Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Лисичка" Михаила Нестерова

Картина "Лисичка" Михаила Нестерова

Картина "Лисичка" Михаила Нестерова | Александровский сад

Исторический контекст

Начало XX века в России был временем глубоких изменений. Общество переживало переход от традиционных устоев к новым формам жизни. В это время активно развивались идеи символизма, который стремился передать внутренние переживания и чувства через образы и символы. Нестеров, как один из ярких представителей этого направления, использует в своей картине «Лисичка» элементы, характерные для символистского искусства, что делает её значимой в контексте художественного развития того времени.

История создания

В 1901 году Михаил Васильевич Нестеров отправился в паломничество к монастырю на Соловецких островах. Путешествие произвело на художника глубокое впечатление. Он был очарован атмосферой миролюбия и гармонии между человеком и природой, которую сложно было ощутить в привычной нам России. Нестеров всегда питал нежные чувства к русской природе, и нетронутый Соловецкий край стал источником вдохновения для создания картины «Лисичка».

Полотно было завершено в 1914 году, примечательно, что у картины было несколько имен. Изначальное название звучало как «На земле мир, в человецех благоволение» и вскоре было заменено на «Три старца». Но в народе произведение чаще именуется «Лисичка», ведь без этого животного не было бы того колорита и умиротворенного настроения.

Композиция и сюжет

Полотно делится на две части: на одной изображена лужайка с праведниками, на другой — густой лес. Художник подчеркнул гармонию этого пространства, размыв границы между дикой природой и человеческим миром. Лисицу, свободно приближающуюся к монахам, можно рассматривать как символ этого единства.

Символизм и настроение

Символизм в картине проявляется через использование цветовых решений и образов. Нестеров искусно отразил разнообразие оттенков строгих соловецких пейзажей и живописного северного заката. Пейзаж словно освещён, хотя источника света не видно; лишь ясное небо отражается на поверхности воды. Художник воспроизводит природу в характерном для себя стиле, известном как "нестеровский пейзаж". Стволы елей, берёз и рябин изображены с большим мастерством, и их детали хочется рассмотреть внимательно.

Техника и стиль

Нестеров использует масляную живопись, что позволяет ему добиться яркости и насыщенности цветов. Техника письма отличается мягкостью и плавностью линий, что придает картине легкость. Стиль Нестерова сочетает в себе элементы реализма и символизма, что делает его работы уникальными.

Детали и акценты

В картине «Лисичка» много деталей, которые подчеркивают её символизм. Природа, символизирующая покой и умиротворение, сакральное количество старцев на картине – их трое, которое в христианстве имеет особое значение, а также лисичка, словно проводник между миром природным и человеческим.

Влияние на развитие символизма

Картина «Лисичка» оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Нестеров стал одним из тех художников, которые смогли соединить традиции русского искусства с новыми европейскими течениями. Его работа вдохновила многих последователей, которые стремились передать внутренние переживания через символические образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Картина Нестерова повлияла не только на его современников, но и на последующие поколения художников. Многие из них, вдохновленные его работами, начали исследовать темы внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Нестеров стал примером для подражания, а его стиль и техника оказали влияние на развитие русского символизма и модернизма.

Завершение и судьба картины

Сегодня картина М. Нестерова «Лисичка» хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве и является одной из жемчужин русской живописи. Она продолжает привлекать внимание зрителей и исследователей, вызывая интерес и восхищение своим глубоким символизмом и красотой. 
Описание картины Михаила Нестерова «Лисичка»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Михаила Нестерова «Лисичка»

Михаил Нестеров. Лисичка. 1914. Холст, масло. 101×127
17 апреля 2025
// Статьи
«Лисичка» — одна из самых известных картин Михаила Васильевича Нестерова, написанная в 1914 году. На полотне изображены три сидящих старца на холме и крадущаяся к ним маленькая лиса.

Исторический контекст

Начало XX века в России был временем глубоких изменений. Общество переживало переход от традиционных устоев к новым формам жизни. В это время активно развивались идеи символизма, который стремился передать внутренние переживания и чувства через образы и символы. Нестеров, как один из ярких представителей этого направления, использует в своей картине «Лисичка» элементы, характерные для символистского искусства, что делает её значимой в контексте художественного развития того времени.

История создания

В 1901 году Михаил Васильевич Нестеров отправился в паломничество к монастырю на Соловецких островах. Путешествие произвело на художника глубокое впечатление. Он был очарован атмосферой миролюбия и гармонии между человеком и природой, которую сложно было ощутить в привычной нам России. Нестеров всегда питал нежные чувства к русской природе, и нетронутый Соловецкий край стал источником вдохновения для создания картины «Лисичка».

Полотно было завершено в 1914 году, примечательно, что у картины было несколько имен. Изначальное название звучало как «На земле мир, в человецех благоволение» и вскоре было заменено на «Три старца». Но в народе произведение чаще именуется «Лисичка», ведь без этого животного не было бы того колорита и умиротворенного настроения.

Композиция и сюжет

Полотно делится на две части: на одной изображена лужайка с праведниками, на другой — густой лес. Художник подчеркнул гармонию этого пространства, размыв границы между дикой природой и человеческим миром. Лисицу, свободно приближающуюся к монахам, можно рассматривать как символ этого единства.

Символизм и настроение

Символизм в картине проявляется через использование цветовых решений и образов. Нестеров искусно отразил разнообразие оттенков строгих соловецких пейзажей и живописного северного заката. Пейзаж словно освещён, хотя источника света не видно; лишь ясное небо отражается на поверхности воды. Художник воспроизводит природу в характерном для себя стиле, известном как "нестеровский пейзаж". Стволы елей, берёз и рябин изображены с большим мастерством, и их детали хочется рассмотреть внимательно.

Техника и стиль

Нестеров использует масляную живопись, что позволяет ему добиться яркости и насыщенности цветов. Техника письма отличается мягкостью и плавностью линий, что придает картине легкость. Стиль Нестерова сочетает в себе элементы реализма и символизма, что делает его работы уникальными.

Детали и акценты

В картине «Лисичка» много деталей, которые подчеркивают её символизм. Природа, символизирующая покой и умиротворение, сакральное количество старцев на картине – их трое, которое в христианстве имеет особое значение, а также лисичка, словно проводник между миром природным и человеческим.

Влияние на развитие символизма

Картина «Лисичка» оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Нестеров стал одним из тех художников, которые смогли соединить традиции русского искусства с новыми европейскими течениями. Его работа вдохновила многих последователей, которые стремились передать внутренние переживания через символические образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Картина Нестерова повлияла не только на его современников, но и на последующие поколения художников. Многие из них, вдохновленные его работами, начали исследовать темы внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Нестеров стал примером для подражания, а его стиль и техника оказали влияние на развитие русского символизма и модернизма.

Завершение и судьба картины

Сегодня картина М. Нестерова «Лисичка» хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве и является одной из жемчужин русской живописи. Она продолжает привлекать внимание зрителей и исследователей, вызывая интерес и восхищение своим глубоким символизмом и красотой. 
comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0