Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Борис и Глеб" Николая Рериха

Картина "Борис и Глеб" Николая Рериха

Картина "Борис и Глеб" Николая Рериха | Александровский сад

Картина Николая Рериха "Борис и Глеб" является одним из самых известных произведений художника, написанным в 1942 году. На полотне изображены два князя, Борис и Глеб, плывущих по воде. Братья являются святыми мучениками и символами христианской веры в России. Рерих мастерски передает атмосферу трагедии и святости, используя яркие и насыщенные цвета, которые создают глубокий эмоциональный отклик у зрителя.

Исторический контекст

История Бориса и Глеба уходит корнями в начало XI века, когда они стали жертвами политических интриг и борьбы за власть в Древней Руси. Их убийство стало символом христианского смирения и жертвенности. Рерих, обращаясь к теме святых мучеников, стремился подчеркнуть важность духовных ценностей в тяжелое время.

История создания

Создание картины "Борис и Глеб" было вдохновлено глубоким интересом Рериха к русской истории и культуре. Художник много путешествовал по России, изучая древние храмы, иконы и фрески, что оказало значительное влияние на его творчество.

В картине «Борис и Глеб» (1942) Н.К. Рерих обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба, которые приходились младшими сыновьями киевскому князю Владимиру Святославичу. Они были жестоко убиты своим старшим братом Святополком в 1015 году в междоусобной войне. После смерти святые встали вместе с другими мучениками-страстотерпцами на защиту Земли Русской от набегов врагов.

Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия перед битвой Александра Невского со шведами в 1240 году.

Композиция и сюжет

Опираясь на фольклорную традицию, мастер представил на своем полотне полные внутренней силы и духа образы Бориса и Глеба.

Борис и Глеб, плывущие на лодке по воде, изображены на переднем плане, их руки сложены в молитвенном призыве. Они выступают как защитники Русской земли и небесные покровители русских князей. Сюжет картины передает идею о жертвенности и любви к Родине, что делает его актуальным в любой исторический период.

Символизм и настроение

Символизм в картине Н.К. Рериха "Борис и Глеб" играет ключевую роль. Каждый элемент картины несет в себе глубокий смысл. Фигуры святых окружены золотым нимбом, яркий свет которого освещает пейзаж. Борис и Глеб плывут к русским берегам, предрекая победу над врагом. Настроение картины пронизано чувством трагедии, но в то же время надежды на победу, возрождение и духовное очищение.

Техника и стиль

Рерих использует в картине "Борис и Глеб" свою характерную технику, основанную на сочетании реалистичного изображения и символических элементов. Он применяет яркие, насыщенные цвета и тонкие линии, что создает эффект глубины и объемности. Стиль картины можно отнести к символизму, который был популярен в начале XX века и оказал влияние на многих художников того времени.

Детали и акценты

В картине много деталей, которые привлекают внимание зрителя. Например, особое внимание уделено фигурам святых князей и их позам. Также важны фоновые элементы, такие как святое свечение и окружающая природа, которые создают атмосферу и дополняют общий замысел. Каждый штрих и каждая деталь имеют особое значение, что делает образ ярким и глубоким.

Влияние на развитие символизма

Картина Рериха "Борис и Глеб" оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Работа Рериха вдохновила многих художников, стремившихся передать духовные и философские идеи через искусство. Его подход к сочетанию реалистичного изображения с символическими элементами стал примером для последующих поколений.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Современники Рериха высоко ценили его творчество и влияние на русскую культуру. Его работы, включая "Борис и Глеб", стали источником вдохновения для многих художников, которые искали новые формы самовыражения. Рерих стал символом поиска гармонии между искусством и духовностью, что продолжает вдохновлять художников и по сей день.

Завершение и судьба картины

На сегодняшний день картина хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге и продолжает вдохновлять новые поколения зрителей. Рерих оставил неизгладимый след в истории искусства, и "Борис и Глеб" остается одним из ярчайших примеров его гениальности.

