Лауреатом Притцкеровской премии 2025 года за выдающиеся достижения в архитектуре стал Лю Цзякунь
Лауреатом Притцкеровской премии 2025 года за выдающиеся достижения в архитектуре стал Лю Цзякунь
Лауреатом Притцкеровской премии 2025 года за выдающиеся достижения в архитектуре стал Лю Цзякунь
В условиях, когда архитектурное искусство сталкивается с быстрыми социальными и экологическими изменениями, работы Лю Цзякуня выделяются своей способностью находить оригинальные решения, подстраиваясь под повседневную жизнь людей. Благодаря обширному опыту и неизменно высокому качеству, он создает уникальные пространства, свободные от традиционных стилистических ограничений.
Лю Цзякунь не следует привычным эстетическим канонам, а разрабатывает подходы, адаптирующиеся к конкретным условиям каждого проекта. Используя доступные материалы и знания местных ремесел, он стремится создать архитектуру, которая может гармонично вписываться в существующий контекст. Так, в 2008 году, после землетрясения в Сычуани, он переработал обломки, соломенные волокна и цемент в кирпичи. Из них были построены такие здания, как Novartis Building, музей Шуйцзинфан, Западная деревня (Чэнду) и мемориал Ху Хуэйшань, посвящённый пятнадцатилетней девочке, которая погибла под обломками своей школы.
Архитектурные решения Лю Цзякуня также касаются плотности застройки и её влияния на качество жизни. Он создает общественные пространства, где совместное проживание становится не только допустимым, но и комфортным. Преобразование таких проектов, как West Village в Чэнду, ведет к новым возможностям и находит баланс между плотностью и открытостью.
Архитектор с талантом писателя образно представляет своё творчество: «Я всегда стремлюсь быть как вода — проникать сквозь место, не неся с собой фиксированную форму, и гармонично вписываться в окружающую среду. Со временем вода постепенно затвердевает, превращаясь в архитектуру и, возможно, даже в высшую форму человеческого духовного творения. Тем не менее, она по-прежнему сохраняет все качества этого места, как хорошие, так и плохие». Примером служит Кафедра скульптуры Института изящных искусств Сычуани в Чунцине (Китай, 2004), которая представляет собой альтернативный подход к оптимизации пространства, при котором верхние этажи выступают за пределы здания, увеличивая площадь узкой основы.
Лю Цзякунь переосмысляет традиционную китайскую архитектуру как стартовую площадку для инноваций, сочетая локальное и глобальное в своих проектах. Его музеи и общественные пространства не только отражают культурное наследие, но и становятся активными участниками городской жизни, восстанавливая связь между индивидуальным и коллективным опытом.
Лю Цзякунь был удостоен Притцкеровской премии 2025 года за то, что он принял дуализм антиутопии и утопии, а не боролся с ним. Его работы показывают, как архитектура может служить мостом между реальностью и идеализмом, а также как локальные решения могут быть подняты до уровня универсальных концепций. Он создаёт архитектуру, которая становится частью истории, ландшафта и просто комфортным пространством для общества.
Притцкеровская премия, которая отмечает исключительный вклад в архитектурное искусство, в этом году удостоила этой чести китайского архитектора Лю Цзякуня. Эта награда признает талант, дальновидность и приверженность делу, которые помогают изменить мир к лучшему, а также человечество и его окружение.
В условиях, когда архитектурное искусство сталкивается с быстрыми социальными и экологическими изменениями, работы Лю Цзякуня выделяются своей способностью находить оригинальные решения, подстраиваясь под повседневную жизнь людей. Благодаря обширному опыту и неизменно высокому качеству, он создает уникальные пространства, свободные от традиционных стилистических ограничений.
Лю Цзякунь не следует привычным эстетическим канонам, а разрабатывает подходы, адаптирующиеся к конкретным условиям каждого проекта. Используя доступные материалы и знания местных ремесел, он стремится создать архитектуру, которая может гармонично вписываться в существующий контекст. Так, в 2008 году, после землетрясения в Сычуани, он переработал обломки, соломенные волокна и цемент в кирпичи. Из них были построены такие здания, как Novartis Building, музей Шуйцзинфан, Западная деревня (Чэнду) и мемориал Ху Хуэйшань, посвящённый пятнадцатилетней девочке, которая погибла под обломками своей школы.
Архитектурные решения Лю Цзякуня также касаются плотности застройки и её влияния на качество жизни. Он создает общественные пространства, где совместное проживание становится не только допустимым, но и комфортным. Преобразование таких проектов, как West Village в Чэнду, ведет к новым возможностям и находит баланс между плотностью и открытостью.
Архитектор с талантом писателя образно представляет своё творчество: «Я всегда стремлюсь быть как вода — проникать сквозь место, не неся с собой фиксированную форму, и гармонично вписываться в окружающую среду. Со временем вода постепенно затвердевает, превращаясь в архитектуру и, возможно, даже в высшую форму человеческого духовного творения. Тем не менее, она по-прежнему сохраняет все качества этого места, как хорошие, так и плохие». Примером служит Кафедра скульптуры Института изящных искусств Сычуани в Чунцине (Китай, 2004), которая представляет собой альтернативный подход к оптимизации пространства, при котором верхние этажи выступают за пределы здания, увеличивая площадь узкой основы.
Лю Цзякунь переосмысляет традиционную китайскую архитектуру как стартовую площадку для инноваций, сочетая локальное и глобальное в своих проектах. Его музеи и общественные пространства не только отражают культурное наследие, но и становятся активными участниками городской жизни, восстанавливая связь между индивидуальным и коллективным опытом.
Лю Цзякунь был удостоен Притцкеровской премии 2025 года за то, что он принял дуализм антиутопии и утопии, а не боролся с ним. Его работы показывают, как архитектура может служить мостом между реальностью и идеализмом, а также как локальные решения могут быть подняты до уровня универсальных концепций. Он создаёт архитектуру, которая становится частью истории, ландшафта и просто комфортным пространством для общества.