Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля

Картина "Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля

Картина "Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля | Александровский сад

Картина Михаила Врубеля "Богоматерь с младенцем" (1884-1885) представляет собой выдающееся произведение, выполненное в стиле модерн. Врубель, известный своим уникальным стилем и глубокими мистическими сюжетами, создал образ Богоматери с младенцем, который стал одним из символов его творчества.

История создания

В 1884 году Михаил Врубель, 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, был приглашён для участия в реставрационных и восстановительных работах в Кирилловской церкви в Киеве. Это приглашение он получил как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководство над работами осуществлял профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.
Михаил Врубель регулярно посещал дом профессора Прахова, где обсуждал детали работы и углублялся в книги по истории византийского и русского искусства. Следуя стилю старинных фресок, сохранившихся в церкви, он работал над фигурами ангелов, головами Христа и Моисея, а также над композициями «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач».
Врубель много общался с женой своего руководителя, Эмилией Львовной Праховой, матерью троих детей и влиятельной фигурой в киевском художественном сообществе. Выйдя замуж за профессора в 16 лет, Эмилия Львовна была хорошо знакома с миром искусства, окончила консерваторию по классу фортепиано и училась у Листа. Они обсуждали музыку, литературу и поэзию. В одном из писем к сестре Врубель восторженно писал о Праховой: «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)». Она стала для него значимым человеком, а Киев — любимым городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев…».
Вскоре Врубель осознал, что его чувства к Эмилии выходят за рамки дружеских, и в его сердце зародилась любовь. Константин Коровин вспоминал, как однажды летом они с Врубелем пошли купаться, и он заметил шрамы на груди Михаила. Врубель признался, что резал себя ножом из-за невозможности объяснить свои чувства Эмилии. Он писал письма Праховой из Венеции, сопровождая их рисунками. На одном из них сохранилась фраза: «Лишь бы касаться до…». Неизвестно, объяснились ли они, но Эмилия вскоре стала холодно относиться к художнику. Несмотря на начавшиеся работы по росписи Владимирского собора, Врубель уехал в Одессу. Спустя годы он писал М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Возвращение в Киев из Венеции стало для Врубеля триумфальным. Иконы на цинковых досках были завершены, и в образе Богородицы многие узнали черты Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — её дочери Оли. Прахов, несмотря на сложные отношения с Врубелем, высоко оценил его работу: «Будь моя воля, построил бы храм, который предложил расписывать только Врубелю — такому таланту нужны другие стены».
Эмилия Львовна Прахова пережила Врубеля на 17 лет. Она рассталась с мужем и попросила дочь сжечь все письма от Врубеля. Несмотря на это, образ Праховой продолжал вдохновлять художника на протяжении всей его жизни. Творчество Врубеля, выходящее за рамки привычных оценок, вновь привлекло внимание в 1960-е годы, когда его уникальный стиль и индивидуальность стали объектом исследований и признания.
Картина "Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля, наполненная личными переживаниями и духовными исканиями художника, остаётся одной из самых значимых его работ. Она символизирует не только религиозные чувства, но и глубоко личные эмоциональные состояния, делая её близкой и понятной для многих поколений.

Композиция и сюжет

На картине изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Иисуса. Богоматерь представлена в анфас, её фигура занимает центральное место в композиции. Она нежно прижимает к себе младенца, который сидит на её руках. Образ Богоматери и младенца окружён декоративным орнаментом, что придаёт картине особую торжественность и священность.
Лицо Богоматери выражает глубокую нежность и материнскую любовь. Её взгляд направлен на зрителя, в нём читается мудрость и благодать. Младенец Иисус изображён с открытым, невинным выражением лица, его взгляд обращён вверх, что символизирует его божественное происхождение и предназначение.
Цветовая гамма картины богата и насыщена. Врубель использует глубокие тёмные оттенки для создания контраста с золотым фоном. Одеяния Богоматери выполнены в традиционных иконописных цветах — красном и зелёном. Лицо и руки Богоматери и младенца выполнены в мягких, тёплых тонах, создавая ощущение нежности и тепла.
Картина наполнена символическими деталями. Богоматерь изображена с нимбом над головой, что подчёркивает её святость. Младенец также изображён с нимбом, что указывает на его божественное происхождение. Орнаменты и узоры, окружающие фигуры, включают элементы растительных мотивов и звезд, символизирующих чистоту, невинность и небесное царство.
Атмосфера картины пронизана чувством святости и умиротворения. Врубель создаёт ощущение божественного присутствия и благодати. Картина вызывает у зрителя глубокие духовные переживания, погружая его в атмосферу молитвы и восхищения перед святостью образов.
Михаил Врубель черпал вдохновение из иконописных традиций и христианской мифологии. Его "Богоматерь с младенцем" сочетает в себе элементы традиционного иконописного стиля и модернистского подхода, что делает её уникальным произведением искусства. Врубель стремился передать не только внешнюю красоту образов, но и их внутреннюю духовную глубину.

"Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля — это не просто картина, а глубоко символическое и духовное произведение, которое сочетает в себе элементы иконописи и модерна. Врубель, используя свой уникальный стиль и мастерство, создал образ, который продолжает вдохновлять и волновать зрителей. Картина воплощает идеалы материнской любви, божественной благодати и духовной чистоты, вызывая у зрителя глубокие эмоции и чувства.

Описание картины "Богоматерь с младенцем"
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины "Богоматерь с младенцем"

Богоматерь с младенцем
17 апреля 2025
// Статьи

Художник Михаил Александрович Врубель

Картина Михаила Врубеля "Богоматерь с младенцем" (1884-1885) представляет собой выдающееся произведение, выполненное в стиле модерн. Врубель, известный своим уникальным стилем и глубокими мистическими сюжетами, создал образ Богоматери с младенцем, который стал одним из символов его творчества.

