Алексей Щусев: архитектор, художник, директор. Вклад в театральное искусство
Алексей Щусев: архитектор, художник, директор. Вклад в театральное искусство
Алексей Щусев: архитектор, художник, директор
Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе. С ранних лет он проявлял интерес к искусству и архитектуре. После окончания Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Щусев начал свою карьеру, быстро завоевав признание благодаря своим уникальным проектам. Алексей Щусев, архитектор, проекты которого стали знаковыми для своего времени, быстро завоевал уважение коллег и общественности.
Алексей Щусев и МХАТ
Алексей Щусев известен не только своими архитектурными проектами, но и вкладом в театральное искусство. Одним из ярких примеров его многогранного таланта стало участие в создании эскизов для постановки "Сестры Жерар".
В 1913 году Московский Художественный театр (МХТ) готовился к постановке пьесы "Сестры Жерар" по произведению Эжена Скриба. Для создания сценических декораций и эскизов был приглашен Алексей Щусев, архитектор, чьи работы уже тогда вызывали восхищение и уважение.
Из статьи «Алексей Щусев и театр», автора Валентины Хаировой:
«Причина, по которой главный режиссер МХАТа К.С. Станиславский привлек Щусева к оформлению «Сестер Жерар», связана с его принципиальной позицией: «Больше всего не любит и даже боится Станиславский специфических театральных специалистов в декорациях и костюмах. И поэтому, часто увлеченный эскизами не искушенного театром молодого художника, он готов идти на большие уступки, готов дать такому художнику даже полную свободу».
До сих пор считалось, что Щусев выполнил эскизы двух первых картин пьесы, а также костюмов персонажей. Но среди его наследия имеются зарисовки и проработанные варианты всех актов пьесы. Эти наброски характеризуются мастерским владением карандашом, по-архитектурному точной линией, для «подсветки» набросков автор использовал прозрачный слой акварели.
Щусев подошел к задаче с присущей ему тщательностью и вниманием к деталям. Он создал эскизы, которые не только отражали атмосферу и дух пьесы, но и гармонично вписывались в сценическое пространство. Его работа над эскизами включала детальную проработку каждого элемента декораций, от архитектурных форм до мелких деталей интерьера.
В Алексее Щусеве, архитекторе, всегда проявлялся художник, и наоборот — в его живописных работах можно было увидеть черты зодчего. Именно поэтому он с такой страстью и преданностью занимался художественным творчеством, создавая произведения в различных жанрах. Несмотря на свою полную занятость в архитектуре, Щусев с явным энтузиазмом и большой изобретательностью взялся за создание эскизов для постановки "Сестры Жерар". Это дало ему возможность воплотить свои художественные идеи, хотя не все из них удалось реализовать полностью: «<...> некоторые декорации и костюмы, нарисованные Алексеем Викторовичем, при постановке были изменены с нарушением достоверности эпохи и стиля. Впрочем, из публики никто этого не заметил, кроме посетившего спектакль М.В. Нестерова».
Нужно заметить, что недавно в архива была обнаружена прижизненная запись речи Щусева на юбилее МХАТ. Ее можно послушать в уникальном фильме, созданном просветительским проектом «Александровский сад» при участии Валентины Хаировой.
Алексей Щусев: архитектор, художник, директор. Вклад в театральное искусство
04 октября 2024
// Статьи
Алексей Щусев, выдающийся архитектор, оставил значительный след в истории архитектуры и театрального искусства. Его проекты и работы стали символами эпохи, а его вклад в развитие архитектуры России неоценим.
Алексей Щусев родился в 1873 году в Кишиневе. С ранних лет он проявлял интерес к искусству и архитектуре. После окончания Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, Щусев начал свою карьеру, быстро завоевав признание благодаря своим уникальным проектам. Алексей Щусев, архитектор, проекты которого стали знаковыми для своего времени, быстро завоевал уважение коллег и общественности.
Алексей Щусев и МХАТ
Алексей Щусев известен не только своими архитектурными проектами, но и вкладом в театральное искусство. Одним из ярких примеров его многогранного таланта стало участие в создании эскизов для постановки "Сестры Жерар".
В 1913 году Московский Художественный театр (МХТ) готовился к постановке пьесы "Сестры Жерар" по произведению Эжена Скриба. Для создания сценических декораций и эскизов был приглашен Алексей Щусев, архитектор, чьи работы уже тогда вызывали восхищение и уважение.
Из статьи «Алексей Щусев и театр», автора Валентины Хаировой:
«Причина, по которой главный режиссер МХАТа К.С. Станиславский привлек Щусева к оформлению «Сестер Жерар», связана с его принципиальной позицией: «Больше всего не любит и даже боится Станиславский специфических театральных специалистов в декорациях и костюмах. И поэтому, часто увлеченный эскизами не искушенного театром молодого художника, он готов идти на большие уступки, готов дать такому художнику даже полную свободу».
До сих пор считалось, что Щусев выполнил эскизы двух первых картин пьесы, а также костюмов персонажей. Но среди его наследия имеются зарисовки и проработанные варианты всех актов пьесы. Эти наброски характеризуются мастерским владением карандашом, по-архитектурному точной линией, для «подсветки» набросков автор использовал прозрачный слой акварели.
Щусев подошел к задаче с присущей ему тщательностью и вниманием к деталям. Он создал эскизы, которые не только отражали атмосферу и дух пьесы, но и гармонично вписывались в сценическое пространство. Его работа над эскизами включала детальную проработку каждого элемента декораций, от архитектурных форм до мелких деталей интерьера.
В Алексее Щусеве, архитекторе, всегда проявлялся художник, и наоборот — в его живописных работах можно было увидеть черты зодчего. Именно поэтому он с такой страстью и преданностью занимался художественным творчеством, создавая произведения в различных жанрах. Несмотря на свою полную занятость в архитектуре, Щусев с явным энтузиазмом и большой изобретательностью взялся за создание эскизов для постановки "Сестры Жерар". Это дало ему возможность воплотить свои художественные идеи, хотя не все из них удалось реализовать полностью: «<...> некоторые декорации и костюмы, нарисованные Алексеем Викторовичем, при постановке были изменены с нарушением достоверности эпохи и стиля. Впрочем, из публики никто этого не заметил, кроме посетившего спектакль М.В. Нестерова».
Нужно заметить, что недавно в архива была обнаружена прижизненная запись речи Щусева на юбилее МХАТ. Ее можно послушать в уникальном фильме, созданном просветительским проектом «Александровский сад» при участии Валентины Хаировой.