Творческий путь Кустодиева поражает своим разнообразием: он проявлял себя и как мастер станковой живописи, и как талантливый сценограф, и даже как скульптор, он создавал циклы иллюстраций к произведениям классиков и современников, ему удавались живописные пейзажи, портреты и графические рисунки. С удивительной любовью и точностью он смог передать колорит России, отразить национальный характер и создать целую живописную вселенную – «Страну Кустодию».
Экспозиция разделена на несколько тематических блоков: «Семья», «Страна Кустодия» и «Театр». В разделе «Семья» представлены портреты жены художника Юлии Евстафьевны, его детей и брата. Образ супруги стал символом женственности и гармонии в творчестве Кустодиева, а его любимая дочь с раннего возраста плавно перемещалась из одной картины в другую, взрослея и меняясь, но всегда оставаясь олицетворением нежности и любви. В этом разделе можно увидеть «Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной», на котором художник запечатлел свою жену и трехлетнюю дочь в их светлой гостиной с зелеными обоями, а также наполненную отцовской любовью картину «Японская кукла». Кустодиев с характерной для него виртуозностью передаёт атмосферу семейного счастья и бережное внимательное отношение к близким и любимым людям.
Яркими красками изобилует раздел, названный «Страна Кустодия». Здесь каждая работа пронизана радостным и позитивным настроением. Знаменитые «кустодиевские купчихи», ярмарки и балаганы, оживлённые улицы и уютные городские пейзажи, зимние гулянья и праздники «на широкую руку», богато накрытые столы и разгорячённые самовары воплощают дух времени и атмосферу русской жизни начала XX века. «Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я, — его глаза были куда ласковей и мягче» - писал о его работах Е.И. Замятин – друг художника, с которым они познакомились, совместно работая над созданием книги «Русь». По-настоящему любящими свою страну были несомненно сердце и душа Кустодиева. Трудно вообразить, что столь наполненные жизненной силой и энергией русские образы создавались в инвалидном кресле, куда приковала художника тяжёлая болезнь.
Особое внимание на выставке уделяется циклу с изображением русских красавиц. В этом разделе представлены работы, в которых Борис Кустодиев впервые обратился к изображению обнаженного женского тела. Термин «кустодиевской красавицы» вызывает в воображении образ русской девушки, сошедшей с полотна «Русская Венера», для которого позировала дочь художника. Благоухающая красотой и пышущая здоровьем молодая женщина, белая кожа, румянец на щеках, шикарные золотые волосы, наклоняющие её голову, мыльная пена, клубящийся пар, зелень банного веника и прочные деревянные брусья, из которых сделана баня – всё говорит о традициях русской культуры, чистоте русской души, молодости и здоровье, энергии и ценности самой жизни! А сколько жизни и вдохновения в знаменитой полнокровной «Красавице» Кандинского, на которой художник запечатлел восходящую звезду театральных подмостков.
Знаменитые личности становились не раз героями его портретов. Кустодиеву удавалось передать не только фотографическую точность изображаемых, но и уловить их яркую индивидуальность. Особое место на выставке занимают известные портреты Игоря Билибина и Фёдора Шаляпина. Харизма великого русского баса передаётся во всём – в распахнутой барской шубе, оттопыренном пальчике с перстнем, в масленичных гуляниях на заднем плане и преданной хозяину любимой бульдожке. Кустодиев сумел передать не только физическую мощь и эмоциональную глубину артиста, но и атмосферу сценического блеска, в которой он жил. Не оставляет равнодушным и проницательный взгляд Билибина, сидящего в непринуждённой позе на портрете, написанном еще в ранние творческие годы, но уже сделавшим его известным.
Кустодиев также известен своей театральной деятельностью. Впервые на выставке представлены эскизы к спектаклю «Блоха». Эти работы стали одной из вершин театрального мастерства художника, где он смело сочетал элементы фольклора с авангардными художественными решениями.
На открытии экспозиции куратор проекта Ольга Дмитриевна Атрощенко отметила: «Эта выставка создавалась в рекордно короткие сроки, но Кустодиев вдохновил нас всех по-новому взглянуть на его творчество».
Погрузиться в мир Бориса Кустодиева, открыть для себя его уникальную «Страну Кустодию» можно будет до 28 сентября 2025 года
в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12
В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, посвященная творчеству Бориса Кустодиева, одного из крупнейших русских живописцев первой четверти XX века. Экспозиция проходит в Лаврушинском переулке, на 2 и 3 этажах, и включает 188 работ художника из 25 собраний крупнейших музеев России и Белоруссии. Выставка будет открыта до 28 сентября 2025 года.