Описание картины Николая Рериха «Борис и Глеб»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Борис и Глеб»

Н.К. Рерих. БОРИС И ГЛЕБ. 1942 Холст, темпера. 61,0 x 123,0
17 апреля 2025
// Статьи
Художник Николай Константинович Рерих

Картина Николая Рериха "Борис и Глеб" является одним из самых известных произведений художника, написанным в 1942 году. На полотне изображены два князя, Борис и Глеб, плывущих по воде. Братья являются святыми мучениками и символами христианской веры в России. Рерих мастерски передает атмосферу трагедии и святости, используя яркие и насыщенные цвета, которые создают глубокий эмоциональный отклик у зрителя.

Исторический контекст

История Бориса и Глеба уходит корнями в начало XI века, когда они стали жертвами политических интриг и борьбы за власть в Древней Руси. Их убийство стало символом христианского смирения и жертвенности. Рерих, обращаясь к теме святых мучеников, стремился подчеркнуть важность духовных ценностей в тяжелое время.

История создания

Создание картины "Борис и Глеб" было вдохновлено глубоким интересом Рериха к русской истории и культуре. Художник много путешествовал по России, изучая древние храмы, иконы и фрески, что оказало значительное влияние на его творчество.

В картине «Борис и Глеб» (1942) Н.К. Рерих обращается к образам первых русских святых Бориса и Глеба, которые приходились младшими сыновьями киевскому князю Владимиру Святославичу. Они были жестоко убиты своим старшим братом Святополком в 1015 году в междоусобной войне. После смерти святые встали вместе с другими мучениками-страстотерпцами на защиту Земли Русской от набегов врагов.

Сюжет картины основан на предании о видении Пелгусия перед битвой Александра Невского со шведами в 1240 году.

Композиция и сюжет

Опираясь на фольклорную традицию, мастер представил на своем полотне полные внутренней силы и духа образы Бориса и Глеба.

Борис и Глеб, плывущие на лодке по воде, изображены на переднем плане, их руки сложены в молитвенном призыве. Они выступают как защитники Русской земли и небесные покровители русских князей. Сюжет картины передает идею о жертвенности и любви к Родине, что делает его актуальным в любой исторический период.

Символизм и настроение

Символизм в картине Н.К. Рериха "Борис и Глеб" играет ключевую роль. Каждый элемент картины несет в себе глубокий смысл. Фигуры святых окружены золотым нимбом, яркий свет которого освещает пейзаж. Борис и Глеб плывут к русским берегам, предрекая победу над врагом. Настроение картины пронизано чувством трагедии, но в то же время надежды на победу, возрождение и духовное очищение.

Техника и стиль

Рерих использует в картине "Борис и Глеб" свою характерную технику, основанную на сочетании реалистичного изображения и символических элементов. Он применяет яркие, насыщенные цвета и тонкие линии, что создает эффект глубины и объемности. Стиль картины можно отнести к символизму, который был популярен в начале XX века и оказал влияние на многих художников того времени.

Детали и акценты

В картине много деталей, которые привлекают внимание зрителя. Например, особое внимание уделено фигурам святых князей и их позам. Также важны фоновые элементы, такие как святое свечение и окружающая природа, которые создают атмосферу и дополняют общий замысел. Каждый штрих и каждая деталь имеют особое значение, что делает образ ярким и глубоким.

Влияние на развитие символизма

Картина Рериха "Борис и Глеб" оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Работа Рериха вдохновила многих художников, стремившихся передать духовные и философские идеи через искусство. Его подход к сочетанию реалистичного изображения с символическими элементами стал примером для последующих поколений.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Современники Рериха высоко ценили его творчество и влияние на русскую культуру. Его работы, включая "Борис и Глеб", стали источником вдохновения для многих художников, которые искали новые формы самовыражения. Рерих стал символом поиска гармонии между искусством и духовностью, что продолжает вдохновлять художников и по сей день.

Завершение и судьба картины

На сегодняшний день картина хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге и продолжает вдохновлять новые поколения зрителей. Рерих оставил неизгладимый след в истории искусства, и "Борис и Глеб" остается одним из ярчайших примеров его гениальности.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0