Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин: путь художника
Филипп Малявин: путь художника
Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин: путь художника
      • Назад
      • Филипп Малявин: путь художника
      • Фильм 1 «Как шедевры остались на Родине»
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Пантелеимон — целитель" Николая Рериха

Картина "Пантелеимон — целитель" Николая Рериха

Картина "Пантелеимон — целитель" Николая Рериха | Александровский сад

На картине Николая Рериха «Пантелеймон-целитель» изображен один из наиболее почитаемых святых, старец Пантелеймон, известный как целитель. Этот раннехристианский мученик из Никомидии славился своим мастерством во врачевании, исцеляя «от имени Христа». В традиции православия он изображается в образе юноши.

Исторический контекст

Выбор данного образа был осознанным для художника. Глубокие трагедии, переживаемые страной, побудили его обратиться к вечным ценностям, олицетворяющим мир, гармонию и любовь. Эти чувства натолкнули Рериха на образ святого Пантелеймона. Со слов художника, в суровые дни Первой мировой войны необходимы были высокие идеалы для подражания. Символично, что центральной фигурой картины выступает не воин, а мудрый старец-целитель.

История создания

Николай Рерих дважды создавал работы с изображением Пантелеймона. Первый вариант, написанный в 1916 году, сейчас находится в Третьяковской галерее, а второй, более яркий и насыщенный, созданный в 1931 году, хранится в музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Композиция и сюжет

В центре композиции мудрый старец, который бродит по холмам и лугам, высматривая и собирая целебные травы в свою сумку. Святой не контрастирует с окружающей природой, а кажется ее естественной частью, что подчеркивает, что дар целительства Пантелеймона является божественным и природным, который он щедро делил с человечеством, даже ценой своей жизни.

Символизм и настроение

Полотно не кажется безмятежным: вдали раскинулись пустынные синие и зеленые холмы, на которых белые караваны облаков плывут под напором ветра над неподвижной землей. Яркие сине-голубые и зеленые оттенки мерцают и сверкают, вкрапленные легкими штрихами лилового, желтого и сиреневого цветов. Фигура пожилого человека, склонившегося к земле, наполняет суровую природную красоту душевной глубиной.

Техника и стиль

Отличительной особенностью творчества Рериха является использование насыщенных цветов, а также тонкой проработкой деталей, что мы наблюдаем в прорисовке фигуры старца Пантелеймона. Художник применяет элементы символизма и религиозной живописи, что придает его произведению уникальность и глубину.

Детали и акценты

На полотне изображены обширные пространства, среди которых выделяются крошечные деревья. Старец, стоящий на фоне этого пейзажа, выглядит гигантом по сравнению с миниатюрными растениями. Он облачен в традиционное монашеское одеяние: на голове у него темная конусообразная шапка, а на теле — тёмная ряса с легкой накидкой, цвет которой гармонирует с зелеными травами.

Картина наполнена воздухом, что подчеркивается синими оттенками дальних гор и холмов. Их вершины сияют светло-зелёным цветом благодаря солнечным лучам. Вокруг раскинулись цветущие растения, яркие оттенки которых сверкают на фоне тёмно-зелёной травы, словно драгоценные камни. Широкие просторы живописца дополнены высоким небом, по которому беззаботно плывут белые облака. Полотно пронизано благодатным светом, а согнутая фигура святого органично вписывается в этот обширный ландшафт.

Влияние на развитие символизма

Картина "Пантелеймон Целитель" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Её глубокий философский смысл и использование символических элементов вдохновили многих художников на создание произведений, наполненных духовным и символическим содержанием.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Пантелеймон Целитель" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

Завершение работы над картиной "Пантелеймон Целитель" стало важным этапом в творчестве Николая Рериха. Первый вариант картины, написанный в 1916 году, находится в Третьяковской галерее. Второй, созданный в 1931 году, хранится в музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Картина продолжает передавать потомкам идеи исцеления, милосердия и духовного возрождения.

