Выставка посвящена работам художника, в которых он запечатлел свою старшую любимую дочь, Маргариту Дютюи-Матисс. В экспозиции можно увидеть множество рисунков, работы из частных коллекций, которые редко выставлялись на публике, а также значимые картины из коллекций США, Швейцарии и Японии, впервые представленные во Франции. Дополняют художественные произведения фотографии и архивные материалы, а также работы самой Маргариты и трогательные выдержки из писем, которые писали друг другу отец и дочь.
Маргарита родилась в 1894 году от непродолжительных отношений молодого художника с моделью Каролиной Жобло. Когда через четыре года у Матисса появилась семья, он забрал дочь к себе. Она росла вместе с двумя младшими братьями — Жаном и Пьером. Как позже отметила сама Маргарита: «Мы как пять пальцев одной руки».
С раннего детства до конца Второй мировой войны Маргарита была постоянной моделью для Анри Матисса. Портреты, на которых она изображена, отличаются искренностью и глубиной эмоций, отражая крепкую связь между отцом и дочерью.
На выставке можно увидеть множество портретов Маргариты, каждый из которых отличается друг от друга. Она изображена в различных образах: в шляпе с пучком волос, сидящей у окна в клетчатом пальто или застигнутой врасплох в непринужденной позе. На одном из самых известных портретов 1910 года Матисс изобразил Маргариту с черным котом на коленях. Эта картина вызвала неоднозначные отзывы из-за независимой позы женщины и была признана смелой и радикальной работой художника.
Особое место среди его работ занимает картина, датируемая 1906-1907 годами. На горчично-желтом фоне изображена юная девушка в темно-зеленом платье с черной лентой вокруг шеи, под которой она скрывала шрам, оставшийся после трахеотомии. Черты ее лица нарисованы грубыми черными линиями, а надпись «Маргарита», сделанная неуклюжим почерком наверху картины, придает работе трогательность и непосредственность.
Влияние кубизма отразилось в необычном портрете Маргариты 1914 года под названием «Белая и розовая голова». На этом полотне лицо девушки представлено с использованием розовых, черных и белых полос, словно наложенных на сетку. В геометрических линиях сохранились черты, подсказывающие о том, что героиня портрета его любимая дочь – это неизменная черная лента с красивой подвеской и открытый пронзительный взгляд.
В произведении «Сладкий сон» 1920 года художник отходит от привычного использования ярких цветов, предпочитая более мягкую палитру. На картине Матисс изображает лицо молодой женщины, погруженной в мир безмятежного сна. Она удобно устроилась на белой подушке, укрытая ярким одеялом, и кажется, наслаждается сладкими грезами, слегка приоткрыв рот. Темные волосы обрамляют ее лицо, создавая эффект рамы на фоне подушки. В этом произведении художник отходит от привычного использования ярких цветов, предпочитая более мягкую палитру. Желтые обои с ненавязчивым узором, голубая вышивка на белой ночной рубашке и цветочные мотивы на одеяле формируют гармоничное и нежное сочетание, которое подчеркивает атмосферу спокойствия и уюта.
«Эта выставка — не только возможность воздать должное Матиссу и заново открыть его для себя, как художника. Она позволяет нам увидеть более личную сторону его натуры. Здесь мы видим Матисса как семьянина и отца», — поделилась куратор выставки Шарлотта Барат-Мабиль.
В дополнение к выставке будет представлена виртуальная реальность "Danse Danse Danse - Matisse", созданная Аньес Молиа и Гордоном. Этот проект предлагает уникальный опыт взаимодействия с танцем и искусством Матисса, позволяя пользователям еще больше погрузиться в мир его творчества.
С 4 апреля по 24 августа 2025 года Парижский музей современного искусства представляет выставку, посвященную трогательным и доверительным отношениям Анри Матисса с его внебрачной дочерью Маргаритой, которая на протяжении всей жизни являлась музой и любимой моделью художника. В рамках экспозиции будет представлено более 110 произведений, включая картины, рисунки, гравюры, скульптуры и керамику.
Выставка посвящена работам художника, в которых он запечатлел свою старшую любимую дочь, Маргариту Дютюи-Матисс. В экспозиции можно увидеть множество рисунков, работы из частных коллекций, которые редко выставлялись на публике, а также значимые картины из коллекций США, Швейцарии и Японии, впервые представленные во Франции. Дополняют художественные произведения фотографии и архивные материалы, а также работы самой Маргариты и трогательные выдержки из писем, которые писали друг другу отец и дочь.
Маргарита родилась в 1894 году от непродолжительных отношений молодого художника с моделью Каролиной Жобло. Когда через четыре года у Матисса появилась семья, он забрал дочь к себе. Она росла вместе с двумя младшими братьями — Жаном и Пьером. Как позже отметила сама Маргарита: «Мы как пять пальцев одной руки».
С раннего детства до конца Второй мировой войны Маргарита была постоянной моделью для Анри Матисса. Портреты, на которых она изображена, отличаются искренностью и глубиной эмоций, отражая крепкую связь между отцом и дочерью.
На выставке можно увидеть множество портретов Маргариты, каждый из которых отличается друг от друга. Она изображена в различных образах: в шляпе с пучком волос, сидящей у окна в клетчатом пальто или застигнутой врасплох в непринужденной позе. На одном из самых известных портретов 1910 года Матисс изобразил Маргариту с черным котом на коленях. Эта картина вызвала неоднозначные отзывы из-за независимой позы женщины и была признана смелой и радикальной работой художника.
Особое место среди его работ занимает картина, датируемая 1906-1907 годами. На горчично-желтом фоне изображена юная девушка в темно-зеленом платье с черной лентой вокруг шеи, под которой она скрывала шрам, оставшийся после трахеотомии. Черты ее лица нарисованы грубыми черными линиями, а надпись «Маргарита», сделанная неуклюжим почерком наверху картины, придает работе трогательность и непосредственность.
Влияние кубизма отразилось в необычном портрете Маргариты 1914 года под названием «Белая и розовая голова». На этом полотне лицо девушки представлено с использованием розовых, черных и белых полос, словно наложенных на сетку. В геометрических линиях сохранились черты, подсказывающие о том, что героиня портрета его любимая дочь – это неизменная черная лента с красивой подвеской и открытый пронзительный взгляд.
В произведении «Сладкий сон» 1920 года художник отходит от привычного использования ярких цветов, предпочитая более мягкую палитру. На картине Матисс изображает лицо молодой женщины, погруженной в мир безмятежного сна. Она удобно устроилась на белой подушке, укрытая ярким одеялом, и кажется, наслаждается сладкими грезами, слегка приоткрыв рот. Темные волосы обрамляют ее лицо, создавая эффект рамы на фоне подушки. В этом произведении художник отходит от привычного использования ярких цветов, предпочитая более мягкую палитру. Желтые обои с ненавязчивым узором, голубая вышивка на белой ночной рубашке и цветочные мотивы на одеяле формируют гармоничное и нежное сочетание, которое подчеркивает атмосферу спокойствия и уюта.
«Эта выставка — не только возможность воздать должное Матиссу и заново открыть его для себя, как художника. Она позволяет нам увидеть более личную сторону его натуры. Здесь мы видим Матисса как семьянина и отца», — поделилась куратор выставки Шарлотта Барат-Мабиль.
В дополнение к выставке будет представлена виртуальная реальность "Danse Danse Danse - Matisse", созданная Аньес Молиа и Гордоном. Этот проект предлагает уникальный опыт взаимодействия с танцем и искусством Матисса, позволяя пользователям еще больше погрузиться в мир его творчества.