В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Жан-Марк Натье. Портреты Петра I и Екатерины I. К завершению реставрации»
В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка «Жан-Марк Натье. Портреты Петра I и Екатерины I. К завершению реставрации»
Выставка Жан-Марка Нате в Арапском зале Зимнего дворца: портреты Петра I и Екатерины II
В галерее живописных образов Петра I и Екатерины I портреты работы французского художника Жана-Марка Натье занимают особое место. Исполненные в лучших традициях портретной живописи французского королевского двора, полотна отмечены необычайной торжественностью и парадностью в трактовке образов царской четы.
Супруги позировали художнику в 1717 году, во время путешествия по Европе. Августейшая пара прибыла в Голландию через немецкие земли. Там состоялась встреча Петра I с мастером исторического и портретного жанров Жаном-Марком Натье (1685–1766), которого царь хотел пригласить к себе на службу. Художник получил от русского монарха заказы на портреты и батальные картины, но от поездки в далекую страну отказался.
Портрет Екатерины I Натье написал в Гааге, где царица ожидала возвращения супруга из Франции. Об этом говорят авторская подпись и дата на полотне. По указанию Петра картину отослали к нему в Париж, куда направился и сам художник. Работа живописца понравилась монарху, и он заказал к ней в пару свой портрет.
Парадное изображение Петра I также получило высокую оценку царя и стало образцовым портретом, с которого снималось множество копий. Первоисточником считается портрет из Резиденции в Мюнхене, он имеет авторскую подпись и дату. Хранящийся в Эрмитаже портрет Петра I близок мюнхенскому варианту, но исследователи высказывали сомнения по поводу авторства работы. Проведённая реставрация и исследования позволили подтвердить авторство Натье – живописец исполнил авторское повторение оригинала тогда же, в 1717 году в Париже.
В Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа работа над восстановлением первоначального облика портретов началась в 2021 году. Пожелтевшие и сильно деструктированные лаки, поздние записи и реставрационные ретуши исказили оригинальную авторскую живопись.
В первую очередь портреты тщательно изучили с помощью инфракрасной рефлектографии и съёмок в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Это помогло точнее определить состояние сохранности картин, характер и географию утрат, повреждений и реставрационных дополнений. Исследования химического состава материалов, которые использовал автор, показали, что они совпадают на обоих полотнах.
Полный комплекс реставрационных мероприятий включал в себя: утоньшение старого лака, удаление поздних записей и профилактическое укрепление красочного слоя и грунта обоих портретов по всей поверхности. В места утрат был подведен реставрационный грунт, а старые фактурные мастиковки были откорректированы. Финальным этапом стало восполнение утрат красочного слоя, требовавшее соблюдения технических особенностей авторской манеры живописи.
Выполненные работы позволили вернуть произведениям знаменитого французского автора ощущение глубины живописи, сложности форм и фактур, тонкой изысканности цветовых сочетаний, скрытых ранее под слоем потемневших лаков и разновременных записей.
Реставрация и технико-технологические исследования картин выполнены Лабораторией научной реставрации станковой живописи (заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (заведующая Т. А. Баранова), Отделом научно-технологической экспертизы (заведующий А. И. Косолапов).
Реставрация: Сергей Николаевич Богданов.
Технико-технологические исследования: Сергей Владимирович Хаврин, Максим Вадимович Лапшин, Камилла Бурхановна Калинина, Ирина Андреевна Григорьева.
К выставке подготовлен фильм об истории создания, изучении и реставрации портретов. Материалы о реставрации и результатах исследований представлены в мультимедийном киоске, расположенном на экспозиции.
Данный раздел выставки создан сотрудниками Сектора подготовки электронных изданий (заведующая И. А. Мельникова): А. В. Барановым, О. А. Жарковской, С. В. Морозовым, Н. Л. Шамовой.
Куратор выставки: Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи XVIII века Отдела истории русской культуры.
