Новая выставка в Метрополитен-музее. "Чудовищная красота" переосмысливает шинуазри с феминистской точки зрения
Новая выставка в Метрополитен-музее. "Чудовищная красота" переосмысливает шинуазри с феминистской точки зрения
Новая выставка в Метрополитен-музее. "Чудовищная красота" переосмысливает шинуазри с феминистской точки зрения
Выставка анализирует, как этот хрупкий материал повлиял на формирование расовых и культурных стереотипов европейских женщин. "Чудовищная красота" разрушает миф о шинуазри, как о нейтральной и безобидной фантазии, предлагая критический взгляд на исторический стиль и его современное восприятие.
В экспозиции будет представлено около 200 работ, охватывающих период с XVI века до современных инсталляций азиатских и азиатско-американских художниц.
Кувшин (Брокка), созданный в фарфоровой мануфактуре Медичи около 1575–80 годов, представляет собой важный пример ранней европейской керамики. Основатель мастерской, Франческо I Медичи, начал свои эксперименты в 1560-х годах с целью воспроизвести китайский фарфор. Только после десяти лет работы гончары Медичи смогли создать произведения, отличающиеся тонкой белой керамической основой и кобальтовым декором, похожие на китайские изделия. Это достижение стало значительным шагом в развитии европейского керамического искусства.
Европейскую страсть к экзотическим и необычным формам отражают «Два блюда из сладкого мяса», созданные на фарфоровой мануфактуре Doccia примерно в 1750–60 годах. Изображение гарпии с выдающимися грудями усиливает ассоциации фарфора с загадочными и сверхъестественными элементами, выходящими за рамки обыденного.
Кроме посуды на выставке представлены интересные зеркала с обратной росписью, которые дают возможность не только увидеть собственное отражение, но и стать частью художественного произведения, а также представить проекции других людей на себя. Китайское произведение для европейского рынка "Женщина с трубкой", созданное около 1760–80 годов, является зеркалом с изображением маньчжурской белокожей женщины в синем платье, перекликающейся с фарфоровой вазой на заднем фоне.
Одержимость восточной роскошью передаётся и в предметах мебели. Многообразие женских талантов, включая чтение, письмо, музыку, отражает комбинированный стол — произведение Мартина Карлина, созданное около 1775–80 годов. Этот многофункциональный стол с ящичками для безделушек, выполненный из переработанного японского лака и позолоченных бронзовых креплений, является одновременно и поверхностью для работы, и пюпитром для нот.
Среди современных работ обращает на себя внимание инсталляция корейской художницы Йесукён "Ваза 2017 TVBGJW 1: Девять драконов в стране чудес", которая исследует связи между фарфором и женским телом, подчеркивая хрупкость и того, и другого. А также внимание приковывает работа Ли Бул под названием "Монстр: Черный", созданная в период с 1998 по 2011 год. Художник создал уникальную интерпретацию монстра с щупальцами - корнями, используя такие гламурные элементы, как блестки, кристаллы и мягкую ткань. Эта композиция бросает вызов традиционным представлениям о чудовищах, символизируя социальное освобождение и переосмысливая понятия красоты и силы.
Выставка создает концептуальную структуру, которая связывает прошлое с настоящим. Представленная экспозиция подчеркивает, как фарфор, ставший символом европейской фантазии о Востоке в XVIII веке, накопил ассоциации, связанные с женским вкусом и мироощущением. Хрупкость и нежность фарфора, его способность разбиваться до острых осколков становятся метафорой для женщин, которые занимают центральное место в нарративах о культурном обмене. А современные работы, представленные на выставке, подчеркивают актуальность темы и в наши дни.
Метрополитен-музей в Нью-Йорке с 25 марта по 17 августа 2025 года представляет выставку "Чудовищная красота: феминистская ревизия шинуазри", которая радикально изменит восприятие истории европейского фарфора. Эта выставка исследует, как прибытие фарфора из Китая в раннее Новое время привело к возникновению декоративного стиля шинуазри, отражающего европейские фантазии о Востоке и экзотике, а также новые представления о женщинах, сексуальности и расе.
Выставка анализирует, как этот хрупкий материал повлиял на формирование расовых и культурных стереотипов европейских женщин. "Чудовищная красота" разрушает миф о шинуазри, как о нейтральной и безобидной фантазии, предлагая критический взгляд на исторический стиль и его современное восприятие.
В экспозиции будет представлено около 200 работ, охватывающих период с XVI века до современных инсталляций азиатских и азиатско-американских художниц.
Кувшин (Брокка), созданный в фарфоровой мануфактуре Медичи около 1575–80 годов, представляет собой важный пример ранней европейской керамики. Основатель мастерской, Франческо I Медичи, начал свои эксперименты в 1560-х годах с целью воспроизвести китайский фарфор. Только после десяти лет работы гончары Медичи смогли создать произведения, отличающиеся тонкой белой керамической основой и кобальтовым декором, похожие на китайские изделия. Это достижение стало значительным шагом в развитии европейского керамического искусства.
Европейскую страсть к экзотическим и необычным формам отражают «Два блюда из сладкого мяса», созданные на фарфоровой мануфактуре Doccia примерно в 1750–60 годах. Изображение гарпии с выдающимися грудями усиливает ассоциации фарфора с загадочными и сверхъестественными элементами, выходящими за рамки обыденного.
Кроме посуды на выставке представлены интересные зеркала с обратной росписью, которые дают возможность не только увидеть собственное отражение, но и стать частью художественного произведения, а также представить проекции других людей на себя. Китайское произведение для европейского рынка "Женщина с трубкой", созданное около 1760–80 годов, является зеркалом с изображением маньчжурской белокожей женщины в синем платье, перекликающейся с фарфоровой вазой на заднем фоне.
Одержимость восточной роскошью передаётся и в предметах мебели. Многообразие женских талантов, включая чтение, письмо, музыку, отражает комбинированный стол — произведение Мартина Карлина, созданное около 1775–80 годов. Этот многофункциональный стол с ящичками для безделушек, выполненный из переработанного японского лака и позолоченных бронзовых креплений, является одновременно и поверхностью для работы, и пюпитром для нот.
Среди современных работ обращает на себя внимание инсталляция корейской художницы Йесукён "Ваза 2017 TVBGJW 1: Девять драконов в стране чудес", которая исследует связи между фарфором и женским телом, подчеркивая хрупкость и того, и другого. А также внимание приковывает работа Ли Бул под названием "Монстр: Черный", созданная в период с 1998 по 2011 год. Художник создал уникальную интерпретацию монстра с щупальцами - корнями, используя такие гламурные элементы, как блестки, кристаллы и мягкую ткань. Эта композиция бросает вызов традиционным представлениям о чудовищах, символизируя социальное освобождение и переосмысливая понятия красоты и силы.
Выставка создает концептуальную структуру, которая связывает прошлое с настоящим. Представленная экспозиция подчеркивает, как фарфор, ставший символом европейской фантазии о Востоке в XVIII веке, накопил ассоциации, связанные с женским вкусом и мироощущением. Хрупкость и нежность фарфора, его способность разбиваться до острых осколков становятся метафорой для женщин, которые занимают центральное место в нарративах о культурном обмене. А современные работы, представленные на выставке, подчеркивают актуальность темы и в наши дни.