Эрмитаж представляет выставку "Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века"
Эрмитаж представляет выставку "Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века"
Эрмитаж представляет выставку "Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века"
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что выставка не только демонстрирует выдающуюся коллекцию, но и поднимает важные вопросы о роли индивидуального художника в искусстве. В экспозиции представлены более 150 произведений, которые иллюстрируют ключевые моменты художественной жизни Франции на протяжении полутора столетий – от готики до первых вестников рококо и ар нуво в рисунках и гравюрах Жака Шарля де Белланжа. Экспозиция поделена на пять частей.
Карандашному портрету посвящён первый раздел выставки, который отражает становление национальной художественной школы во Франции. Здесь можно увидеть «Портрет мужчины в шляпе» — один из немногих сохранившихся рисунков Жана Фуке, первого мастера французского Возрождения. Удивительно тонко ему удавалось передать не только внешнее сходство с человеком, которого он изображал, но и его характер, индивидуальность и психологические черты, точно подмеченные карандашом.
Второй раздел посвящён школе Фонтенбло, основанной королём Франциском I, который пригласил лучших итальянских мастеров для перестройки королевского замка. Работы таких художников, как Россо Фьорентино и Никколо дель Аббате, демонстрируют влияние маньеризма на французское искусство. Знаменитая гравюра XVI века, созданная Пьером Миланом и Рене Буавеном по рисунку Россо Фьорентино – яркий пример изящества и красоты, которые пропагандировала школа Фонтенбло. Сюжет олицетворяет одну из античных легенд происхождения названия «Фонтенбло». На гравюре изображена собака из королевской свиты по кличке Блио, которая нашла грациозную нимфу рядом с источником – фонтаном.
Парижской школе посвящён следующий раздел выставки. После переноса столицы в Париж, этот город стал новым центром художественной жизни. Здесь работали такие мастера, как Жан Миньон и Жан Кузен, которые адаптировали идеи Фонтенбло к французским традициям, продолжая развивать маньеризм.
Раздел, посвящённый книжной иллюстрации, показывает эволюцию печатной книги во Франции с 1478 года. Посетители смогут увидеть переход от ксилографии к резцовой гравюре и познакомиться с работами известных иллюстраторов, таких как Бернар Саломон и Пьер Эскрих.
Завершает выставку раздел, посвящённый Жаку Шарлю де Белланжу — экстравагантному придворному художнику, который стал последним представителем школы маньеризма. Его работы, отличающиеся элегантностью и изысканностью, наиболее ярко отражают стремление к красоте и театральности, характерные для французского искусства XVI века. За пределами Франции представлена наиболее полная коллекция работ этого художника.
С 19 марта 2025 года в Галерее графики, в залах 324 - 328 Зимнего дворца, проходит выставка «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Государственный Эрмитаж, обладая одной из самых значительных коллекций графики за пределами Франции, представляет зрителям эволюцию художественного стиля, который определял французское искусство вплоть до первой половины XX века.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что выставка не только демонстрирует выдающуюся коллекцию, но и поднимает важные вопросы о роли индивидуального художника в искусстве. В экспозиции представлены более 150 произведений, которые иллюстрируют ключевые моменты художественной жизни Франции на протяжении полутора столетий – от готики до первых вестников рококо и ар нуво в рисунках и гравюрах Жака Шарля де Белланжа. Экспозиция поделена на пять частей.
Карандашному портрету посвящён первый раздел выставки, который отражает становление национальной художественной школы во Франции. Здесь можно увидеть «Портрет мужчины в шляпе» — один из немногих сохранившихся рисунков Жана Фуке, первого мастера французского Возрождения. Удивительно тонко ему удавалось передать не только внешнее сходство с человеком, которого он изображал, но и его характер, индивидуальность и психологические черты, точно подмеченные карандашом.
Второй раздел посвящён школе Фонтенбло, основанной королём Франциском I, который пригласил лучших итальянских мастеров для перестройки королевского замка. Работы таких художников, как Россо Фьорентино и Никколо дель Аббате, демонстрируют влияние маньеризма на французское искусство. Знаменитая гравюра XVI века, созданная Пьером Миланом и Рене Буавеном по рисунку Россо Фьорентино – яркий пример изящества и красоты, которые пропагандировала школа Фонтенбло. Сюжет олицетворяет одну из античных легенд происхождения названия «Фонтенбло». На гравюре изображена собака из королевской свиты по кличке Блио, которая нашла грациозную нимфу рядом с источником – фонтаном.
Парижской школе посвящён следующий раздел выставки. После переноса столицы в Париж, этот город стал новым центром художественной жизни. Здесь работали такие мастера, как Жан Миньон и Жан Кузен, которые адаптировали идеи Фонтенбло к французским традициям, продолжая развивать маньеризм.
Раздел, посвящённый книжной иллюстрации, показывает эволюцию печатной книги во Франции с 1478 года. Посетители смогут увидеть переход от ксилографии к резцовой гравюре и познакомиться с работами известных иллюстраторов, таких как Бернар Саломон и Пьер Эскрих.
Завершает выставку раздел, посвящённый Жаку Шарлю де Белланжу — экстравагантному придворному художнику, который стал последним представителем школы маньеризма. Его работы, отличающиеся элегантностью и изысканностью, наиболее ярко отражают стремление к красоте и театральности, характерные для французского искусства XVI века. За пределами Франции представлена наиболее полная коллекция работ этого художника.