Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем | Просветительский проект Александровский сад

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.

Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.

Мадонна во славе. Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.

Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.

Мадонна с младенцем. Ян Провост. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.

Мадонна с младенцем. Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.

«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем
Просветительский проект "Александровский сад"

С 17 мая по 21 сентября 2025 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца проходит выставка, посвящённая завершению масштабной реставрации трёх шедевров нидерландской живописи. Три Мадонны, три судьбы, три чуда, пережившие столетия, — перед зрителями предстанут работы великих мастеров XVI века: Яна Провоста и Яна Госсарта (Мабюзе).

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.

Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.

Мадонна во славе. Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.

Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.

Мадонна с младенцем. Ян Провост. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.

Мадонна с младенцем. Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.

«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0