Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха

Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха

Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха | Александровский сад

Картина Н.К. Рериха «Христос в пустыне» посвящена образу Иисуса Христа, который неоднократно становился темой в его творчестве, где он глубоко анализировал и осмысливал евангельские сюжеты.

Исторический контекст

Создание картины «Христос в пустыне» приходится на начало XX века, когда мир переживает глубокие социальные и культурные изменения. В это время в России нарастает интерес к духовным вопросам, и многие художники ищут новые формы выражения своих идей.

В период Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) одной из научных задач, стоявших перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке.

Появлению Облика Христа в творениях Рериха предшествует интенсивные духовные переживания и личностный рост.

История создания

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник еще не единожды будет возвращаться в своем творчестве к образу Христа из древних сказаний Азии. К таким картинам относятся: «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Путь» (1936).

Композиция и сюжет

В окружении мрачного пейзажа появляется фигура Христа, озаренная ярким светом. Практически невесомая его фигура излучает нежный бело-золотистый свет, резко контрастирующий с синевато-зелеными оттенками окружающей среды. В своих ледяных недрах каменные души оживают, наблюдая за Христом с немым ожиданием. Впереди, на каменном выступе, лежит оскаленный череп с пустыми глазницами, предчувствующий свое неизбежное поражение. Светящаяся фигура медленно, но неуклонно движется в его сторону, и в этом судьбоносном движении содержится надежда на победу света над смертью и злом.

Символизм и настроение

В символическом выражении Н.К. Рерих передал идею о высокой духовной энергии Христа, которая преобразует и освещает все земное, вбирая в себя глубокие аспекты космической эволюции человечества.

Скальная пустыня символизирует испытания и соблазны, тогда как чудовище, изображённое в правом нижнем углу картины, является результатом человеческого неведения, страха и ненависти. Оно пытается запугать Христа, однако, преодолевая все сомнения и страхи, он остаётся стойким. На холсте фигура Христа представляется зрителю как яркая звезда из отдалённых миров, дарующая свет спасения и надежды всему человечеству.

Техника и стиль

В своих произведениях Н.К. Рерих, как он сам отмечал, не стремился строго следовать историческим традициям, а хотел показать Христа в человеческом образе, что заметно в его живописи.

Детали и акценты

Рерих стремился представить Христа как Владыку Духа, духовный центр, объединяющий сердца и умы людей, собирающий все силы и призывающий к жизни. Композиция картины подчеркивает это, размещая фигуру Христа в величественной вертикали, а его Лик — в центре произведения, на пересечении двух диагоналей. Его фигура окружена ниспадающими световыми потоками, состоящими из сочетаний золотистых, лиловых и голубых оттенков, которые передают его умственную и духовную силу.

Влияние на развитие символизма

Работы Рериха вдохновили многих художников на поиски новых форм выражения, которые имели бы в себе духовные аспекты жизни. Его подход к изображению религиозных тем стал образцом для подражания и оказал влияние на дальнейшее развитие символизма в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Н.К. Рерих оказал значительное влияние на своих современников, которые искали новые способы передачи духовных идей через искусство. Его работы вдохновили и последующие поколения художников, стремящихся к созданию произведений, которые отражают внутренний мир человека и его связь с высшими силами.

Завершение и судьба картины

Картина Николая Рериха «Христос в пустыне» была завершена в 1933 году. Оригинал полотна находится в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха в Москве.

Описание картины Николая Рериха «Христос в пустыне»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Христос в пустыне»

Христос в пустыне.1933
17 апреля 2025
// Статьи
Картины художника Рериха

Картина Н.К. Рериха «Христос в пустыне» посвящена образу Иисуса Христа, который неоднократно становился темой в его творчестве, где он глубоко анализировал и осмысливал евангельские сюжеты.

Исторический контекст

Создание картины «Христос в пустыне» приходится на начало XX века, когда мир переживает глубокие социальные и культурные изменения. В это время в России нарастает интерес к духовным вопросам, и многие художники ищут новые формы выражения своих идей.

В период Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) одной из научных задач, стоявших перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке.

Появлению Облика Христа в творениях Рериха предшествует интенсивные духовные переживания и личностный рост.

История создания

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник еще не единожды будет возвращаться в своем творчестве к образу Христа из древних сказаний Азии. К таким картинам относятся: «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Путь» (1936).

Композиция и сюжет

В окружении мрачного пейзажа появляется фигура Христа, озаренная ярким светом. Практически невесомая его фигура излучает нежный бело-золотистый свет, резко контрастирующий с синевато-зелеными оттенками окружающей среды. В своих ледяных недрах каменные души оживают, наблюдая за Христом с немым ожиданием. Впереди, на каменном выступе, лежит оскаленный череп с пустыми глазницами, предчувствующий свое неизбежное поражение. Светящаяся фигура медленно, но неуклонно движется в его сторону, и в этом судьбоносном движении содержится надежда на победу света над смертью и злом.

Символизм и настроение

В символическом выражении Н.К. Рерих передал идею о высокой духовной энергии Христа, которая преобразует и освещает все земное, вбирая в себя глубокие аспекты космической эволюции человечества.

Скальная пустыня символизирует испытания и соблазны, тогда как чудовище, изображённое в правом нижнем углу картины, является результатом человеческого неведения, страха и ненависти. Оно пытается запугать Христа, однако, преодолевая все сомнения и страхи, он остаётся стойким. На холсте фигура Христа представляется зрителю как яркая звезда из отдалённых миров, дарующая свет спасения и надежды всему человечеству.

Техника и стиль

В своих произведениях Н.К. Рерих, как он сам отмечал, не стремился строго следовать историческим традициям, а хотел показать Христа в человеческом образе, что заметно в его живописи.

Детали и акценты

Рерих стремился представить Христа как Владыку Духа, духовный центр, объединяющий сердца и умы людей, собирающий все силы и призывающий к жизни. Композиция картины подчеркивает это, размещая фигуру Христа в величественной вертикали, а его Лик — в центре произведения, на пересечении двух диагоналей. Его фигура окружена ниспадающими световыми потоками, состоящими из сочетаний золотистых, лиловых и голубых оттенков, которые передают его умственную и духовную силу.

Влияние на развитие символизма

Работы Рериха вдохновили многих художников на поиски новых форм выражения, которые имели бы в себе духовные аспекты жизни. Его подход к изображению религиозных тем стал образцом для подражания и оказал влияние на дальнейшее развитие символизма в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Н.К. Рерих оказал значительное влияние на своих современников, которые искали новые способы передачи духовных идей через искусство. Его работы вдохновили и последующие поколения художников, стремящихся к созданию произведений, которые отражают внутренний мир человека и его связь с высшими силами.

Завершение и судьба картины

Картина Николая Рериха «Христос в пустыне» была завершена в 1933 году. Оригинал полотна находится в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха в Москве.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0