Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Небесный бой" Николая Рериха

Картина "Небесный бой" Николая Рериха

Картина "Небесный бой" Николая Рериха | Александровский сад

На картине Н.К. Рериха «Небесный бой» противопоставлены неподвижный покой земли и бурная стихия небес. Цветные облака причудливо образуют фигуры в бескрайнем небе, сталкиваются и накладываются друг на друга, словно одушевленные существа, движимые скрытой силой.

Исторический контекст

Романтическое восприятие природы и истории художником, а также его вера в высшие силы, управляющие земными событиями, заметно отразились в его работах начала XX века. Картина «Небесный бой» (1912) является не только символом эмоционального восприятия природы, но и выражением особого вдохновения, которое Рерих черпал из «прекрасных узорных облаков».

Тем не менее, удовольствие от облачных узоров не было единственным источником вдохновения для художника. Его уверенность во взаимосвязи небесного и земного, проявившаяся в философском отношении, отразилась в живописи различных периодов. Корни этого мировоззрения уходят в увлечения Рериха учениями русских и восточных космистов.

История создания

Накануне Первой мировой войны в работах Рериха начинают появляться новые символические мотивы. Чувства тревоги, выраженные в этих произведениях, были восприняты как предвестия. Писатель Максим Горький охарактеризовал художника как «великого интуитивиста».

Символическое содержание и декоративная выразительность картины «Небесный бой» (1912) Николая Рериха становятся еще более заметными. Спокойствие, царящее на земле, трансформируют естественное природное явление в глубокое философское размышление о вечной борьбе между силами «постоянного» и «изменчивого» мира.

Композиция и сюжет

Композиция картины отличается динамичностью и драматизмом. На небесах разворачивается настоящая битва. Облака с силой катятся, извиваются и борются, пытаясь вытеснить друг друга с небосвода. В этом хаосе бушует сильный ветер, который не в силах справиться с могучими тучами. Они полностью затмили небо, лишь у горизонта просматривается узкая полоска света, но и она не свободна от облаков, которые подступают с разных сторон.

На земле в это время царит полная тишина. Безлюдная деревня безмятежно дремлет над тихими водами светло-голубого озера. Вдали виднеются зелёные холмы и синие горы, такие же тихие и умиротворенные.

Символизм и настроение

На всех картинах Рериха небо и облака имеют особое значение, насыщенное глубоким символизмом. Учитывая близость Первой Мировой Войны и общую тревожную атмосферу, царившую в Европе в тот период, в его картинах можно увидеть намеки на другую надвигающуюся катастрофу. В таком контексте бурное небо с клубящимися облаками может восприниматься как символ грядущей войны, готовой поглотить ни в чем не повинную мирную деревушку у озера. Контрасты между светом и тьмой, теплом и холодом, ярким солнечным светом и мрачными тенями усиливают выразительность этой загадочной фантасмагории.

Техника и стиль

Пейзаж, созданный Рерихом, обладает уникальным характером. Художник не стремится запечатлеть конкретный, ему знакомый уголок природы; его работы имеют планетарный масштаб. Земля, в своей первозданной сути, является частичкой безграничного и загадочного космоса. Рерих воспринимает мир как единую целостную сущность, где все земное и небесное связано духовной энергией. В его произведениях всегда ощущается это космическое начало.

Детали и акценты

Картина выполнена в ярких, но умеренных тонах. Здесь присутствует множество оттенков голубого, синего, фиолетового, зеленого и желтого, которые гармонично взаимодействуют друг с другом. Полотно выглядит цельным благодаря игре полутонов и смешиванию красок. Несмотря на статичность изображения, небо, затянутое облаками, выглядит весьма динамично. Кажется, что, подойдя ближе, можно ощутить ветер, дующий с картины, и уловить запах влаги.

На картине "Небесный бой" лишь малую часть занимает долина с домами и водоемами. Остальная часть пространства заполнена клубящимися облаками: одни пронизаны золотыми лучами солнца, другие переходят в темные оттенки грозовых туч. Это символизирует борьбу света и тьмы. Небо и земля как будто разделились, отстранившись друг от друга.

Влияние на развитие символизма

Картина "Небесный бой" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Отечественные представители символизма, связанного с философией русского космизма, затрагивали в своих произведениях таинственные и загадочные проявления природы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Многие из творцов искусства вдохновлялись работами Н.К. Рериха и начали исследовать темы космоса, вечности и победы света над тьмой. Рерих стал символом поиска и стремления к познанию, что продолжает вдохновлять художников и по сей день.

Завершение и судьба картины

На данный момент картина «Небесный бой» находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картину Рериха выставляются в музеях и галереях по всему миру, привлекая внимание зрителей и исследователей. Его работы остаются актуальными и вдохновляющими, подтверждая, что искусство может быть сильным инструментом для передачи глубоких идей и чувств.

