Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Фильмы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
Моцартиана
Моцартиана
Экскурсии Книги Статьи Интервью
Кураторы Художники Коллекции О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Фильмы
    • Назад
    • Фильмы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха.
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
      • Назад
      • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
      • Джон Боулт, Николетта Мислер и Франциско Инфанте: об искусстве без границ
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Книги
  • Статьи
  • Интервью
  • Кураторы
  • Художники
  • Коллекции
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Новости
  • Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем | Просветительский проект Александровский сад

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.

Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.

Мадонна во славе. Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.

Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.

Мадонна с младенцем. Ян Провост. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.

Мадонна с младенцем. Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.

«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем
Просветительский проект "Александровский сад"

С 17 мая по 21 сентября 2025 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца проходит выставка, посвящённая завершению масштабной реставрации трёх шедевров нидерландской живописи. Три Мадонны, три судьбы, три чуда, пережившие столетия, — перед зрителями предстанут работы великих мастеров XVI века: Яна Провоста и Яна Госсарта (Мабюзе).

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.

Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.

Мадонна во славе. Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.

Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.

Мадонна с младенцем. Ян Провост. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.

Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.

Мадонна с младенцем. Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж

«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.

Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.

«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поделиться
Назад к списку
logo

Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0