Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Мадонна" Николая Рериха

Картина "Мадонна" Николая Рериха

Картина "Мадонна" Николая Рериха | Александровский сад

На картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» изображена Мадонна, которая сидит на балконе со знаменем в руках. «Знамя Мира», развернутой ей, символизирует концепцию триединства, осознание которой открывает путь к спасению для человека.

Исторический контекст

Работа над картиной была связана с подписанием Пакта мира, еще известного как Пакт Рериха. Эмблема "Знамени Мира" присутствует на многих его картинах, созданных в 30-х годах. На данной работе изображена Мадонна, держащая в руках развёрнутое полотно "Знамени Мира".

История создания

Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Картина была завершена автором в 1932 году. Название этого полотна состоит из двух частей. Первое слово «Мадонна» обычно ассоциируется с Богородицей в христианской традиции. Второе слово «Орифламма» отсылает нас в Средние века. Этот термин обозначает алую боевую хоругвь французских королей, которая здесь символизирует не призыв к битве, а необходимость защиты всей красоты мира.

Композиция и сюжет

Картина, созданная в преддверии Пакта мира, отражает размышления Николая Рериха о судьбах человечества, о силе, способной управлять всем на земле и защищать все живое, а также о поисках истины и гармонии. Художник видел спасение от земных бед — войн, преступлений и несправедливости — в достижении гармонии между земной жизнью и духовностью. «Мадонна Орифламма», написанная Рерихом, основана на традициях иконописи и итальянского изобразительного искусства. Композиция картины перекликается с известной картиной Леонардо да Винчи «Джоконда»: фигура женщины расположена на балконе, за её спиной раскинулись горные пейзажи, среди которых видны купола множества церквей.

Символизм и настроение

Символизм картины "Мадонна Орифламма" Рериха проявляется в использовании различных символов и знаков, таких как знамя, образ Мадонны и находящийся за её спиной пейзаж. Настроение произведения пронизано величием и умиротворением, что подчеркивает его духовную значимость. Спокойный образ Мадонны символизирует Божественное начало как в небесном, так и в земном мирах. Эта картина интересна не только своими художественными качествами, свойственными живописи Николая Рериха, но и глубокой символикой, которую она в себе несет.

Техника и стиль

Мадонна Орифламма написана Николаем Рерихом с опорой на традиции иконописи и итальянской живописи. Это мы можем заметить по христианским символам на троне Мадонны и нимбе над головой. На итальянскую живопись отсылает композиция картины, которая напоминает творчество Эпохи Возрождения.

Детали и акценты

На репродукции мы видим чёткие, ясные линии лица Мадонны. Тонкие брови, линия носа, немного миндалевидной формы глаза. Всё говорит о красоте, гармонии.

В руках Мадонны находится знамя мира, олицетворяющее высшую эволюцию, стремление к истине и, через неё, к божественному. Символ трех сфер, заключенных в круг, несет в себе множество значений. Как сам автор объясняет: «Некоторые утверждают, что это символизирует прошлое, настоящее и будущее, соединенные кольцом вечности. Для других более близким является толкование, что это религия, знание и искусство в рамках культуры».

Стоит отметить и фон произведения, который вызывает ассоциации с работами Леонардо да Винчи. На нем, как и в картинах этого гения Ренессанса, простираются завораживающие дали, напоминающие о неизведанных космических просторах. В отличие от Леонардо, Рерих добавляет в фон элементы архитектуры, но композиционные и цветовые решения всё же отсылают к произведениям итальянского мастера.

Влияние на развитие символизма

Картина "Мадонна Орифламма" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Она стала образцом для многих художников, стремившихся передать глубокие философские идеи через визуальные образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Мадонна Орифламма" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

После завершения работы над «Мадонной» картина была представлена на различных выставках и быстро завоевала популярность. На сегодняшний день оригинал картины представлен в Музее Н.К. Рериха в Нью Йорке.

