Еще император Петр Великий стремился разгадать загадку создания фарфора. Кузнецы этого искусства хранили формулу в строжайшей тайне, вследствие чего России приходилось импортировать фарфор в большом объеме из Европы и Китая. Именно в эпоху его правления в России возникла мода на фарфор.
В 1740-х годах учёный-химик Дмитрий Виноградов, соратник Михаила Ломоносова, создал уникальный рецепт, положивший начало эпохе производства русского фарфора.
На территории России на сегодняшний функционирует свыше десяти предприятий, занимающихся выпуском фарфоровых изделий: среди них выделяются Императорский фарфоровый завод, Гжельский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), Дулевский фарфор и многие другие.
Число фабрик по производству фарфора велико, многие из них продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская свои искусные изделия.
История русского фарфора обширна и полна значимых моментов. Производителей этого изысканного материала множество, многие из которых продолжают традиции их создателей, сохраняя и укрепляя репутацию русского фарфора.
Традиции и инновации в фарфоровом производстве
Изначально русский фарфор больше походил на фаянс по своим техническим характеристикам. В эпоху расцвета фарфоровой индустрии в имперской России существовало два направления производства: частные мануфактуры, а также выпуск фарфоровых изделий под началом царской семьи (например, у Медичи).
Императорский фарфоровый завод, являвшийся ведущим предприятием среди многочисленных производств, находившихся во владении царской фамилии, до сих пор успешно эксплуатируется. На его производственных линиях создавались эксклюзивные предметы мелкой бытовой утвари, включая фарфоровые сервизы, табакерки и изысканные пуговицы для одежд императорской особы. Однако, после установления советской власти, произошла национализация всех частных предприятий, что привело к потере уникальных производственных техник и методик.
К окончанию 1920-х годов, благодаря трудам ремесленников, возродились лишь основные техники изготовления фарфора. В то же время началось развитие декоративного аспекта фарфоровой культуры, охватывающее роспись и декорирование произведений из данного материала.
В настоящее время происходит возрождение интереса к фарфоровой утвари, причем ассортимент ее чрезвычайно широк.
Существуют эксклюзивные серии посуды, созданные мастерами вручную, украшенные уникальными художественными росписями и элементами декора. В то же время, в ассортименте имеется функциональная и надежная посуда без декоративных элементов, предназначенная для повседневного использования.
Влияние культуры и традиций на творчество Лады Быстрицкой
С 1997 года в Санкт-Петербурге функционирует мастерская фарфора. Её основание было укоренено в целях возрождения и сохранения техник, характерных для русских фарфоровых предприятий дореволюционного периода.
Увлечение Лады фарфоровыми изделиями зародилось еще в детстве. Происхождение семьи со стороны матери было связано с городом Златоуст, известным краем на Урале, где ее предки занимались добычей золота.
Лада Быстрицкая, окончившая в 1996 году кафедру стекла и керамики училища им. В.И. Мухиной, тоже стала частью этого великого искусства.
В мастерской трудится целый творческой коллектив мастеров-живописцев, стремящихся к воссозданию утраченных обычаев Императорской фарфоровой мануфактуры, основанных на ручной росписи изделий, предпочитая её машинным способам в декоративном оформлении.
Художники мастерской овладели многообразием методик украшения, достигнув высокой степени мастерства в нанесении росписи по фарфору, варьируя стили и приемы. Они также профессионально занимаются миниатюрной живописью и искусством гравирования на золоте, что дает им возможность создавать уникальные художественные объекты: портреты и пейзажи на фарфоровых изделиях, изящные вазы, оригинальные шкатулки, эксклюзивные наборы посуды, декоративные плиты и различные аксессуары для украшения дома. Каждый предмет является уникальным и создается в ограниченном количестве.
Социальные и культурные аспекты, отраженные в работах Лады Быстрицкой
В определенный исторический период среди коллекционеров фарфора существовало значительное увлечение изделиями, созданными в духе XVIII–XIX веков. Этот тематический и стилистический интерес нашел свое яркое воплощение в работах Лады Быстрицкой и ее творческой команды.
Творчество мастерской Лады Быстрицкой достойно сравнения с антикварными произведениями благодаря схожести в стилистике и эстетических качествах. Её фарфоровые изделия, символизирующие роскошь, активно привлекают внимание коллекционеров. Этот подход напоминает методы, использованные в художественной мастерской князя Юсупова, которая впоследствии была преобразована в небольшой производственный фарфоровый завод.
Изысканность исполнения, многообразие тематик, обилие украшений наряду с тонким эстетическим восприятием и совершенством слияния дизайна с орнаментом проявляют себя в разноплановых произведениях: сервизы для чая, кофе и обеденные наборы, украшенные блюдца, тарелки и подносы, выдержанные в пасхальной тематике изделия, шкатулки для хранения ценностей, иконописные произведения. Это искусство также распространяется на нечасто встречающиеся в рамках фарфоровой продукции элементы декора, такие как светильники и элементы мебели. Подробнее о работах.
Русский фарфор. Русский фарфор Лады Быстрицкой.
