Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»
Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»
Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»
Русское художественное стекло XVIII – начала XX века неразрывно связано с историей Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге, где создавались эксклюзивные изделия для двора и знати. Особое внимание уделялось деталям: резьба и гранение раскрывали сияние и игру света внутри стекла, а гравировка, затемняя поверхность, создавала контрастные тени. Мастера использовали техники, заимствованные из ювелирного искусства с помощью точильных станков и абразивных дисков для формирования рельефных узоров.
В представленной экспозиции собрано более 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, демонстрирующих основные этапы развития резного и гравированного стекла в России. Среди экспонатов — редкое пасхальное яйцо с гравированным изображением Богородицы Азовской, изготовленное на Ямбургском заводе в первой четверти XVIII века, а также кубки с портретами императриц и гербом Российской империи. В XIX веке популярность приобрёл гранёный хрусталь — прозрачное свинцовое стекло, которое стало символом придворного изящества. Особый интерес представляет шкатулка из хрусталя, принадлежавшая Николаю I и Александре Фёдоровне, выполненная в виде огранённого алмаза. Также обращают на себя внимание интересная стеклянная шкатулка с перламутром в форме клавесина, созданная в 1810-1830-х годах и модель катальной горки второй четверти XIX века.
Художественное стекло прочно вошло в повседневную жизнь придворных: стеклянные изделия украшали столы, интерьеры, использовались в мебели и архитектурных деталях, став настоящей модой того времени. Особое внимание этому виду декоративного искусства уделяла императрица Екатерина II. Вместе с великой княгиней Марией Фёдоровной, супругой Павла I, они занимались созданием стеклянных камей в специально оборудованной лаборатории. Великая княгиня лично изготавливала медальоны с профильными портретами членов императорской семьи, а на Императорском стекольном заводе по заказу двора выпускались их копии. На выставке представлен медальон с портретами Екатерины II, Павла I и Александра Павловича (будущего императора Александра I), созданный великой княгиней Марией Фёдоровной.
Выставка также знакомит с технологиями обработки стекла конца XIX — начала XX века: травлением кислотами, пескоструйной гравировкой и применением серебряной протравы. Эти инновационные методы по тем временам позволяли мастерам создавать более сложные и изящные декоративные эффекты, придавая изделиям особую глубину и выразительность.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Художественное стекло было и есть важным «маркером» развития искусства, тесно связанного с технологическими достижениями. Шедевры складываются в интересное повествование о творческих озарениях мастеров в разных местах России, создававших её художественный образ»».
Взглянуть на историю через прозрачные грани стекла и узнать больше о великом наследии русского художественного стеклоделия можно будет с 23 апреля 2025 года по 29 марта 2026 года.
23 апреля 2025 года в Малой церкви Зимнего дворца открылась выставка «„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала XX века с резьбой и гравировкой». Экспозиция представляет уникальные произведения русского художественного стеклоделия, созданные в эпоху императорской России, и демонстрирует разнообразие техник и изящество обработки стеклянных изделий, применяемых на ведущих российских стекольных заводах.
Русское художественное стекло XVIII – начала XX века неразрывно связано с историей Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге, где создавались эксклюзивные изделия для двора и знати. Особое внимание уделялось деталям: резьба и гранение раскрывали сияние и игру света внутри стекла, а гравировка, затемняя поверхность, создавала контрастные тени. Мастера использовали техники, заимствованные из ювелирного искусства с помощью точильных станков и абразивных дисков для формирования рельефных узоров.
В представленной экспозиции собрано более 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, демонстрирующих основные этапы развития резного и гравированного стекла в России. Среди экспонатов — редкое пасхальное яйцо с гравированным изображением Богородицы Азовской, изготовленное на Ямбургском заводе в первой четверти XVIII века, а также кубки с портретами императриц и гербом Российской империи. В XIX веке популярность приобрёл гранёный хрусталь — прозрачное свинцовое стекло, которое стало символом придворного изящества. Особый интерес представляет шкатулка из хрусталя, принадлежавшая Николаю I и Александре Фёдоровне, выполненная в виде огранённого алмаза. Также обращают на себя внимание интересная стеклянная шкатулка с перламутром в форме клавесина, созданная в 1810-1830-х годах и модель катальной горки второй четверти XIX века.
Художественное стекло прочно вошло в повседневную жизнь придворных: стеклянные изделия украшали столы, интерьеры, использовались в мебели и архитектурных деталях, став настоящей модой того времени. Особое внимание этому виду декоративного искусства уделяла императрица Екатерина II. Вместе с великой княгиней Марией Фёдоровной, супругой Павла I, они занимались созданием стеклянных камей в специально оборудованной лаборатории. Великая княгиня лично изготавливала медальоны с профильными портретами членов императорской семьи, а на Императорском стекольном заводе по заказу двора выпускались их копии. На выставке представлен медальон с портретами Екатерины II, Павла I и Александра Павловича (будущего императора Александра I), созданный великой княгиней Марией Фёдоровной.
Выставка также знакомит с технологиями обработки стекла конца XIX — начала XX века: травлением кислотами, пескоструйной гравировкой и применением серебряной протравы. Эти инновационные методы по тем временам позволяли мастерам создавать более сложные и изящные декоративные эффекты, придавая изделиям особую глубину и выразительность.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Художественное стекло было и есть важным «маркером» развития искусства, тесно связанного с технологическими достижениями. Шедевры складываются в интересное повествование о творческих озарениях мастеров в разных местах России, создававших её художественный образ»».
Взглянуть на историю через прозрачные грани стекла и узнать больше о великом наследии русского художественного стеклоделия можно будет с 23 апреля 2025 года по 29 марта 2026 года.