Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Арест пропагандиста" Ильи Репина

Картина "Арест пропагандиста" Ильи Репина

Картина "Арест пропагандиста" Ильи Репина | Александровский сад

Исторический контекст

Создание картины «Арест пропагандиста» произошло на фоне бурных событий конца XIX века в России. Это время отмечено ростом революционных настроений, активизацией различных политических движений и стремлением к социальной справедливости. Илья Репин, как и многие его современники, был глубоко затронут этими событиями, что нашло отражение в его творчестве. Картина стала символом борьбы за права человека и свободу слова в условиях репрессивного режима.

История создания

Картина «Арест пропагандиста» входит в народническую серию картин, созданных Репиным на протяжении 1870–1890-х годов. Серия посвящена судьбе разночинца, избравшего нелегкий путь служения народу, и связана с размышлениями художника о природе русской интеллигенции и зарождающемся либерализме («Арест пропагандиста», 1878; «Перед исповедью», 1879–1885; «Сходка (При свете лампы)», 1883; «Не ждали», 1884–1888; «Не ждали», 1883–1898). С начала обучения в Академии художеств для Репина оказалось важно, чтобы живопись всегда шла об руку с интеллигенцией и отвечала ее интересам. 

Композиция и сюжет

Сюжет картины сосредоточен на динамике взаимодействия между арестованным и его окружением. Репин использует композицию, чтобы акцентировать внимание на главном герое, выделяя его на фоне толпы. Художник представил своего героя сильным и ожесточенным человеком: он еще сопротивляется, но уже привязан к столбу.  Сложные линии и ракурсы создают ощущение движения и напряженности. Каждая фигура на картине имеет свое значение, и их выражения лиц передают широкий спектр эмоций.

Символизм и настроение

«Арест пропагандиста» наполнен глубоким символизмом. Арестованный персонаж олицетворяет собой идею борьбы за свободу и правду, а толпа — различные слои общества, которые реагируют на эту борьбу по-разному. Изобразив своего героя в центре полотна в ярко-красной рубахе, художник тем самым обогатил произведение символикой революционного цвета, одновременно показав, как равнодушно взирают на происходящее свидетели, раскрыл столкновение мировоззрений крестьянства и разночинной интеллигенции. Настроение картины можно охарактеризовать как драматичное и напряженное, что подчеркивает важность момента и его историческую значимость.

Техника и стиль

Репин использует реалистичный стиль, характерный для его творчества, что позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу картины. Техника живописи включает в себя богатую палитру и тщательную проработку деталей, что делает каждую фигуру уникальной. Светотень играет важную роль в создании объема и глубины, а также в передаче эмоционального состояния персонажей.

Детали и акценты

В «Аресте пропагандиста» много мелких деталей, которые усиливают общее впечатление от картины. Например, внимание к одежде персонажей, выражения лиц и жесты рук создают контраст между арестованным и его окружением. Эти детали помогают создать атмосферу реальности и подчеркивают значимость момента.

Влияние на развитие символизма

Работа Репина оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Его способность передавать сложные эмоции и социальные проблемы через образы и сюжеты вдохновила многих художников следующего поколения. Картина «Арест пропагандиста» стала примером того, как искусство может быть использовано для выражения общественного недовольства и стремления к переменам.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Картина «Арест пропагандиста» произвела сильное впечатление на современников Репина и последующие поколения художников. Она стала символом борьбы за права человека и свободу слова, вдохновляя многих на создание произведений, посвященных социальной справедливости. Многие художники, такие как Василий Суриков и Константин Коровин, черпали вдохновение из работ Репина, стремясь передать свои собственные идеи и чувства.

Завершение и судьба картины

Существует два варианта картины, законченные в 1878 и 1892 годах. Обе картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина «Арест пропагандиста» была выставлена на различных выставках и привлекала внимание как критиков, так и зрителей, служа напоминанием о важности свободы выражения и социальной справедливости.
Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»

Илья Репин. Арест пропагандиста. 1878. Холст, масло. 38x57
17 апреля 2025
// Статьи
«Арест пропагандиста» — одна из значимых работ художника Ильи Ефимовича Репина. На картине изображена сцена ареста революционера, который, кажется, только что закончил свою речь перед небольшой группой слушателей. Художник мастерски передает напряжение момента: лица людей полны эмоций, кто-то в ужасе, кто-то с любопытством наблюдает за происходящим. В центре внимания — главный герой, которого схватили за руки, его взгляд полон решимости и мужества, несмотря на опасность.