Творческий путь Кустодиева поражает своим разнообразием: он проявлял себя и как мастер станковой живописи, и как талантливый сценограф, и даже как скульптор, он создавал циклы иллюстраций к произведениям классиков и современников, ему удавались живописные пейзажи, портреты и графические рисунки. С удивительной любовью и точностью он смог передать колорит России, отразить национальный характер и создать целую живописную вселенную – «Страну Кустодию».
Экспозиция разделена на несколько тематических блоков: «Семья», «Страна Кустодия» и «Театр». В разделе «Семья» представлены портреты жены художника Юлии Евстафьевны, его детей и брата. Образ супруги стал символом женственности и гармонии в творчестве Кустодиева, а его любимая дочь с раннего возраста плавно перемещалась из одной картины в другую, взрослея и меняясь, но всегда оставаясь олицетворением нежности и любви. В этом разделе можно увидеть «Портрет Ю.Е. Кустодиевой с дочерью Ириной», на котором художник запечатлел свою жену и трехлетнюю дочь в их светлой гостиной с зелеными обоями, а также наполненную отцовской любовью картину «Японская кукла». Кустодиев с характерной для него виртуозностью передаёт атмосферу семейного счастья и бережное внимательное отношение к близким и любимым людям.
Яркими красками изобилует раздел, названный «Страна Кустодия». Здесь каждая работа пронизана радостным и позитивным настроением. Знаменитые «кустодиевские купчихи», ярмарки и балаганы, оживлённые улицы и уютные городские пейзажи, зимние гулянья и праздники «на широкую руку», богато накрытые столы и разгорячённые самовары воплощают дух времени и атмосферу русской жизни начала XX века. «Кустодиев видел Русь другими глазами, чем я, — его глаза были куда ласковей и мягче» - писал о его работах Е.И. Замятин – друг художника, с которым они познакомились, совместно работая над созданием книги «Русь». По-настоящему любящими свою страну были несомненно сердце и душа Кустодиева. Трудно вообразить, что столь наполненные жизненной силой и энергией русские образы создавались в инвалидном кресле, куда приковала художника тяжёлая болезнь.
Особое внимание на выставке уделяется циклу с изображением русских красавиц. В этом разделе представлены работы, в которых Борис Кустодиев впервые обратился к изображению обнаженного женского тела. Термин «кустодиевской красавицы» вызывает в воображении образ русской девушки, сошедшей с полотна «Русская Венера», для которого позировала дочь художника. Благоухающая красотой и пышущая здоровьем молодая женщина, белая кожа, румянец на щеках, шикарные золотые волосы, наклоняющие её голову, мыльная пена, клубящийся пар, зелень банного веника и прочные деревянные брусья, из которых сделана баня – всё говорит о традициях русской культуры, чистоте русской души, молодости и здоровье, энергии и ценности самой жизни! А сколько жизни и вдохновения в знаменитой полнокровной «Красавице» Кандинского, на которой художник запечатлел восходящую звезду театральных подмостков.
Знаменитые личности становились не раз героями его портретов. Кустодиеву удавалось передать не только фотографическую точность изображаемых, но и уловить их яркую индивидуальность. Особое место на выставке занимают известные портреты Игоря Билибина и Фёдора Шаляпина. Харизма великого русского баса передаётся во всём – в распахнутой барской шубе, оттопыренном пальчике с перстнем, в масленичных гуляниях на заднем плане и преданной хозяину любимой бульдожке. Кустодиев сумел передать не только физическую мощь и эмоциональную глубину артиста, но и атмосферу сценического блеска, в которой он жил. Не оставляет равнодушным и проницательный взгляд Билибина, сидящего в непринуждённой позе на портрете, написанном еще в ранние творческие годы, но уже сделавшим его известным.
Кустодиев также известен своей театральной деятельностью. Впервые на выставке представлены эскизы к спектаклю «Блоха». Эти работы стали одной из вершин театрального мастерства художника, где он смело сочетал элементы фольклора с авангардными художественными решениями.
На открытии экспозиции куратор проекта Ольга Дмитриевна Атрощенко отметила: «Эта выставка создавалась в рекордно короткие сроки, но Кустодиев вдохновил нас всех по-новому взглянуть на его творчество».
Погрузиться в мир Бориса Кустодиева, открыть для себя его уникальную «Страну Кустодию» можно будет до 28 сентября 2025 года
в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12