История создания

В 1884 году Михаил Врубель, 28-летний студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, был приглашён для участия в реставрационных и восстановительных работах в Кирилловской церкви в Киеве. Это приглашение он получил как лучший ученик известного педагога Академии Павла Чистякова. Руководство над работами осуществлял профессор-искусствовед Адриан Викторович Прахов.
Михаил Врубель регулярно посещал дом профессора Прахова, где обсуждал детали работы и углублялся в книги по истории византийского и русского искусства. Следуя стилю старинных фресок, сохранившихся в церкви, он работал над фигурами ангелов, головами Христа и Моисея, а также над композициями «Сошествие святого духа» и «Надгробный плач».
Врубель много общался с женой своего руководителя, Эмилией Львовной Праховой, матерью троих детей и влиятельной фигурой в киевском художественном сообществе. Выйдя замуж за профессора в 16 лет, Эмилия Львовна была хорошо знакома с миром искусства, окончила консерваторию по классу фортепиано и училась у Листа. Они обсуждали музыку, литературу и поэзию. В одном из писем к сестре Врубель восторженно писал о Праховой: «Один чудесный человек (ах, Аня, какие бывают люди!)». Она стала для него значимым человеком, а Киев — любимым городом: «Как хорош, однако же, Киев. Жаль, что я здесь не живу. Я люблю Киев…».
Вскоре Врубель осознал, что его чувства к Эмилии выходят за рамки дружеских, и в его сердце зародилась любовь. Константин Коровин вспоминал, как однажды летом они с Врубелем пошли купаться, и он заметил шрамы на груди Михаила. Врубель признался, что резал себя ножом из-за невозможности объяснить свои чувства Эмилии. Он писал письма Праховой из Венеции, сопровождая их рисунками. На одном из них сохранилась фраза: «Лишь бы касаться до…». Неизвестно, объяснились ли они, но Эмилия вскоре стала холодно относиться к художнику. Несмотря на начавшиеся работы по росписи Владимирского собора, Врубель уехал в Одессу. Спустя годы он писал М. Коровину: «Я резал себя ножом. Поймёте ли Вы? Я любил женщину, она меня не любила – даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Возвращение в Киев из Венеции стало для Врубеля триумфальным. Иконы на цинковых досках были завершены, и в образе Богородицы многие узнали черты Эмилии Львовны, а в образе Иисуса Христа — её дочери Оли. Прахов, несмотря на сложные отношения с Врубелем, высоко оценил его работу: «Будь моя воля, построил бы храм, который предложил расписывать только Врубелю — такому таланту нужны другие стены».
Эмилия Львовна Прахова пережила Врубеля на 17 лет. Она рассталась с мужем и попросила дочь сжечь все письма от Врубеля. Несмотря на это, образ Праховой продолжал вдохновлять художника на протяжении всей его жизни. Творчество Врубеля, выходящее за рамки привычных оценок, вновь привлекло внимание в 1960-е годы, когда его уникальный стиль и индивидуальность стали объектом исследований и признания.
Картина "Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля, наполненная личными переживаниями и духовными исканиями художника, остаётся одной из самых значимых его работ. Она символизирует не только религиозные чувства, но и глубоко личные эмоциональные состояния, делая её близкой и понятной для многих поколений.

Композиция и сюжет

На картине изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Иисуса. Богоматерь представлена в анфас, её фигура занимает центральное место в композиции. Она нежно прижимает к себе младенца, который сидит на её руках. Образ Богоматери и младенца окружён декоративным орнаментом, что придаёт картине особую торжественность и священность.
Лицо Богоматери выражает глубокую нежность и материнскую любовь. Её взгляд направлен на зрителя, в нём читается мудрость и благодать. Младенец Иисус изображён с открытым, невинным выражением лица, его взгляд обращён вверх, что символизирует его божественное происхождение и предназначение.
Цветовая гамма картины богата и насыщена. Врубель использует глубокие тёмные оттенки для создания контраста с золотым фоном. Одеяния Богоматери выполнены в традиционных иконописных цветах — красном и зелёном. Лицо и руки Богоматери и младенца выполнены в мягких, тёплых тонах, создавая ощущение нежности и тепла.
Картина наполнена символическими деталями. Богоматерь изображена с нимбом над головой, что подчёркивает её святость. Младенец также изображён с нимбом, что указывает на его божественное происхождение. Орнаменты и узоры, окружающие фигуры, включают элементы растительных мотивов и звезд, символизирующих чистоту, невинность и небесное царство.
Атмосфера картины пронизана чувством святости и умиротворения. Врубель создаёт ощущение божественного присутствия и благодати. Картина вызывает у зрителя глубокие духовные переживания, погружая его в атмосферу молитвы и восхищения перед святостью образов.
Михаил Врубель черпал вдохновение из иконописных традиций и христианской мифологии. Его "Богоматерь с младенцем" сочетает в себе элементы традиционного иконописного стиля и модернистского подхода, что делает её уникальным произведением искусства. Врубель стремился передать не только внешнюю красоту образов, но и их внутреннюю духовную глубину.

"Богоматерь с младенцем" Михаила Врубеля — это не просто картина, а глубоко символическое и духовное произведение, которое сочетает в себе элементы иконописи и модерна. Врубель, используя свой уникальный стиль и мастерство, создал образ, который продолжает вдохновлять и волновать зрителей. Картина воплощает идеалы материнской любви, божественной благодати и духовной чистоты, вызывая у зрителя глубокие эмоции и чувства.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0