Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Ильи Репина

Картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Ильи Репина

Картина Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" | Александровский сад

Исторический контекст

Исторический контекст картины связан с событиями конца XVII века, когда казаки Запорожской Сечи активно противостояли османскому владычеству. Письмо, которое запорожцы пишут султану, стало символом их независимости и духа сопротивления.

Сохранилось предание о том, что в 1675 г. турецкий правитель Махмуд IV направил к запорожским казакам высокомерное послание с угрозами, требуя их безоговорочной капитуляции. В ответ казаки вернули остроумное письмо, наполненное национальным юмором и презрением к отправителю. Илья Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, вдохновленный образом непокоренных, свободолюбивых людей, незамедлительно начал работу над эскизом будущего шедевра, затратив на его создание тринадцать лет.

История создания

В 1880-х годах Илья Репин достиг вершин своего мастерства, в это время было создано множество его величайших произведений. Среди них выделяется знаменитая картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», завершенная в 1891 году, над которой художник работал на протяжении более чем десяти лет.

Композиция и сюжет

В центре картины Ильи Репина оформлен ключевой момент - процесс создания дерзкого ответа к турецкому правителю Мехмеду (Махмуду) IV от запорожских казаков, вызванный его требованием подчинения. Эта сцена переполнена динамикой творческого порыва, проявляющегося в изобретении едкого текста. Каждый персонаж на холсте воплощает неповторимость и эмоциональное настроение, отражающееся через разнообразие реакций - от едва заметной усмешки до захлестывающего всеобщего смеха. Эта работа выступает воплощением мастерства Репина в передаче многогранности человеческих эмоций и коллективного духа сопротивления.

Символизм и настроение

Символизм картины заключается в изображении свободы и независимости. Запорожцы, пишущие письмо, представляют собой символ борьбы против угнетения и тирании. Настроение картины можно охарактеризовать как веселое и дерзкое, что подчеркивает дух казацкой культуры. Репин мастерски применяет гамму цветов и игру светотеней, создавая таким образом праздничное и одновременно боевое настроение.

Техника и стиль

Репин использовал реалистичный стиль, характерный для его работ. Техника письма включает в себя детальную проработку лиц, выражений, одежды персонажей, что позволяет зрителю почувствовать их индивидуальность. Художнику удалось создать эффект глубины и объема при помощи разнообразной и насыщенной цветовой палитры.

С исключительным искусством автор нарисовал внушительные личности, достигнув высокой экспрессивности и осмысленности в изображении казаков под предводительством атамана Ивана Серко, воплотив их вольнолюбивый дух, отвагу и единство.

Детали и акценты

Каждая деталь на картине имеет значение. Например, оружие и атрибуты казаков подчеркивают их военное братство, а выражения лиц передают характер каждого персонажа. Репин акцентирует внимание на жестах и мимике, что позволяет зрителю погрузиться в атмосферу момента.

В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М. И. Драгомирова, писарь — с историка Д. И. Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, — с художника Я. Ф. Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе — с профессора консерватории А. И. Рубца.

Влияние на развитие символизма

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Художники, вдохновленные работой Репина, начали больше уделять внимание эмоциональному содержанию своих произведений, а также символическим аспектам. Картина стала образцом для подражания, показывая, как можно сочетать историческую тему с глубокими человеческими переживаниями.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Работа Репина оказала заметное влияние на его современников и последующие поколения художников. Многие из них начали исследовать тему национальной идентичности и исторической памяти, вдохновляясь образом запорожцев. Картина стала символом не только казацкой культуры, но и русского духа в целом. Она продолжает вдохновлять художников и сегодня, оставаясь актуальной в контексте современных социальных и политических реалий.

Завершение и судьба картины

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

В настоящее время картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» находится в Харьковском Художественном музее.

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91. Холст, масло. 203х358
17 апреля 2025
// Статьи
Картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является одной из самых известных и значимых работ художника. На полотне изображена сцена, в которой запорожские казаки, окруженные атмосферой веселья и задора, пишут ответ на письмо султана. Каждый персонаж на картине передает свои эмоции, что создает живую и динамичную атмосферу.

Исторический контекст

Исторический контекст картины связан с событиями конца XVII века, когда казаки Запорожской Сечи активно противостояли османскому владычеству. Письмо, которое запорожцы пишут султану, стало символом их независимости и духа сопротивления.