Описание картины Николая Рериха «Небесный бой»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Небесный бой»

Описание картины Николая Рериха «Небесный бой»
17 апреля 2025
// Статьи
Картины Рериха

На картине Н.К. Рериха «Небесный бой» противопоставлены неподвижный покой земли и бурная стихия небес. Цветные облака причудливо образуют фигуры в бескрайнем небе, сталкиваются и накладываются друг на друга, словно одушевленные существа, движимые скрытой силой.

Исторический контекст

Романтическое восприятие природы и истории художником, а также его вера в высшие силы, управляющие земными событиями, заметно отразились в его работах начала XX века. Картина «Небесный бой» (1912) является не только символом эмоционального восприятия природы, но и выражением особого вдохновения, которое Рерих черпал из «прекрасных узорных облаков».

Тем не менее, удовольствие от облачных узоров не было единственным источником вдохновения для художника. Его уверенность во взаимосвязи небесного и земного, проявившаяся в философском отношении, отразилась в живописи различных периодов. Корни этого мировоззрения уходят в увлечения Рериха учениями русских и восточных космистов.

История создания

Накануне Первой мировой войны в работах Рериха начинают появляться новые символические мотивы. Чувства тревоги, выраженные в этих произведениях, были восприняты как предвестия. Писатель Максим Горький охарактеризовал художника как «великого интуитивиста».

Символическое содержание и декоративная выразительность картины «Небесный бой» (1912) Николая Рериха становятся еще более заметными. Спокойствие, царящее на земле, трансформируют естественное природное явление в глубокое философское размышление о вечной борьбе между силами «постоянного» и «изменчивого» мира.

Композиция и сюжет

Композиция картины отличается динамичностью и драматизмом. На небесах разворачивается настоящая битва. Облака с силой катятся, извиваются и борются, пытаясь вытеснить друг друга с небосвода. В этом хаосе бушует сильный ветер, который не в силах справиться с могучими тучами. Они полностью затмили небо, лишь у горизонта просматривается узкая полоска света, но и она не свободна от облаков, которые подступают с разных сторон.

На земле в это время царит полная тишина. Безлюдная деревня безмятежно дремлет над тихими водами светло-голубого озера. Вдали виднеются зелёные холмы и синие горы, такие же тихие и умиротворенные.

Символизм и настроение

На всех картинах Рериха небо и облака имеют особое значение, насыщенное глубоким символизмом. Учитывая близость Первой Мировой Войны и общую тревожную атмосферу, царившую в Европе в тот период, в его картинах можно увидеть намеки на другую надвигающуюся катастрофу. В таком контексте бурное небо с клубящимися облаками может восприниматься как символ грядущей войны, готовой поглотить ни в чем не повинную мирную деревушку у озера. Контрасты между светом и тьмой, теплом и холодом, ярким солнечным светом и мрачными тенями усиливают выразительность этой загадочной фантасмагории.

Техника и стиль

Пейзаж, созданный Рерихом, обладает уникальным характером. Художник не стремится запечатлеть конкретный, ему знакомый уголок природы; его работы имеют планетарный масштаб. Земля, в своей первозданной сути, является частичкой безграничного и загадочного космоса. Рерих воспринимает мир как единую целостную сущность, где все земное и небесное связано духовной энергией. В его произведениях всегда ощущается это космическое начало.

Детали и акценты

Картина выполнена в ярких, но умеренных тонах. Здесь присутствует множество оттенков голубого, синего, фиолетового, зеленого и желтого, которые гармонично взаимодействуют друг с другом. Полотно выглядит цельным благодаря игре полутонов и смешиванию красок. Несмотря на статичность изображения, небо, затянутое облаками, выглядит весьма динамично. Кажется, что, подойдя ближе, можно ощутить ветер, дующий с картины, и уловить запах влаги.

На картине "Небесный бой" лишь малую часть занимает долина с домами и водоемами. Остальная часть пространства заполнена клубящимися облаками: одни пронизаны золотыми лучами солнца, другие переходят в темные оттенки грозовых туч. Это символизирует борьбу света и тьмы. Небо и земля как будто разделились, отстранившись друг от друга.

Влияние на развитие символизма

Картина "Небесный бой" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Отечественные представители символизма, связанного с философией русского космизма, затрагивали в своих произведениях таинственные и загадочные проявления природы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Многие из творцов искусства вдохновлялись работами Н.К. Рериха и начали исследовать темы космоса, вечности и победы света над тьмой. Рерих стал символом поиска и стремления к познанию, что продолжает вдохновлять художников и по сей день.

Завершение и судьба картины

На данный момент картина «Небесный бой» находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картину Рериха выставляются в музеях и галереях по всему миру, привлекая внимание зрителей и исследователей. Его работы остаются актуальными и вдохновляющими, подтверждая, что искусство может быть сильным инструментом для передачи глубоких идей и чувств.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0