Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

Картина «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

Картина «Сокровище Ангелов» Николая Константиновича Рериха

Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Архангел Михаил между камнем «добра и зла» и «древом жизни» с райскими птицами-сиринами)

Эпохальное

Высшие достижения искусства модерна, ставшего стилистической кульминацией рубежа XIX–XX столетий, неизменно несут на себе печать стремления художников оказаться в апогее красоты – на гребне творческой волны, соединяющей в своем подъеме главные измерения человеческой жизни – земное и небесное, временное и вечное, чувственно зримое и духовное. Эта тема «тоски по Богу» – чаяния самостоятельного переосмысления образа Града Небесного (Небесного Иерусалима) – нашла широкое воплощение не только в трудах русских философов Серебряного века, но и в произведениях поэтов, музыкантов, художников, чье артистическое мироощущение было связано с углубленно идеалистическим, символистским взглядом на природу вещей.


В.Э. Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Воинство Небесное у врат Града Божьего)


Густав Климт. Здесь Радость Всему Миру (Поцелуй). «Бетховенский фриз». 1902. Дом Сецессиона, Австрийская галерея, Вена. Фрагмент композиции правой стены (Хор Ангелов)

«Работают ангелы над зачатками тела, струя свою мысль», – писал Андрей Белый в поэме о звуке «Глоссолалия» (1917; см. 2-е изд. 1922, гл. 55), словно увенчивая ею два предшествующих десятилетия, ознаменованных напряженными эстетическими борениями за утверждение новаторской формотворческой логики в праве искусства говорить видимым языком о незримом. «Что мы видим извне – часть возможного», – импровизировал Андрей Белый: «…мы лучились из ангелов; и мы лучим мысли» (там же, гл. 60). Таково умонастроение эпохи, проницающее строй душевной жизни своих выдающихся представителей в разных видах искусства, причем не только в России, но и в Европе. Вспомним, например, «Хор Ангелов», воспаряющих под райские звуки «Оды к радости» в «Бетховенском фризе» Густава Климта, который был создан австрийским художником к XIV-ой выставке Венского сецессиона 1902 года и тогда же фрагментарно воспроизведен в журнале «Мир искусства» (1902. № 7–12. Т. VIII. Иллюстрации. Венский сецессион 1902 года. С. 196–202).


Деталь «Бетховенского фриза» Г. Климта из обзора выставки «Венский сецессион 1902 года». Мир искусства. 1902. № 9–10. С. 202.


Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов. Эскиз. Вариант. Опубликован: Золотое руно. 1907. № 4. С. 23.

«Новая Византия», о которой в «Художественных письмах» мечтал Александр Бенуа как о долгожданном судьбоносном перевороте в истории искусства (Речь. 1910. № 97, 9/22 апреля) – перевороте, способном вернуть понимание творческих задач в область иносказания чувств, в область ассоциативного выражения душевной жизни, – грезилась мастерам эпохи модерна в интернациональном масштабе. Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX–XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка (что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М.А. Врубеля, отчасти – и Н.К. Рериха).

«Сокровище Ангелов». 1905. Холст, масло, темпера. 321,5×367. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург

Индивидуальное

В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Композиция, над которой Рерих работал в 1904–1905 годах, изначально рождалась в русле понимания сакральных истоков искусства, задумываясь как часть эскиза стенописи усыпальницы князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Талашкине (мужа Марии Клавдиевны Тенишевой, с осени 1900-го года строившей в своем имении церковь «Преображения Господня», получившей в итоге название «Храм Святого Духа»). Однако в данной статье мы не будем углубляться ни в историю создания и бытования произведения, ни в его иконографический анализ, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника». Нынешний очерк – своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения. Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка – визуально-созерцательный и вербально-поэтический.

Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» (Санкт-Петербург), устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года (Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908). Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» (См.: Каталог выставки картин «Мир искусства». М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1911. С. 17. № 243).

Приведенные строки лаконично резюмируют ту поэтическую программу, которую Рерих написал к экспозиции «Русское искусство и ремесла», показанной княгиней Марией Тенишевой в рамках «Салона» Союза объединенных художников в Лондоне в июле 1908 года (Королевский Альберт-холл) (The London Salon of the Allied Artists’ Association, Ltd., 1908: first year. London, 1908. P. 151. № 140). Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России – в газете «Слово» (1908. 17 (30) июля. № 511. С. 3):

За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые.
Сами Власти там правят бесплотные.
Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят.
Все спокойно, и добро, и зло.
За долиною, за горбатым холмом, за древами
бытия лежит сокровище ангелов.
Самоцветный камень.
В нем добро и зло.
Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего.
Непутевый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские.
Без сокровища-камня – разлетятся ангелы.
Всем конец придет.

