Портреты Эдварда Мунка – искусство, проникающее в самую суть человека
Портреты Эдварда Мунка – искусство, проникающее в самую суть человека
Портреты Эдварда Мунка – искусство, проникающее в самую суть человека | Просветительский проект Александровский сад
Эдвард Мунк, признанный одним из величайших портретистов конца XIX — начала XX века, создавал работы с яркой эмоциональной насыщенностью. Возможно, в этом аспекте его творчества проявился ген дальнего родственника, норвежского портретиста Якоба Мунка (1776 – 1839). Портреты Эдварда отличаются энергичными мазками, смелыми цветами и непосредственным взаимодействием с моделью. На выставке представлены как заказные портреты, так и личные работы, раскрывающие внутренний мир художника и его близких.
Особое место занимают автопортреты Мунка, в которых он словно ведет диалог со своими страхами и переживаниями. Эти произведения отражают его непростую судьбу: ранняя смерть матери и сестры, религиозное давление и внутренние конфликты нашли выражение в картинах, наполненных чувством утраты, страха и одиночества. Экспозиция позволяет проследить эволюцию манеры письма художника – от ранних почти натуралистичных изображений до мрачных символистских видений. В течение своей творческой жизни Эдвард Мунк увлекался и французской, и даже японской живописью, влияние которых заметно и в его портретах. Однако со временем всё ярче выкристаллизовывается характерный стиль художника – чёткие линии, упрощённые формы и перевешивающая глубокая печаль одиночества, пронизывающая его работы и просачивающаяся вглубь, затрагивая самую пронзительную струну в настройках человеческой души.
Среди экспонатов выделяется портрет Ганса Йегера — одного из главных героев богемной жизни Кристиании. На полотне Йегер изображен небрежно развалившимся на диване в шляпе и пальто, что подчеркивает его уверенность и сдержанность. Но что скрывает взгляд за полями шляпы и застёгнутое на все пуговицы пальто? Картина выполнена в свободной манере с узнаваемыми мотивами: стеклянным стаканом на переднем плане и диагональными линиями, создающими ощущение динамики и внутренней двойственности модели.
Выставка также включает работы других значимых для художника личностей: портреты друзей, любовниц и покровителей — таких как Ханс Йегер, психиатр Даниель Якобсон и промышленник Вальтер Ратенау. Особое внимание уделено тому, как Мунк использовал портрет как средство передачи человеческой уязвимости и глубинных эмоций.
Куратор выставки Элисон Смит отмечает: «Мунк превращал личные страдания в универсальный язык искусства. Его портреты — это не просто изображения лиц; это состояния души». В рамках экспозиции представлены не только живописные полотна, но и гравюры — область, в которой художник достиг поразительных результатов: более 18 000 оттисков.
«Портреты Эдварда Мунка» словно открывают грань, куда не дозволено заглядывать посторонним, «лупа» Мунка срывает все маски и даёт уникальный шанс увидеть суть человека и понять его внутренний мир.
В Национальной портретной галерее в Лондоне представлены «Портреты Эдварда Мунка». Более 40 произведений позволяют зрителям погрузиться в мир людей, сыгравших ключевую роль в жизни мастера — друзей, возлюбленных, покровителей и коллег, а также его собственные автопортреты. Впервые в Великобритании экспозиция сосредоточена не на человеческих страхах, кульминацией которых стала культовая картина «Крик», а на творчестве тонкого и глубокого портретиста, умеющего заглядывать в саму душу модели.
Эдвард Мунк, признанный одним из величайших портретистов конца XIX — начала XX века, создавал работы с яркой эмоциональной насыщенностью. Возможно, в этом аспекте его творчества проявился ген дальнего родственника, норвежского портретиста Якоба Мунка (1776 – 1839). Портреты Эдварда отличаются энергичными мазками, смелыми цветами и непосредственным взаимодействием с моделью. На выставке представлены как заказные портреты, так и личные работы, раскрывающие внутренний мир художника и его близких.
Особое место занимают автопортреты Мунка, в которых он словно ведет диалог со своими страхами и переживаниями. Эти произведения отражают его непростую судьбу: ранняя смерть матери и сестры, религиозное давление и внутренние конфликты нашли выражение в картинах, наполненных чувством утраты, страха и одиночества. Экспозиция позволяет проследить эволюцию манеры письма художника – от ранних почти натуралистичных изображений до мрачных символистских видений. В течение своей творческой жизни Эдвард Мунк увлекался и французской, и даже японской живописью, влияние которых заметно и в его портретах. Однако со временем всё ярче выкристаллизовывается характерный стиль художника – чёткие линии, упрощённые формы и перевешивающая глубокая печаль одиночества, пронизывающая его работы и просачивающаяся вглубь, затрагивая самую пронзительную струну в настройках человеческой души.
Среди экспонатов выделяется портрет Ганса Йегера — одного из главных героев богемной жизни Кристиании. На полотне Йегер изображен небрежно развалившимся на диване в шляпе и пальто, что подчеркивает его уверенность и сдержанность. Но что скрывает взгляд за полями шляпы и застёгнутое на все пуговицы пальто? Картина выполнена в свободной манере с узнаваемыми мотивами: стеклянным стаканом на переднем плане и диагональными линиями, создающими ощущение динамики и внутренней двойственности модели.
Выставка также включает работы других значимых для художника личностей: портреты друзей, любовниц и покровителей — таких как Ханс Йегер, психиатр Даниель Якобсон и промышленник Вальтер Ратенау. Особое внимание уделено тому, как Мунк использовал портрет как средство передачи человеческой уязвимости и глубинных эмоций.
Куратор выставки Элисон Смит отмечает: «Мунк превращал личные страдания в универсальный язык искусства. Его портреты — это не просто изображения лиц; это состояния души». В рамках экспозиции представлены не только живописные полотна, но и гравюры — область, в которой художник достиг поразительных результатов: более 18 000 оттисков.
«Портреты Эдварда Мунка» словно открывают грань, куда не дозволено заглядывать посторонним, «лупа» Мунка срывает все маски и даёт уникальный шанс увидеть суть человека и понять его внутренний мир.