Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха

Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха

Картина "Христос в пустыне" Николая Рериха | Александровский сад

Картина Н.К. Рериха «Христос в пустыне» посвящена образу Иисуса Христа, который неоднократно становился темой в его творчестве, где он глубоко анализировал и осмысливал евангельские сюжеты.

Исторический контекст

Создание картины «Христос в пустыне» приходится на начало XX века, когда мир переживает глубокие социальные и культурные изменения. В это время в России нарастает интерес к духовным вопросам, и многие художники ищут новые формы выражения своих идей.

В период Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) одной из научных задач, стоявших перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке.

Появлению Облика Христа в творениях Рериха предшествует интенсивные духовные переживания и личностный рост.

История создания

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник еще не единожды будет возвращаться в своем творчестве к образу Христа из древних сказаний Азии. К таким картинам относятся: «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Путь» (1936).

Композиция и сюжет

В окружении мрачного пейзажа появляется фигура Христа, озаренная ярким светом. Практически невесомая его фигура излучает нежный бело-золотистый свет, резко контрастирующий с синевато-зелеными оттенками окружающей среды. В своих ледяных недрах каменные души оживают, наблюдая за Христом с немым ожиданием. Впереди, на каменном выступе, лежит оскаленный череп с пустыми глазницами, предчувствующий свое неизбежное поражение. Светящаяся фигура медленно, но неуклонно движется в его сторону, и в этом судьбоносном движении содержится надежда на победу света над смертью и злом.

Символизм и настроение

В символическом выражении Н.К. Рерих передал идею о высокой духовной энергии Христа, которая преобразует и освещает все земное, вбирая в себя глубокие аспекты космической эволюции человечества.

Скальная пустыня символизирует испытания и соблазны, тогда как чудовище, изображённое в правом нижнем углу картины, является результатом человеческого неведения, страха и ненависти. Оно пытается запугать Христа, однако, преодолевая все сомнения и страхи, он остаётся стойким. На холсте фигура Христа представляется зрителю как яркая звезда из отдалённых миров, дарующая свет спасения и надежды всему человечеству.

Техника и стиль

В своих произведениях Н.К. Рерих, как он сам отмечал, не стремился строго следовать историческим традициям, а хотел показать Христа в человеческом образе, что заметно в его живописи.

Детали и акценты

Рерих стремился представить Христа как Владыку Духа, духовный центр, объединяющий сердца и умы людей, собирающий все силы и призывающий к жизни. Композиция картины подчеркивает это, размещая фигуру Христа в величественной вертикали, а его Лик — в центре произведения, на пересечении двух диагоналей. Его фигура окружена ниспадающими световыми потоками, состоящими из сочетаний золотистых, лиловых и голубых оттенков, которые передают его умственную и духовную силу.

Влияние на развитие символизма

Работы Рериха вдохновили многих художников на поиски новых форм выражения, которые имели бы в себе духовные аспекты жизни. Его подход к изображению религиозных тем стал образцом для подражания и оказал влияние на дальнейшее развитие символизма в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Н.К. Рерих оказал значительное влияние на своих современников, которые искали новые способы передачи духовных идей через искусство. Его работы вдохновили и последующие поколения художников, стремящихся к созданию произведений, которые отражают внутренний мир человека и его связь с высшими силами.

Завершение и судьба картины

Картина Николая Рериха «Христос в пустыне» была завершена в 1933 году. Оригинал полотна находится в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха в Москве.

Описание картины Николая Рериха «Христос в пустыне»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Христос в пустыне»

Христос в пустыне.1933
17 апреля 2025
// Статьи
Картины художника Рериха

Картина Н.К. Рериха «Христос в пустыне» посвящена образу Иисуса Христа, который неоднократно становился темой в его творчестве, где он глубоко анализировал и осмысливал евангельские сюжеты.

Исторический контекст

Создание картины «Христос в пустыне» приходится на начало XX века, когда мир переживает глубокие социальные и культурные изменения. В это время в России нарастает интерес к духовным вопросам, и многие художники ищут новые формы выражения своих идей.

В период Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) одной из научных задач, стоявших перед Рерихами, являлся сбор материала, свидетельствующего о пребывании Иисуса Христа на Востоке.

Появлению Облика Христа в творениях Рериха предшествует интенсивные духовные переживания и личностный рост.

История создания

После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник еще не единожды будет возвращаться в своем творчестве к образу Христа из древних сказаний Азии. К таким картинам относятся: «Тень Учителя» (1932), «Христос в пустыне» (1933), «Сошествие во ад» (1933), «Искушение Христа» (1933), «Путь» (1936).

Композиция и сюжет

В окружении мрачного пейзажа появляется фигура Христа, озаренная ярким светом. Практически невесомая его фигура излучает нежный бело-золотистый свет, резко контрастирующий с синевато-зелеными оттенками окружающей среды. В своих ледяных недрах каменные души оживают, наблюдая за Христом с немым ожиданием. Впереди, на каменном выступе, лежит оскаленный череп с пустыми глазницами, предчувствующий свое неизбежное поражение. Светящаяся фигура медленно, но неуклонно движется в его сторону, и в этом судьбоносном движении содержится надежда на победу света над смертью и злом.

Символизм и настроение

В символическом выражении Н.К. Рерих передал идею о высокой духовной энергии Христа, которая преобразует и освещает все земное, вбирая в себя глубокие аспекты космической эволюции человечества.

Скальная пустыня символизирует испытания и соблазны, тогда как чудовище, изображённое в правом нижнем углу картины, является результатом человеческого неведения, страха и ненависти. Оно пытается запугать Христа, однако, преодолевая все сомнения и страхи, он остаётся стойким. На холсте фигура Христа представляется зрителю как яркая звезда из отдалённых миров, дарующая свет спасения и надежды всему человечеству.

Техника и стиль

В своих произведениях Н.К. Рерих, как он сам отмечал, не стремился строго следовать историческим традициям, а хотел показать Христа в человеческом образе, что заметно в его живописи.

Детали и акценты

Рерих стремился представить Христа как Владыку Духа, духовный центр, объединяющий сердца и умы людей, собирающий все силы и призывающий к жизни. Композиция картины подчеркивает это, размещая фигуру Христа в величественной вертикали, а его Лик — в центре произведения, на пересечении двух диагоналей. Его фигура окружена ниспадающими световыми потоками, состоящими из сочетаний золотистых, лиловых и голубых оттенков, которые передают его умственную и духовную силу.

Влияние на развитие символизма

Работы Рериха вдохновили многих художников на поиски новых форм выражения, которые имели бы в себе духовные аспекты жизни. Его подход к изображению религиозных тем стал образцом для подражания и оказал влияние на дальнейшее развитие символизма в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Н.К. Рерих оказал значительное влияние на своих современников, которые искали новые способы передачи духовных идей через искусство. Его работы вдохновили и последующие поколения художников, стремящихся к созданию произведений, которые отражают внутренний мир человека и его связь с высшими силами.

Завершение и судьба картины

Картина Николая Рериха «Христос в пустыне» была завершена в 1933 году. Оригинал полотна находится в Международном Центре-Музее им. Н.К. Рериха в Москве.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0