Описание картины Николая Рериха «Пантелеймон-целитель»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Пантелеймон-целитель»

Н.К. Рерих. ПАНТЕЛЕЙМОН ЦЕЛИТЕЛЬ. 1931
17 апреля 2025
// Статьи
Николай Рерих, картины

На картине Николая Рериха «Пантелеймон-целитель» изображен один из наиболее почитаемых святых, старец Пантелеймон, известный как целитель. Этот раннехристианский мученик из Никомидии славился своим мастерством во врачевании, исцеляя «от имени Христа». В традиции православия он изображается в образе юноши.

Исторический контекст

Выбор данного образа был осознанным для художника. Глубокие трагедии, переживаемые страной, побудили его обратиться к вечным ценностям, олицетворяющим мир, гармонию и любовь. Эти чувства натолкнули Рериха на образ святого Пантелеймона. Со слов художника, в суровые дни Первой мировой войны необходимы были высокие идеалы для подражания. Символично, что центральной фигурой картины выступает не воин, а мудрый старец-целитель.

История создания

Николай Рерих дважды создавал работы с изображением Пантелеймона. Первый вариант, написанный в 1916 году, сейчас находится в Третьяковской галерее, а второй, более яркий и насыщенный, созданный в 1931 году, хранится в музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Композиция и сюжет

В центре композиции мудрый старец, который бродит по холмам и лугам, высматривая и собирая целебные травы в свою сумку. Святой не контрастирует с окружающей природой, а кажется ее естественной частью, что подчеркивает, что дар целительства Пантелеймона является божественным и природным, который он щедро делил с человечеством, даже ценой своей жизни.

Символизм и настроение

Полотно не кажется безмятежным: вдали раскинулись пустынные синие и зеленые холмы, на которых белые караваны облаков плывут под напором ветра над неподвижной землей. Яркие сине-голубые и зеленые оттенки мерцают и сверкают, вкрапленные легкими штрихами лилового, желтого и сиреневого цветов. Фигура пожилого человека, склонившегося к земле, наполняет суровую природную красоту душевной глубиной.

Техника и стиль

Отличительной особенностью творчества Рериха является использование насыщенных цветов, а также тонкой проработкой деталей, что мы наблюдаем в прорисовке фигуры старца Пантелеймона. Художник применяет элементы символизма и религиозной живописи, что придает его произведению уникальность и глубину.

Детали и акценты

На полотне изображены обширные пространства, среди которых выделяются крошечные деревья. Старец, стоящий на фоне этого пейзажа, выглядит гигантом по сравнению с миниатюрными растениями. Он облачен в традиционное монашеское одеяние: на голове у него темная конусообразная шапка, а на теле — тёмная ряса с легкой накидкой, цвет которой гармонирует с зелеными травами.

Картина наполнена воздухом, что подчеркивается синими оттенками дальних гор и холмов. Их вершины сияют светло-зелёным цветом благодаря солнечным лучам. Вокруг раскинулись цветущие растения, яркие оттенки которых сверкают на фоне тёмно-зелёной травы, словно драгоценные камни. Широкие просторы живописца дополнены высоким небом, по которому беззаботно плывут белые облака. Полотно пронизано благодатным светом, а согнутая фигура святого органично вписывается в этот обширный ландшафт.

Влияние на развитие символизма

Картина "Пантелеймон Целитель" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Её глубокий философский смысл и использование символических элементов вдохновили многих художников на создание произведений, наполненных духовным и символическим содержанием.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Пантелеймон Целитель" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску духовных тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

Завершение работы над картиной "Пантелеймон Целитель" стало важным этапом в творчестве Николая Рериха. Первый вариант картины, написанный в 1916 году, находится в Третьяковской галерее. Второй, созданный в 1931 году, хранится в музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Картина продолжает передавать потомкам идеи исцеления, милосердия и духовного возрождения.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0