Сохранилось предание о том, что в 1675 г. турецкий правитель Махмуд IV направил к запорожским казакам высокомерное послание с угрозами, требуя их безоговорочной капитуляции. В ответ казаки вернули остроумное письмо, наполненное национальным юмором и презрением к отправителю. Илья Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, вдохновленный образом непокоренных, свободолюбивых людей, незамедлительно начал работу над эскизом будущего шедевра, затратив на его создание тринадцать лет.

История создания

В 1880-х годах Илья Репин достиг вершин своего мастерства, в это время было создано множество его величайших произведений. Среди них выделяется знаменитая картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», завершенная в 1891 году, над которой художник работал на протяжении более чем десяти лет.

Композиция и сюжет

В центре картины Ильи Репина оформлен ключевой момент - процесс создания дерзкого ответа к турецкому правителю Мехмеду (Махмуду) IV от запорожских казаков, вызванный его требованием подчинения. Эта сцена переполнена динамикой творческого порыва, проявляющегося в изобретении едкого текста. Каждый персонаж на холсте воплощает неповторимость и эмоциональное настроение, отражающееся через разнообразие реакций - от едва заметной усмешки до захлестывающего всеобщего смеха. Эта работа выступает воплощением мастерства Репина в передаче многогранности человеческих эмоций и коллективного духа сопротивления.

Символизм и настроение

Символизм картины заключается в изображении свободы и независимости. Запорожцы, пишущие письмо, представляют собой символ борьбы против угнетения и тирании. Настроение картины можно охарактеризовать как веселое и дерзкое, что подчеркивает дух казацкой культуры. Репин мастерски применяет гамму цветов и игру светотеней, создавая таким образом праздничное и одновременно боевое настроение.

Техника и стиль

Репин использовал реалистичный стиль, характерный для его работ. Техника письма включает в себя детальную проработку лиц, выражений, одежды персонажей, что позволяет зрителю почувствовать их индивидуальность. Художнику удалось создать эффект глубины и объема при помощи разнообразной и насыщенной цветовой палитры.

С исключительным искусством автор нарисовал внушительные личности, достигнув высокой экспрессивности и осмысленности в изображении казаков под предводительством атамана Ивана Серко, воплотив их вольнолюбивый дух, отвагу и единство.

Детали и акценты

Каждая деталь на картине имеет значение. Например, оружие и атрибуты казаков подчеркивают их военное братство, а выражения лиц передают характер каждого персонажа. Репин акцентирует внимание на жестах и мимике, что позволяет зрителю погрузиться в атмосферу момента.

В основу образов легли этюды с конкретных людей, которых Репин совершенно преображал, создавая картину. Так, например, Серко написан с генерала М. И. Драгомирова, писарь — с историка Д. И. Яворницкого, усач, ударяющий кулаком по спине своего товарища, — с художника Я. Ф. Ционглинского, казак в красном жупане и белой папахе — с профессора консерватории А. И. Рубца.

Влияние на развитие символизма

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Художники, вдохновленные работой Репина, начали больше уделять внимание эмоциональному содержанию своих произведений, а также символическим аспектам. Картина стала образцом для подражания, показывая, как можно сочетать историческую тему с глубокими человеческими переживаниями.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Работа Репина оказала заметное влияние на его современников и последующие поколения художников. Многие из них начали исследовать тему национальной идентичности и исторической памяти, вдохновляясь образом запорожцев. Картина стала символом не только казацкой культуры, но и русского духа в целом. Она продолжает вдохновлять художников и сегодня, оставаясь актуальной в контексте современных социальных и политических реалий.

Завершение и судьба картины

Картина была приобретена императором Александром III и находилась в Зимнем дворце до 1897 года, откуда перешла в Русский музей. В 1895 году картина была удостоена золотых медалей на международных выставках в Мюнхене и Будапеште.

В настоящее время картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» находится в Харьковском Художественном музее.

services
Услуги
Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Юрий Ильич Репин: странник по призванию

Второй выпуск лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» посвящен монографическому обзору жизненного пути сына Ильи Ефимовича Репина – Юрия Репина (1877–1954) – мастера универсально одаренного, создавшего индивидуальные по интонации образы в разных жанрах изобразительного искусства.

Перейти к программе
comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0