Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Мадонна" Николая Рериха

Картина "Мадонна" Николая Рериха

Картина "Мадонна" Николая Рериха | Александровский сад

На картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» изображена Мадонна, которая сидит на балконе со знаменем в руках. «Знамя Мира», развернутой ей, символизирует концепцию триединства, осознание которой открывает путь к спасению для человека.

Исторический контекст

Работа над картиной была связана с подписанием Пакта мира, еще известного как Пакт Рериха. Эмблема "Знамени Мира" присутствует на многих его картинах, созданных в 30-х годах. На данной работе изображена Мадонна, держащая в руках развёрнутое полотно "Знамени Мира".

История создания

Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Картина была завершена автором в 1932 году. Название этого полотна состоит из двух частей. Первое слово «Мадонна» обычно ассоциируется с Богородицей в христианской традиции. Второе слово «Орифламма» отсылает нас в Средние века. Этот термин обозначает алую боевую хоругвь французских королей, которая здесь символизирует не призыв к битве, а необходимость защиты всей красоты мира.

Композиция и сюжет

Картина, созданная в преддверии Пакта мира, отражает размышления Николая Рериха о судьбах человечества, о силе, способной управлять всем на земле и защищать все живое, а также о поисках истины и гармонии. Художник видел спасение от земных бед — войн, преступлений и несправедливости — в достижении гармонии между земной жизнью и духовностью. «Мадонна Орифламма», написанная Рерихом, основана на традициях иконописи и итальянского изобразительного искусства. Композиция картины перекликается с известной картиной Леонардо да Винчи «Джоконда»: фигура женщины расположена на балконе, за её спиной раскинулись горные пейзажи, среди которых видны купола множества церквей.

Символизм и настроение

Символизм картины "Мадонна Орифламма" Рериха проявляется в использовании различных символов и знаков, таких как знамя, образ Мадонны и находящийся за её спиной пейзаж. Настроение произведения пронизано величием и умиротворением, что подчеркивает его духовную значимость. Спокойный образ Мадонны символизирует Божественное начало как в небесном, так и в земном мирах. Эта картина интересна не только своими художественными качествами, свойственными живописи Николая Рериха, но и глубокой символикой, которую она в себе несет.

Техника и стиль

Мадонна Орифламма написана Николаем Рерихом с опорой на традиции иконописи и итальянской живописи. Это мы можем заметить по христианским символам на троне Мадонны и нимбе над головой. На итальянскую живопись отсылает композиция картины, которая напоминает творчество Эпохи Возрождения.

Детали и акценты

На репродукции мы видим чёткие, ясные линии лица Мадонны. Тонкие брови, линия носа, немного миндалевидной формы глаза. Всё говорит о красоте, гармонии.

В руках Мадонны находится знамя мира, олицетворяющее высшую эволюцию, стремление к истине и, через неё, к божественному. Символ трех сфер, заключенных в круг, несет в себе множество значений. Как сам автор объясняет: «Некоторые утверждают, что это символизирует прошлое, настоящее и будущее, соединенные кольцом вечности. Для других более близким является толкование, что это религия, знание и искусство в рамках культуры».

Стоит отметить и фон произведения, который вызывает ассоциации с работами Леонардо да Винчи. На нем, как и в картинах этого гения Ренессанса, простираются завораживающие дали, напоминающие о неизведанных космических просторах. В отличие от Леонардо, Рерих добавляет в фон элементы архитектуры, но композиционные и цветовые решения всё же отсылают к произведениям итальянского мастера.

Влияние на развитие символизма

Картина "Мадонна Орифламма" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Она стала образцом для многих художников, стремившихся передать глубокие философские идеи через визуальные образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Мадонна Орифламма" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

После завершения работы над «Мадонной» картина была представлена на различных выставках и быстро завоевала популярность. На сегодняшний день оригинал картины представлен в Музее Н.К. Рериха в Нью Йорке.

