Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем
Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем
Три чуда – три нидерландские Мадонны, спасённые временем | Просветительский проект Александровский сад
Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.
Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.
«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.
Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.
Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.
«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.
Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.
«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.
Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.
«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
С 17 мая по 21 сентября 2025 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца проходит выставка, посвящённая завершению масштабной реставрации трёх шедевров нидерландской живописи. Три Мадонны, три судьбы, три чуда, пережившие столетия, — перед зрителями предстанут работы великих мастеров XVI века: Яна Провоста и Яна Госсарта (Мабюзе).
Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» представляет три полотна, чьи истории подобны настоящему чуду. Эти образцы религиозного искусства были свидетелями бурной эпохи, когда Европу охватило иконоборчество, уничтожавшее бесценные произведения. Но судьба оказалась благосклонна к ним: одна картина была замурована в стене собора на два века, другая — спасена буквально «по кусочкам», а третья — долгое время считалась копией, пока современные исследования не вернули ей статус оригинала.
Центральное место в экспозиции занимает «Мадонна во Славе» Яна Провоста — шедевр, воскрешённый из руин. Это монументальное полотно, написано в 1524 году для собора Святого Донациана в Брюгге. Однако его алтарная жизнь оказалась недолгой: спасая от иконоборцев, картину замуровали в стену… и забыли. Лишь в конце XVIII века, когда собор лежал в руинах, её случайно обнаружили.
«Мадонна во славе». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.
Реставрация вернула полотну былое великолепие: проступили детали, скрытые под слоями копоти и пятен. Особый интерес вызвал у искусствоведов таинственный замок на заднем фоне в центре полотна — возможно, это знаменитый Мон-Сен-Мишель, который Провост видел во время своих путешествий. Перед реставраторами открылись не только спрятанные за пятисотлетними слоями пыли чётко прорисованные фрагменты. Появилась возможность проследить, как из-под кисти художника рождались чудесные образы прямо на дереве, будто его рукой писал Всевышний.
Вторая работа Яна Провоста «Мадонна с младенцем» является лишь фрагментом, выпиленным из большого алтарного произведения. Возможно, именно так её спасли от уничтожения, сохранив лишь главное — лик Богоматери. О том, что это не варварский поступок, а попытка уберечь главный фрагмент утраченного алтаря может говорить немаловажная деталь – планка, приклеенная с правой стороны полотна, делающая композицию более гармоничной, как самостоятельное произведение. После реставрации исчез мрачный фон картины, открыв сияние золота и тончайшие детали: переливающуюся корону, белоснежные одежды ангелов, красоту и юность мадонны, не потерявшую за прошедшие 500 лет и капли нежности и любви к младенцу. А аккуратный букетик цветов с капельками росы на листьях, кажется, был срезан только на рассвете. Открывшийся взору прекрасный фрагмент большого алтарного полотна может только бередить фантазию и рисовать в воображении, каким могло бы быть целое произведение. Кто знает, может быть когда-нибудь «Мадонне с младенцем» удастся воссоединиться с ним, и будут найдены другие части, также сохраненные чей-то заботливой.
«Мадонна с младенцем». Ян Провост. Государственный Эрмитаж.
Вновь обретённым оригиналом можно считать третье полотно, представленное на выставке – «Мадонну с младенцем» Яна Госсарта (Мабюзе), которое долгое время воспринимали копией утраченного шедевра. Однако дендрохронологический анализ подтвердил – это подлинник, созданный в годы расцвета мастера. После того, как реставраторы сняли поздние наслоения, проступил тот самый, воспетый современниками, «свежий, как утреннее небо» ультрамарин.
«Мадонна с младенцем». Ян Госсарт. Государственный Эрмитаж.
Выставка «Три нидерландские мадонны. К завершению реставрации» продлится до 21 сентября 2025 года. Это редкий шанс увидеть три возрождённых шедевра, прежде скрытых в фондах или под слоями времени. После выставки они навсегда войдут в постоянную экспозицию, напоминая о том, что даже спустя пять веков искусство способно открывать нам новые тайны.
«Не всегда нужно покупать новые картины – иногда достаточно тщательно изучить то, что уже есть в коллекции музея» - сказал на открытии генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.