Николай Рерих. Июнь–октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк. На заднем плане: “Сокровище Ангелов” (1905, вверху) и “Соловецкий монастырь” (1923, внизу). Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

Универсальное

Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» – через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, – нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение.

В силу своего эмоционально живого характера и гармонично найденного синтеза художественных и теоретических идей в истории русского искусства начала ХХ века панно «Сокровище Ангелов» стало не только одной из профессиональных вершин Николая Рериха в области станковой религиозной живописи дореволюционного периода, но и индивидуально ярким проявлением того универсального для мастеров модерна творческого принципа, при котором внутренним импульсом рождения визуальной формы служил поэтически найденный смысловой ритм.

Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Просветительский проект "Александровский сад"

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

17 апреля 2025
// Статьи

Автор: Давыдова Ольга Сергеевна, к. и., вед. н. с. НИИ РАХ
Архангел Михаил между камнем «добра и зла» и «древом жизни» с райскими птицами-сиринами

Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Архангел Михаил между камнем «добра и зла» и «древом жизни» с райскими птицами-сиринами)

Эпохальное

Высшие достижения искусства модерна, ставшего стилистической кульминацией рубежа XIX–XX столетий, неизменно несут на себе печать стремления художников оказаться в апогее красоты – на гребне творческой волны, соединяющей в своем подъеме главные измерения человеческой жизни – земное и небесное, временное и вечное, чувственно зримое и духовное. Эта тема «тоски по Богу» – чаяния самостоятельного переосмысления образа Града Небесного (Небесного Иерусалима) – нашла широкое воплощение не только в трудах русских философов Серебряного века, но и в произведениях поэтов, музыкантов, художников, чье артистическое мироощущение было связано с углубленно идеалистическим, символистским взглядом на природу вещей.


В.Э. Николай Рерих. Сокровище Ангелов. 1905. Фрагмент (Воинство Небесное у врат Града Божьего)


Густав Климт. Здесь Радость Всему Миру (Поцелуй). «Бетховенский фриз». 1902. Дом Сецессиона, Австрийская галерея, Вена. Фрагмент композиции правой стены (Хор Ангелов)

«Работают ангелы над зачатками тела, струя свою мысль», – писал Андрей Белый в поэме о звуке «Глоссолалия» (1917; см. 2-е изд. 1922, гл. 55), словно увенчивая ею два предшествующих десятилетия, ознаменованных напряженными эстетическими борениями за утверждение новаторской формотворческой логики в праве искусства говорить видимым языком о незримом. «Что мы видим извне – часть возможного», – импровизировал Андрей Белый: «…мы лучились из ангелов; и мы лучим мысли» (там же, гл. 60). Таково умонастроение эпохи, проницающее строй душевной жизни своих выдающихся представителей в разных видах искусства, причем не только в России, но и в Европе. Вспомним, например, «Хор Ангелов», воспаряющих под райские звуки «Оды к радости» в «Бетховенском фризе» Густава Климта, который был создан австрийским художником к XIV-ой выставке Венского сецессиона 1902 года и тогда же фрагментарно воспроизведен в журнале «Мир искусства» (1902. № 7–12. Т. VIII. Иллюстрации. Венский сецессион 1902 года. С. 196–202).


Деталь «Бетховенского фриза» Г. Климта из обзора выставки «Венский сецессион 1902 года». Мир искусства. 1902. № 9–10. С. 202.


Н.К. Рерих. Сокровище Ангелов. Эскиз. Вариант. Опубликован: Золотое руно. 1907. № 4. С. 23.

«Новая Византия», о которой в «Художественных письмах» мечтал Александр Бенуа как о долгожданном судьбоносном перевороте в истории искусства (Речь. 1910. № 97, 9/22 апреля) – перевороте, способном вернуть понимание творческих задач в область иносказания чувств, в область ассоциативного выражения душевной жизни, – грезилась мастерам эпохи модерна в интернациональном масштабе. Закономерно, что не только упомянутые нами венские «сецессионисты», но и русские художники рубежа XIX–XX столетий прошли искус «византийства», повлиявший как на содержательные аспекты искусства, так и на сам «мозаичный» стиль их пластического языка (что наиболее ярко и своеобразно выразилось в поэтике М.А. Врубеля, отчасти – и Н.К. Рериха).