Описание картины Николая Рериха «Мадонна»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Мадонна»

Н.К. Рерих. МАДОННА ОРИФЛАММА. 1932 Холст, темпера. 173,5 x 99,4
17 апреля 2025
// Статьи
Художник Николай Рерих

На картине Н.К. Рериха «Мадонна Орифламма» изображена Мадонна, которая сидит на балконе со знаменем в руках. «Знамя Мира», развернутой ей, символизирует концепцию триединства, осознание которой открывает путь к спасению для человека.

Исторический контекст

Работа над картиной была связана с подписанием Пакта мира, еще известного как Пакт Рериха. Эмблема "Знамени Мира" присутствует на многих его картинах, созданных в 30-х годах. На данной работе изображена Мадонна, держащая в руках развёрнутое полотно "Знамени Мира".

История создания

Мысли о Пакте, более известном как Пакт Рериха, нашли отражение и в искусстве Николая Константиновича. Картина была завершена автором в 1932 году. Название этого полотна состоит из двух частей. Первое слово «Мадонна» обычно ассоциируется с Богородицей в христианской традиции. Второе слово «Орифламма» отсылает нас в Средние века. Этот термин обозначает алую боевую хоругвь французских королей, которая здесь символизирует не призыв к битве, а необходимость защиты всей красоты мира.

Композиция и сюжет

Картина, созданная в преддверии Пакта мира, отражает размышления Николая Рериха о судьбах человечества, о силе, способной управлять всем на земле и защищать все живое, а также о поисках истины и гармонии. Художник видел спасение от земных бед — войн, преступлений и несправедливости — в достижении гармонии между земной жизнью и духовностью. «Мадонна Орифламма», написанная Рерихом, основана на традициях иконописи и итальянского изобразительного искусства. Композиция картины перекликается с известной картиной Леонардо да Винчи «Джоконда»: фигура женщины расположена на балконе, за её спиной раскинулись горные пейзажи, среди которых видны купола множества церквей.

Символизм и настроение

Символизм картины "Мадонна Орифламма" Рериха проявляется в использовании различных символов и знаков, таких как знамя, образ Мадонны и находящийся за её спиной пейзаж. Настроение произведения пронизано величием и умиротворением, что подчеркивает его духовную значимость. Спокойный образ Мадонны символизирует Божественное начало как в небесном, так и в земном мирах. Эта картина интересна не только своими художественными качествами, свойственными живописи Николая Рериха, но и глубокой символикой, которую она в себе несет.

Техника и стиль

Мадонна Орифламма написана Николаем Рерихом с опорой на традиции иконописи и итальянской живописи. Это мы можем заметить по христианским символам на троне Мадонны и нимбе над головой. На итальянскую живопись отсылает композиция картины, которая напоминает творчество Эпохи Возрождения.

Детали и акценты

На репродукции мы видим чёткие, ясные линии лица Мадонны. Тонкие брови, линия носа, немного миндалевидной формы глаза. Всё говорит о красоте, гармонии.

В руках Мадонны находится знамя мира, олицетворяющее высшую эволюцию, стремление к истине и, через неё, к божественному. Символ трех сфер, заключенных в круг, несет в себе множество значений. Как сам автор объясняет: «Некоторые утверждают, что это символизирует прошлое, настоящее и будущее, соединенные кольцом вечности. Для других более близким является толкование, что это религия, знание и искусство в рамках культуры».

Стоит отметить и фон произведения, который вызывает ассоциации с работами Леонардо да Винчи. На нем, как и в картинах этого гения Ренессанса, простираются завораживающие дали, напоминающие о неизведанных космических просторах. В отличие от Леонардо, Рерих добавляет в фон элементы архитектуры, но композиционные и цветовые решения всё же отсылают к произведениям итальянского мастера.

Влияние на развитие символизма

Картина "Мадонна Орифламма" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Она стала образцом для многих художников, стремившихся передать глубокие философские идеи через визуальные образы.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Мадонна Орифламма" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

После завершения работы над «Мадонной» картина была представлена на различных выставках и быстро завоевала популярность. На сегодняшний день оригинал картины представлен в Музее Н.К. Рериха в Нью Йорке.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0