит сокровище ангелов.
Самоцветный камень.
В нем добро и зло.
Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего.
Непутевый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские.
Без сокровища-камня – разлетятся ангелы.
Всем конец придет.
![](/images/articles/v-apogee-krasoty/07.jpg )
Николай Рерих. Июнь–октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк. На заднем плане: “Сокровище Ангелов” (1905, вверху) и “Соловецкий монастырь” (1923, внизу). Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке
Универсальное
Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» – через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, – нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение.
В силу своего эмоционально живого характера и гармонично найденного синтеза художественных и теоретических идей в истории русского искусства начала ХХ века панно «Сокровище Ангелов» стало не только одной из профессиональных вершин Николая Рериха в области станковой религиозной живописи дореволюционного периода, но и индивидуально ярким проявлением того универсального для мастеров модерна творческого принципа, при котором внутренним импульсом рождения визуальной формы служил поэтически найденный смысловой ритм.
Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»