Описание картины Николая Рериха «Мадонна»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Мадонна»

Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932 Холст, темпера. 173,5 x 99,4
17 апреля 2025
// Статьи
Художник Николай Рерих

На картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» изображена Мадонна, которая сидит на балконе со знаменем в руках. «Знамя Мира», развернутой ей, символизирует концепцию триединства, осознание которой открывает путь к спасению для человека.

Исторический контекст

Работа над картиной была связана с подписанием Пакта мира, еще известного как Пакт Рериха. Эмблема "Знамени Мира" присутствует на многих его картинах, созданных в 30-х годах. На данной работе изображена Мадонна, держащая в руках развёрнутое полотно "Знамени Мира".

История создания

Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Картина была завершена автором в 1932 году. Название этого полотна состоит из двух частей. Первое слово «Мадонна» обычно ассоциируется с Богородицей в христианской традиции. Второе слово «Орифламма» отсылает нас в Средние века. Этот термин обозначает алую боевую хоругвь французских королей, которая здесь символизирует не призыв к битве, а необходимость защиты всей красоты мира.

Композиция и сюжет

Картина, созданная в преддверии Пакта мира, отражает размышления Николая Рериха о судьбах человечества, о силе, способной управлять всем на земле и защищать все живое, а также о поисках истины и гармонии. Художник видел спасение от земных бед — войн, преступлений и несправедливости — в достижении гармонии между земной жизнью и духовностью. «Мадонна Орифламма», написанная Рерихом, основана на традициях иконописи и итальянского изобразительного искусства. Композиция картины перекликается с известной картиной Леонардо да Винчи «Джоконда»: фигура женщины расположена на балконе, за её спиной раскинулись горные пейзажи, среди которых видны купола множества церквей.

Символизм и настроение

Символизм картины "Мадонна Орифламма" Рериха проявляется в использовании различных символов и знаков, таких как знамя, образ Мадонны и находящийся за её спиной пейзаж. Настроение произведения пронизано величием и умиротворением, что подчеркивает его духовную значимость. Спокойный образ Мадонны символизирует Божественное начало как в небесном, так и в земном мирах. Эта картина интересна не только своими художественными качествами, свойственными живописи Николая Рериха, но и глубокой символикой, которую она в себе несет.

Техника и стиль

Мадонна Орифламма написана Николаем Рерихом с опорой на традиции иконописи и итальянской живописи. Это мы можем заметить по христианским символам на троне Мадонны и нимбе над головой. На итальянскую живопись отсылает композиция картины, которая напоминает творчество Эпохи Возрождения.

Детали и акценты

На репродукции мы видим чёткие, ясные линии лица Мадонны. Тонкие брови, линия носа, немного миндалевидной формы глаза. Всё говорит о красоте, гармонии.

В руках Мадонны находится знамя мира, олицетворяющее высшую эволюцию, стремление к истине и, через неё, к божественному. Символ трех сфер, заключенных в круг, несет в себе множество значений. Как сам автор объясняет: «Некоторые утверждают, что это символизирует прошлое, настоящее и будущее, соединенные кольцом вечности. Для других более близким является толкование, что это религия, знание и искусство в рамках культуры».

Стоит отметить и фон произведения, который вызывает ассоциации с работами Леонардо да Винчи. На нем, как и в картинах этого гения Ренессанса, простираются завораживающие дали, напоминающие о неизведанных космических просторах. В отличие от Леонардо, Рерих добавляет в фон элементы архитектуры, но композиционные и цветовые решения всё же отсылают к произведениям итальянского мастера.

Влияние на развитие символизма

Картина "Мадонна Орифламма" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Она стала образцом для многих художников, стремившихся передать глубокие философские идеи через визуальные образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Мадонна Орифламма" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

После завершения работы над «Мадонной» картина была представлена на различных выставках и быстро завоевала популярность. На сегодняшний день оригинал картины представлен в Музее Н.К. Рериха в Нью Йорке.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0