Исторический контекст

Создание картины «Арест пропагандиста» произошло на фоне бурных событий конца XIX века в России. Это время отмечено ростом революционных настроений, активизацией различных политических движений и стремлением к социальной справедливости. Илья Репин, как и многие его современники, был глубоко затронут этими событиями, что нашло отражение в его творчестве. Картина стала символом борьбы за права человека и свободу слова в условиях репрессивного режима.

История создания

Картина «Арест пропагандиста» входит в народническую серию картин, созданных Репиным на протяжении 1870–1890-х годов. Серия посвящена судьбе разночинца, избравшего нелегкий путь служения народу, и связана с размышлениями художника о природе русской интеллигенции и зарождающемся либерализме («Арест пропагандиста», 1878; «Перед исповедью», 1879–1885; «Сходка (При свете лампы)», 1883; «Не ждали», 1884–1888; «Не ждали», 1883–1898). С начала обучения в Академии художеств для Репина оказалось важно, чтобы живопись всегда шла об руку с интеллигенцией и отвечала ее интересам. 

Композиция и сюжет

Сюжет картины сосредоточен на динамике взаимодействия между арестованным и его окружением. Репин использует композицию, чтобы акцентировать внимание на главном герое, выделяя его на фоне толпы. Художник представил своего героя сильным и ожесточенным человеком: он еще сопротивляется, но уже привязан к столбу.  Сложные линии и ракурсы создают ощущение движения и напряженности. Каждая фигура на картине имеет свое значение, и их выражения лиц передают широкий спектр эмоций.

Символизм и настроение

«Арест пропагандиста» наполнен глубоким символизмом. Арестованный персонаж олицетворяет собой идею борьбы за свободу и правду, а толпа — различные слои общества, которые реагируют на эту борьбу по-разному. Изобразив своего героя в центре полотна в ярко-красной рубахе, художник тем самым обогатил произведение символикой революционного цвета, одновременно показав, как равнодушно взирают на происходящее свидетели, раскрыл столкновение мировоззрений крестьянства и разночинной интеллигенции. Настроение картины можно охарактеризовать как драматичное и напряженное, что подчеркивает важность момента и его историческую значимость.

Техника и стиль

Репин использует реалистичный стиль, характерный для его творчества, что позволяет зрителю глубже погрузиться в атмосферу картины. Техника живописи включает в себя богатую палитру и тщательную проработку деталей, что делает каждую фигуру уникальной. Светотень играет важную роль в создании объема и глубины, а также в передаче эмоционального состояния персонажей.

Детали и акценты

В «Аресте пропагандиста» много мелких деталей, которые усиливают общее впечатление от картины. Например, внимание к одежде персонажей, выражения лиц и жесты рук создают контраст между арестованным и его окружением. Эти детали помогают создать атмосферу реальности и подчеркивают значимость момента.

Влияние на развитие символизма

Работа Репина оказала значительное влияние на развитие символизма в русской живописи. Его способность передавать сложные эмоции и социальные проблемы через образы и сюжеты вдохновила многих художников следующего поколения. Картина «Арест пропагандиста» стала примером того, как искусство может быть использовано для выражения общественного недовольства и стремления к переменам.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Картина «Арест пропагандиста» произвела сильное впечатление на современников Репина и последующие поколения художников. Она стала символом борьбы за права человека и свободу слова, вдохновляя многих на создание произведений, посвященных социальной справедливости. Многие художники, такие как Василий Суриков и Константин Коровин, черпали вдохновение из работ Репина, стремясь передать свои собственные идеи и чувства.

Завершение и судьба картины

Существует два варианта картины, законченные в 1878 и 1892 годах. Обе картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Картина «Арест пропагандиста» была выставлена на различных выставках и привлекала внимание как критиков, так и зрителей, служа напоминанием о важности свободы выражения и социальной справедливости.
services
Услуги
Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Юрий Ильич Репин: странник по призванию

Второй выпуск лекционного диптиха «“Избирательное” родство…» посвящен монографическому обзору жизненного пути сына Ильи Ефимовича Репина – Юрия Репина (1877–1954) – мастера универсально одаренного, создавшего индивидуальные по интонации образы в разных жанрах изобразительного искусства.

Перейти к программе
comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0