«Сокровище Ангелов». 1905. Холст, масло, темпера. 321,5×367. Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Санкт-Петербург

Индивидуальное

В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». Композиция, над которой Рерих работал в 1904–1905 годах, изначально рождалась в русле понимания сакральных истоков искусства, задумываясь как часть эскиза стенописи усыпальницы князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Талашкине (мужа Марии Клавдиевны Тенишевой, с осени 1900-го года строившей в своем имении церковь «Преображения Господня», получившей в итоге название «Храм Святого Духа»). Однако в данной статье мы не будем углубляться ни в историю создания и бытования произведения, ни в его иконографический анализ, так как эти вопросы были подробно рассмотрены в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника». Нынешний очерк – своеобразный постскриптум, призванный отразить то, что осталось за кадром. Возможность же создания такой текстовой коды предоставил сам Рерих, оставивший собственный литературный комментарий к образно выраженным смыслам произведения. Суть в том, что «Сокровище Ангелов» синтезирует несколько уровней восприятия художественного языка – визуально-созерцательный и вербально-поэтический.

Как мы отмечали в программе «Тайное и явное в творчестве Николая Рериха…», в России «Сокровище Ангелов» в качестве самостоятельного произведения было показано в 1909 году на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры «Салон» (Санкт-Петербург), устроенной критиком и единомышленником Рериха Сергеем Маковским, то есть позже, чем в Европе, где панно выставлялось с 1906 года (Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908). Будучи представленным широкой русской публике на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году, в каталоге этой экспозиции «Сокровище Ангелов» сопровождалось стилизованной под былинный ритм фразой Рериха: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается» (См.: Каталог выставки картин «Мир искусства». М.: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1911. С. 17. № 243).

Приведенные строки лаконично резюмируют ту поэтическую программу, которую Рерих написал к экспозиции «Русское искусство и ремесла», показанной княгиней Марией Тенишевой в рамках «Салона» Союза объединенных художников в Лондоне в июле 1908 года (Королевский Альберт-холл) (The London Salon of the Allied Artists’ Association, Ltd., 1908: first year. London, 1908. P. 151. № 140). Русскоязычный стихотворный вариант этой «пояснительной легенды к эскизу большой настенной фрески» «Сокровище Ангелов» был опубликован и в России – в газете «Слово» (1908. 17 (30) июля. № 511. С. 3):

За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые.
Сами Власти там правят бесплотные.
Ходят там ангелы дружинами тесными.
За стенами, по широкой долине в трубы трубят.
Все спокойно, и добро, и зло.
За долиною, за горбатым холмом, за древами
бытия лежит сокровище ангелов.
Самоцветный камень.
В нем добро и зло.
Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается.
Бытие все на камне узорами начертано.
Пуще всего хранят камень архангелы.
Архистратиг сам у камня дозор ведет.
От усталости не помнит себя, а все сторожит.
Угрожают копьями архангелы.
Стерегут камень от лихого прохожего.
Непутевый не разбил бы их сокровище.
Как бы врозь не пошло и добро, и зло.
Как бы змей не пожрал мучимого.
Сокровищем держатся все города ангельские.
Без сокровища-камня – разлетятся ангелы.
Всем конец придет.

Николай Рерих. Июнь–октябрь 1929 г. Вход в Музей Рериха, Нью-Йорк. На заднем плане: “Сокровище Ангелов” (1905, вверху) и “Соловецкий монастырь” (1923, внизу). Архив Музея Николая Рериха в Нью-Йорке

Универсальное

Владевшее художниками-символистами стремление к жизни на пике душевных волнений и прозрений, в которых время приобщается к Вечности через опыт естественной для творческого духа «мистики» – через опыт эстетического и этического самоопределения, волевой импульс к которому имеет древнюю религиозную и историческую традицию, – нашло в программной работе Рериха «Сокровище Ангелов» рукотворно личностное выражение.

В силу своего эмоционально живого характера и гармонично найденного синтеза художественных и теоретических идей в истории русского искусства начала ХХ века панно «Сокровище Ангелов» стало не только одной из профессиональных вершин Николая Рериха в области станковой религиозной живописи дореволюционного периода, но и индивидуально ярким проявлением того универсального для мастеров модерна творческого принципа, при котором внутренним импульсом рождения визуальной формы служил поэтически найденный смысловой ритм.

Статья написана по заказу ООО «Александровский сад»

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0