09 октября 2024
// Интервью
Мастерская Лады Быстрицкой
История русского фарфора
Еще император Петр Великий стремился разгадать загадку создания фарфора. Кузнецы этого искусства хранили формулу в строжайшей тайне, вследствие чего России приходилось импортировать фарфор в большом объеме из Европы и Китая. Именно в эпоху его правления в России возникла мода на фарфор.
В 1740-х годах учёный-химик Дмитрий Виноградов, соратник Михаила Ломоносова, создал уникальный рецепт, положивший начало эпохе производства русского фарфора.
На территории России на сегодняшний функционирует свыше десяти предприятий, занимающихся выпуском фарфоровых изделий: среди них выделяются Императорский фарфоровый завод, Гжельский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), Дулевский фарфор и многие другие.
Число фабрик по производству фарфора велико, многие из них продолжают дело отцов-основателей и поддерживают славу русского фарфора, выпуская свои искусные изделия.
История русского фарфора обширна и полна значимых моментов. Производителей этого изысканного материала множество, многие из которых продолжают традиции их создателей, сохраняя и укрепляя репутацию русского фарфора.
Традиции и инновации в фарфоровом производстве
Изначально русский фарфор больше походил на фаянс по своим техническим характеристикам. В эпоху расцвета фарфоровой индустрии в имперской России существовало два направления производства: частные мануфактуры, а также выпуск фарфоровых изделий под началом царской семьи (например, у Медичи).
Императорский фарфоровый завод, являвшийся ведущим предприятием среди многочисленных производств, находившихся во владении царской фамилии, до сих пор успешно эксплуатируется. На его производственных линиях создавались эксклюзивные предметы мелкой бытовой утвари, включая фарфоровые сервизы, табакерки и изысканные пуговицы для одежд императорской особы. Однако, после установления советской власти, произошла национализация всех частных предприятий, что привело к потере уникальных производственных техник и методик.
К окончанию 1920-х годов, благодаря трудам ремесленников, возродились лишь основные техники изготовления фарфора. В то же время началось развитие декоративного аспекта фарфоровой культуры, охватывающее роспись и декорирование произведений из данного материала.
В настоящее время происходит возрождение интереса к фарфоровой утвари, причем ассортимент ее чрезвычайно широк.
Существуют эксклюзивные серии посуды, созданные мастерами вручную, украшенные уникальными художественными росписями и элементами декора. В то же время, в ассортименте имеется функциональная и надежная посуда без декоративных элементов, предназначенная для повседневного использования.
Влияние культуры и традиций на творчество Лады Быстрицкой
С 1997 года в Санкт-Петербурге функционирует мастерская фарфора. Её основание было укоренено в целях возрождения и сохранения техник, характерных для русских фарфоровых предприятий дореволюционного периода.
Увлечение Лады фарфоровыми изделиями зародилось еще в детстве. Происхождение семьи со стороны матери было связано с городом Златоуст, известным краем на Урале, где ее предки занимались добычей золота.
Лада Быстрицкая, окончившая в 1996 году кафедру стекла и керамики училища им. В.И. Мухиной, тоже стала частью этого великого искусства.
В мастерской трудится целый творческой коллектив мастеров-живописцев, стремящихся к воссозданию утраченных обычаев Императорской фарфоровой мануфактуры, основанных на ручной росписи изделий, предпочитая её машинным способам в декоративном оформлении.
Художники мастерской овладели многообразием методик украшения, достигнув высокой степени мастерства в нанесении росписи по фарфору, варьируя стили и приемы. Они также профессионально занимаются миниатюрной живописью и искусством гравирования на золоте, что дает им возможность создавать уникальные художественные объекты: портреты и пейзажи на фарфоровых изделиях, изящные вазы, оригинальные шкатулки, эксклюзивные наборы посуды, декоративные плиты и различные аксессуары для украшения дома. Каждый предмет является уникальным и создается в ограниченном количестве.
Социальные и культурные аспекты, отраженные в работах Лады Быстрицкой
В определенный исторический период среди коллекционеров фарфора существовало значительное увлечение изделиями, созданными в духе XVIII–XIX веков. Этот тематический и стилистический интерес нашел свое яркое воплощение в работах Лады Быстрицкой и ее творческой команды.
Творчество мастерской Лады Быстрицкой достойно сравнения с антикварными произведениями благодаря схожести в стилистике и эстетических качествах. Её фарфоровые изделия, символизирующие роскошь, активно привлекают внимание коллекционеров. Этот подход напоминает методы, использованные в художественной мастерской князя Юсупова, которая впоследствии была преобразована в небольшой производственный фарфоровый завод.
Изысканность исполнения, многообразие тематик, обилие украшений наряду с тонким эстетическим восприятием и совершенством слияния дизайна с орнаментом проявляют себя в разноплановых произведениях: сервизы для чая, кофе и обеденные наборы, украшенные блюдца, тарелки и подносы, выдержанные в пасхальной тематике изделия, шкатулки для хранения ценностей, иконописные произведения. Это искусство также распространяется на нечасто встречающиеся в рамках фарфоровой продукции элементы декора, такие как светильники и элементы мебели. Подробнее о работах.