Выставку можно посетить до 29 сентября 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.
12 июня 2024 года в Арапском зале Зимнего дворца откроется выставка «Жан-Марк Натье. Портреты Петра I и Екатерины I. К завершению реставрации».
В галерее живописных образов Петра I и Екатерины I портреты работы французского художника Жана-Марка Натье занимают особое место. Исполненные в лучших традициях портретной живописи французского королевского двора, полотна отмечены необычайной торжественностью и парадностью в трактовке образов царской четы.
Супруги позировали художнику в 1717 году, во время путешествия по Европе. Августейшая пара прибыла в Голландию через немецкие земли. Там состоялась встреча Петра I с мастером исторического и портретного жанров Жаном-Марком Натье (1685–1766), которого царь хотел пригласить к себе на службу. Художник получил от русского монарха заказы на портреты и батальные картины, но от поездки в далекую страну отказался.
Портрет Екатерины I Натье написал в Гааге, где царица ожидала возвращения супруга из Франции. Об этом говорят авторская подпись и дата на полотне. По указанию Петра картину отослали к нему в Париж, куда направился и сам художник. Работа живописца понравилась монарху, и он заказал к ней в пару свой портрет.
Парадное изображение Петра I также получило высокую оценку царя и стало образцовым портретом, с которого снималось множество копий. Первоисточником считается портрет из Резиденции в Мюнхене, он имеет авторскую подпись и дату. Хранящийся в Эрмитаже портрет Петра I близок мюнхенскому варианту, но исследователи высказывали сомнения по поводу авторства работы. Проведённая реставрация и исследования позволили подтвердить авторство Натье – живописец исполнил авторское повторение оригинала тогда же, в 1717 году в Париже.
В Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа работа над восстановлением первоначального облика портретов началась в 2021 году. Пожелтевшие и сильно деструктированные лаки, поздние записи и реставрационные ретуши исказили оригинальную авторскую живопись.
В первую очередь портреты тщательно изучили с помощью инфракрасной рефлектографии и съёмок в ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Это помогло точнее определить состояние сохранности картин, характер и географию утрат, повреждений и реставрационных дополнений. Исследования химического состава материалов, которые использовал автор, показали, что они совпадают на обоих полотнах.
Полный комплекс реставрационных мероприятий включал в себя: утоньшение старого лака, удаление поздних записей и профилактическое укрепление красочного слоя и грунта обоих портретов по всей поверхности. В места утрат был подведен реставрационный грунт, а старые фактурные мастиковки были откорректированы. Финальным этапом стало восполнение утрат красочного слоя, требовавшее соблюдения технических особенностей авторской манеры живописи.
Выполненные работы позволили вернуть произведениям знаменитого французского автора ощущение глубины живописи, сложности форм и фактур, тонкой изысканности цветовых сочетаний, скрытых ранее под слоем потемневших лаков и разновременных записей.
Реставрация и технико-технологические исследования картин выполнены Лабораторией научной реставрации станковой живописи (заведующий В. А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (заведующая Т. А. Баранова), Отделом научно-технологической экспертизы (заведующий А. И. Косолапов).
Реставрация: Сергей Николаевич Богданов.
Технико-технологические исследования: Сергей Владимирович Хаврин, Максим Вадимович Лапшин, Камилла Бурхановна Калинина, Ирина Андреевна Григорьева.
К выставке подготовлен фильм об истории создания, изучении и реставрации портретов. Материалы о реставрации и результатах исследований представлены в мультимедийном киоске, расположенном на экспозиции.
Данный раздел выставки создан сотрудниками Сектора подготовки электронных изданий (заведующая И. А. Мельникова): А. В. Барановым, О. А. Жарковской, С. В. Морозовым, Н. Л. Шамовой.
Куратор выставки: Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи XVIII века Отдела истории русской культуры.
Выставку можно посетить до 29 сентября 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа.