Выставка Роуз Вайли «Flick and Float» — нонконформистские работы британской художницы в Центре Пауля Клее
Выставка Роуз Вайли «Flick and Float» — нонконформистские работы британской художницы в Центре Пауля Клее
Выставка Роуз Вайли «Flick and Float» — нонконформистские работы британской художницы в Центре Пауля Клее | Просветительский проект Александровский сад
Работы Роуз Вайли – это яркие кадры, выхваченные из поп-культуры, заимствованные из средств массовой информации и пропущенные через призму восприятия острого взгляда художницы. Её картины, нарисованные на стыке наивного искусства и неоэкспрессионизма напоминают о эстетике «плохой живописи» и пост-попа, одновременно являясь глубокими размышлениями о природе человеческого бытия. Выразительный «острый язык» Роуз Вайли говорит прямо и с тонким юмором о самой сути проблемы, выхваченного факта из новостной ленты или яркой подмеченной детали известной личности, сбрасывая «лишнюю шелуху».
Особенность художественного метода Роуз Вайли заключается в том, что она «пролистывает» поток изображений, пока не поймает волну вдохновения, захватывающую её сознание. Выхватив на мгновение кадр, она уже не возвращается к оригиналу, а следует внутреннему импульсу памяти, рождающему новую картину. «Toujours la difference!» - девиз легко впечатляющейся натуры художницы, умеющей подмечать главную деталь своей «жертвы». Эта деталь может быть довольно неожиданной, но вполне узнаваемой: например, развевающийся хвост всемирно известной звезды футбола Роналдиньо – на картине «Yellow Strip» (2006) его силуэт также легко отличить по номеру «10» на жёлтой футболке игрока.
Картины художницы напоминают и саму новостную ленту, состоящую из разных кадров-впечатлений, на первый взгляд, никак не связанных между собой. Примером служит её многочастная работа «Bagdad Café (Film Notes)» (2015), в которой смешались и кадры из фильма, и цветок, выращенный в собственном саду, и сцены из повседневной жизни – например, приём пищи, сведённый на картине к изображению открывающегося рта во время еды. В этой же работе отражена её концепция: «рисовать вещи так, как они выглядят и писать слова так, как они звучат». Главным становится не правописание слова, а форма и расположение букв в изображении.
Элементы, нарисованные на одной плоскости в произведениях Роуз Вайли построены по принципу коллажей. В своём художественном стиле, она использует новые листки бумаги и наклеивает их поверх части изображения. При необходимости наносит новую масляную краску поверх старой или соскребает непонравившиеся линии, постепенно приводя картину к общей гармонии. Такой метод позволяет ей создавать динамичные композиции с богатым визуальным слоем.
Художественное признание Роуз Вайли пришло уже в зрелом возрасте. Детство художницы прошло в Индии, в разгар Второй мировой войны, в пятилетнем возрасте, она вернулась в Англию. В течение многих лет совмещала воспитание троих детей с преподаванием живописи, пока не возобновила свою художественную карьеру в конце 1980-х годов. Образование получила в Голдсмитском институте и Королевском колледже искусств в Лондоне. Её работы были представлены на престижных выставках по всему миру: от Tate Britain в Лондоне до музеев в Малаге, Сеуле и Генте. В 2014 её признали одной из самых ярких новых художниц современности, присудив премию Джона Мурса по живописи. В этом же году она была избрана членом Королевской академии в Лондоне.
Экспозиция в Центре Пауля Клее позволит взглянуть на творчество художницы как на непрерывный поток вдохновения и экспериментов. Каждое её произведение удивляет искренностью, остроумием и глубиной, являясь результатом визуального стимула, трансформированного потоком памяти и личных ассоциаций.
С 19 июля по 5 октября 2025 года в Центре Пауля Клее открывается масштабная ретроспектива работ легендарной 90-летней британской художницы Роуз Вайли, завоевавшей признание на международной арене своими широкоформатными картинами на шероховатом холсте. В рамках выставки под названием «Flick and Float» посетители смогут познакомиться с лучшими произведениями художницы, созданными за последние тридцать лет активной творческой деятельности. Более 50 картин и десятки рисунков, наполненные искромётным юмором, близким по духу и самому Паулю Клее, займут пространство швейцарского музея в Берне.
Работы Роуз Вайли – это яркие кадры, выхваченные из поп-культуры, заимствованные из средств массовой информации и пропущенные через призму восприятия острого взгляда художницы. Её картины, нарисованные на стыке наивного искусства и неоэкспрессионизма напоминают о эстетике «плохой живописи» и пост-попа, одновременно являясь глубокими размышлениями о природе человеческого бытия. Выразительный «острый язык» Роуз Вайли говорит прямо и с тонким юмором о самой сути проблемы, выхваченного факта из новостной ленты или яркой подмеченной детали известной личности, сбрасывая «лишнюю шелуху».
Особенность художественного метода Роуз Вайли заключается в том, что она «пролистывает» поток изображений, пока не поймает волну вдохновения, захватывающую её сознание. Выхватив на мгновение кадр, она уже не возвращается к оригиналу, а следует внутреннему импульсу памяти, рождающему новую картину. «Toujours la difference!» - девиз легко впечатляющейся натуры художницы, умеющей подмечать главную деталь своей «жертвы». Эта деталь может быть довольно неожиданной, но вполне узнаваемой: например, развевающийся хвост всемирно известной звезды футбола Роналдиньо – на картине «Yellow Strip» (2006) его силуэт также легко отличить по номеру «10» на жёлтой футболке игрока.
Картины художницы напоминают и саму новостную ленту, состоящую из разных кадров-впечатлений, на первый взгляд, никак не связанных между собой. Примером служит её многочастная работа «Bagdad Café (Film Notes)» (2015), в которой смешались и кадры из фильма, и цветок, выращенный в собственном саду, и сцены из повседневной жизни – например, приём пищи, сведённый на картине к изображению открывающегося рта во время еды. В этой же работе отражена её концепция: «рисовать вещи так, как они выглядят и писать слова так, как они звучат». Главным становится не правописание слова, а форма и расположение букв в изображении.
Элементы, нарисованные на одной плоскости в произведениях Роуз Вайли построены по принципу коллажей. В своём художественном стиле, она использует новые листки бумаги и наклеивает их поверх части изображения. При необходимости наносит новую масляную краску поверх старой или соскребает непонравившиеся линии, постепенно приводя картину к общей гармонии. Такой метод позволяет ей создавать динамичные композиции с богатым визуальным слоем.
Художественное признание Роуз Вайли пришло уже в зрелом возрасте. Детство художницы прошло в Индии, в разгар Второй мировой войны, в пятилетнем возрасте, она вернулась в Англию. В течение многих лет совмещала воспитание троих детей с преподаванием живописи, пока не возобновила свою художественную карьеру в конце 1980-х годов. Образование получила в Голдсмитском институте и Королевском колледже искусств в Лондоне. Её работы были представлены на престижных выставках по всему миру: от Tate Britain в Лондоне до музеев в Малаге, Сеуле и Генте. В 2014 её признали одной из самых ярких новых художниц современности, присудив премию Джона Мурса по живописи. В этом же году она была избрана членом Королевской академии в Лондоне.
Экспозиция в Центре Пауля Клее позволит взглянуть на творчество художницы как на непрерывный поток вдохновения и экспериментов. Каждое её произведение удивляет искренностью, остроумием и глубиной, являясь результатом визуального стимула, трансформированного потоком памяти и личных ассоциаций.