Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе

Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе

Свадебные церемонии в России XIX - начала XX века: в свете и при дворе

Экспозиция посвящена одному из важнейших событий в жизни каждого человека. Свадьба издавна считалась не только семейным, но и общественным праздником и потому требовала подчинения определённым правилам, свод которых сложился к началу XIX века и далее оставался практически неизменным. Внешними атрибутами свадебных церемоний были наряды невесты и жениха, подарки, разнообразные предметы приданого, иконы. Такого рода экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа дают возможность увидеть вещи, которые много лет назад сопровождали молодых людей в самый счастливый период их жизни.

Свадьбе предшествовала церемония помолвки, или обручения. На выставке можно увидеть платье, которое во время обручения надевала Зинаида Ивановна Нарышкина, будущая княгиня Юсупова, а также икону, которой благословляли жениха и невесту. После обручения родители девушки начинали готовить приданое. Если семьи будущих супругов имели дворянские гербы, то на предметах приданого эти так называемые марьяжные гербы изображались вместе.

Невесте полагалось быть одетой в белое платье, также считался допустимым цвет слоновой кости или золотистый. Если свадебный обряд совершался утром, то платье должно было быть высоким, с длинными рукавами. Вечернее венчание позволяло небольшое декольте и короткие рукава. К волосам невесты прикалывали фату, причёску и платье украшали померанцевыми цветами, чаще всего искусственными. Жених был обыкновенно одет во фрак и белый жилет. Военные венчались в парадной форме своего полка.

Перед тем, как невесту везли к венцу, родители благословляли её семейными иконами. В церковь девушка отправлялась в сопровождении родного или посажёного отца, который вёл её к алтарю. При венчании представителей знатных родов им мог быть сам император, оказывая этим большую честь новобрачным.

После свадебной церемонии устраивали парадный обед или ужин, во время которого раздавали конфеты, разложенные в бонбоньерки или мешочки с инициалами новобрачных.

В императорской семье происходили те же события и в той же последовательности, что и у частных лиц. Единственное различие состояло в том, что всё совершалось по «Высочайше утверждённому церемониалу», который заранее публиковался в официальных средствах печати.

В приданое высокородной невесты обязательно входил ночной халат жениха и туфли из серебряной парчи, которые новобрачный надевал в первую брачную ночь. Знатные женихи в день свадьбы облачались в парадную форму одного из своих подшефных гвардейских полков.

Невесты императорских и великокняжеских дворов венчались в парадном придворном платье из серебряного глазета, расшитого серебряными нитями. На выставке представлен подобный наряд, в котором великая княжна Ксения Александровна выходила замуж за великого князя Александра Михайловича.

Кроме церемонии бракосочетания, в светском обществе существовал обычай праздновать свадебные юбилеи. В России было принято отмечать серебряную и золотую свадьбы. Считалось хорошим тоном дарить предметы из драгоценного металла, соответствующего годовщине, – серебра или золота. Ярким образцом подобного подарка являются серебряные часы, поднесённые к 25-летию свадьбы императора Александра III.

Наряду с предметами прикладного искусства на выставке экспонируются парные портреты, а также фотокопии из модных журналов XIX века с изображениями свадебных нарядов.

Куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024), автор текстов – Ю. В. Плотникова. 

Выставку можно посетить до 30 марта 2025 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

Источник информации.

Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе
Просветительский проект "Александровский сад"
Веер складной из слоновой кости Россия, Санкт-Петербург. 1866
С 15 июня 2024 года в Малой церкви Зимнего дворца представлена выставка «Свадебные церемонии в России XIX – начала XX века. В Свете и при Дворе» из собрания Государственного Эрмитажа.

Экспозиция посвящена одному из важнейших событий в жизни каждого человека. Свадьба издавна считалась не только семейным, но и общественным праздником и потому требовала подчинения определённым правилам, свод которых сложился к началу XIX века и далее оставался практически неизменным. Внешними атрибутами свадебных церемоний были наряды невесты и жениха, подарки, разнообразные предметы приданого, иконы. Такого рода экспонаты из фондов Государственного Эрмитажа дают возможность увидеть вещи, которые много лет назад сопровождали молодых людей в самый счастливый период их жизни.

Свадьбе предшествовала церемония помолвки, или обручения. На выставке можно увидеть платье, которое во время обручения надевала Зинаида Ивановна Нарышкина, будущая княгиня Юсупова, а также икону, которой благословляли жениха и невесту. После обручения родители девушки начинали готовить приданое. Если семьи будущих супругов имели дворянские гербы, то на предметах приданого эти так называемые марьяжные гербы изображались вместе.

Невесте полагалось быть одетой в белое платье, также считался допустимым цвет слоновой кости или золотистый. Если свадебный обряд совершался утром, то платье должно было быть высоким, с длинными рукавами. Вечернее венчание позволяло небольшое декольте и короткие рукава. К волосам невесты прикалывали фату, причёску и платье украшали померанцевыми цветами, чаще всего искусственными. Жених был обыкновенно одет во фрак и белый жилет. Военные венчались в парадной форме своего полка.

Перед тем, как невесту везли к венцу, родители благословляли её семейными иконами. В церковь девушка отправлялась в сопровождении родного или посажёного отца, который вёл её к алтарю. При венчании представителей знатных родов им мог быть сам император, оказывая этим большую честь новобрачным.

После свадебной церемонии устраивали парадный обед или ужин, во время которого раздавали конфеты, разложенные в бонбоньерки или мешочки с инициалами новобрачных.

В императорской семье происходили те же события и в той же последовательности, что и у частных лиц. Единственное различие состояло в том, что всё совершалось по «Высочайше утверждённому церемониалу», который заранее публиковался в официальных средствах печати.

В приданое высокородной невесты обязательно входил ночной халат жениха и туфли из серебряной парчи, которые новобрачный надевал в первую брачную ночь. Знатные женихи в день свадьбы облачались в парадную форму одного из своих подшефных гвардейских полков.

Невесты императорских и великокняжеских дворов венчались в парадном придворном платье из серебряного глазета, расшитого серебряными нитями. На выставке представлен подобный наряд, в котором великая княжна Ксения Александровна выходила замуж за великого князя Александра Михайловича.

Кроме церемонии бракосочетания, в светском обществе существовал обычай праздновать свадебные юбилеи. В России было принято отмечать серебряную и золотую свадьбы. Считалось хорошим тоном дарить предметы из драгоценного металла, соответствующего годовщине, – серебра или золота. Ярким образцом подобного подарка являются серебряные часы, поднесённые к 25-летию свадьбы императора Александра III.

Наряду с предметами прикладного искусства на выставке экспонируются парные портреты, а также фотокопии из модных журналов XIX века с изображениями свадебных нарядов.

Куратор выставки – Юлия Валерьевна Плотникова, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2024), автор текстов – Ю. В. Плотникова. 

Выставку можно посетить до 30 марта 2025 года по входному билету в Главный музейный комплекс.

Источник информации.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0