Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»

Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»

Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»

Русское художественное стекло XVIII – начала XX века неразрывно связано с историей Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге, где создавались эксклюзивные изделия для двора и знати. Особое внимание уделялось деталям: резьба и гранение раскрывали сияние и игру света внутри стекла, а гравировка, затемняя поверхность, создавала контрастные тени. Мастера использовали техники, заимствованные из ювелирного искусства с помощью точильных станков и абразивных дисков для формирования рельефных узоров.

В представленной экспозиции собрано более 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, демонстрирующих основные этапы развития резного и гравированного стекла в России. Среди экспонатов — редкое пасхальное яйцо с гравированным изображением Богородицы Азовской, изготовленное на Ямбургском заводе в первой четверти XVIII века, а также кубки с портретами императриц и гербом Российской империи. В XIX веке популярность приобрёл гранёный хрусталь — прозрачное свинцовое стекло, которое стало символом придворного изящества. Особый интерес представляет шкатулка из хрусталя, принадлежавшая Николаю I и Александре Фёдоровне, выполненная в виде огранённого алмаза. Также обращают на себя внимание интересная стеклянная шкатулка с перламутром в форме клавесина, созданная в 1810-1830-х годах и модель катальной горки второй четверти XIX века.

Художественное стекло прочно вошло в повседневную жизнь придворных: стеклянные изделия украшали столы, интерьеры, использовались в мебели и архитектурных деталях, став настоящей модой того времени. Особое внимание этому виду декоративного искусства уделяла императрица Екатерина II. Вместе с великой княгиней Марией Фёдоровной, супругой Павла I, они занимались созданием стеклянных камей в специально оборудованной лаборатории. Великая княгиня лично изготавливала медальоны с профильными портретами членов императорской семьи, а на Императорском стекольном заводе по заказу двора выпускались их копии. На выставке представлен медальон с портретами Екатерины II, Павла I и Александра Павловича (будущего императора Александра I), созданный великой княгиней Марией Фёдоровной.

Выставка также знакомит с технологиями обработки стекла конца XIX — начала XX века: травлением кислотами, пескоструйной гравировкой и применением серебряной протравы. Эти инновационные методы по тем временам позволяли мастерам создавать более сложные и изящные декоративные эффекты, придавая изделиям особую глубину и выразительность.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Художественное стекло было и есть важным «маркером» развития искусства, тесно связанного с технологическими достижениями. Шедевры складываются в интересное повествование о творческих озарениях мастеров в разных местах России, создававших её художественный образ»».

Взглянуть на историю через прозрачные грани стекла и узнать больше о великом наследии русского художественного стеклоделия можно будет с 23 апреля 2025 года по 29 марта 2026 года.

Подробнее на сайте Эрмитажа.

Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Ваза-чаша с ручками в виде птиц.jpg    Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Модель катальной горки.jpg

Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Ваза.jpg  Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Медальон с портретом императрицы Екатерины II.jpg

Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»
Просветительский проект "Александровский сад"
Эрмитаж засиял «блеском кристаллов и тонкостью граней»

23 апреля 2025 года в Малой церкви Зимнего дворца открылась выставка «„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала XX века с резьбой и гравировкой». Экспозиция представляет уникальные произведения русского художественного стеклоделия, созданные в эпоху императорской России, и демонстрирует разнообразие техник и изящество обработки стеклянных изделий, применяемых на ведущих российских стекольных заводах.

Русское художественное стекло XVIII – начала XX века неразрывно связано с историей Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге, где создавались эксклюзивные изделия для двора и знати. Особое внимание уделялось деталям: резьба и гранение раскрывали сияние и игру света внутри стекла, а гравировка, затемняя поверхность, создавала контрастные тени. Мастера использовали техники, заимствованные из ювелирного искусства с помощью точильных станков и абразивных дисков для формирования рельефных узоров.

В представленной экспозиции собрано более 100 произведений из коллекции Государственного Эрмитажа, демонстрирующих основные этапы развития резного и гравированного стекла в России. Среди экспонатов — редкое пасхальное яйцо с гравированным изображением Богородицы Азовской, изготовленное на Ямбургском заводе в первой четверти XVIII века, а также кубки с портретами императриц и гербом Российской империи. В XIX веке популярность приобрёл гранёный хрусталь — прозрачное свинцовое стекло, которое стало символом придворного изящества. Особый интерес представляет шкатулка из хрусталя, принадлежавшая Николаю I и Александре Фёдоровне, выполненная в виде огранённого алмаза. Также обращают на себя внимание интересная стеклянная шкатулка с перламутром в форме клавесина, созданная в 1810-1830-х годах и модель катальной горки второй четверти XIX века.

Художественное стекло прочно вошло в повседневную жизнь придворных: стеклянные изделия украшали столы, интерьеры, использовались в мебели и архитектурных деталях, став настоящей модой того времени. Особое внимание этому виду декоративного искусства уделяла императрица Екатерина II. Вместе с великой княгиней Марией Фёдоровной, супругой Павла I, они занимались созданием стеклянных камей в специально оборудованной лаборатории. Великая княгиня лично изготавливала медальоны с профильными портретами членов императорской семьи, а на Императорском стекольном заводе по заказу двора выпускались их копии. На выставке представлен медальон с портретами Екатерины II, Павла I и Александра Павловича (будущего императора Александра I), созданный великой княгиней Марией Фёдоровной.

Выставка также знакомит с технологиями обработки стекла конца XIX — начала XX века: травлением кислотами, пескоструйной гравировкой и применением серебряной протравы. Эти инновационные методы по тем временам позволяли мастерам создавать более сложные и изящные декоративные эффекты, придавая изделиям особую глубину и выразительность.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Художественное стекло было и есть важным «маркером» развития искусства, тесно связанного с технологическими достижениями. Шедевры складываются в интересное повествование о творческих озарениях мастеров в разных местах России, создававших её художественный образ»».

Взглянуть на историю через прозрачные грани стекла и узнать больше о великом наследии русского художественного стеклоделия можно будет с 23 апреля 2025 года по 29 марта 2026 года.

Подробнее на сайте Эрмитажа.

Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Ваза-чаша с ручками в виде птиц.jpg    Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Модель катальной горки.jpg

Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Ваза.jpg  Блеск кристалла и тонкость граней. Русское стекло XVIII - начала XX века с резьбой и гравировкой. Эрмитаж. Медальон с портретом императрицы Екатерины II.jpg

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0