Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Труды богоматери" Николая Рериха

Картина "Труды богоматери" Николая Рериха

Картина "Труды богоматери" Николая Рериха | Александровский сад

Исторический контекст

Рерих был увлечен собирательным образом Матери Мира. В годы странствий по Индии, Китаю, Тибету и Монголии он написал ряд работ, в которых попытался достичь «синтеза всех иконографических представлений» о Матери.

История создания

В своей картине художник иллюстрирует роль Богоматери в человеческой судьбе. Она содействует людям в стремлении к избавлению от земных грехов. Основой сюжета картины является древняя притча о том, как Богоматерь спасала души, направляя их в рай, обходя надзор Апостола Петра, охранявшего врата.

Картина, созданная Рерихом в Индии, была доставлена в Нью-Йорк в 1931 году и стала настоящим триумфом. Произведение под названием «Труды Богоматери» украсило обложку февральского номера периодического издания Музея Рериха в 1932 году. После картина попала в частную коллекцию.

Композиция и сюжет

В центре композиции расположена Царица Небесная, являющаяся связующим звеном между земным и небесным мирами. За ее спиной находятся святые, живущие на небесах. Богоматерь сложила свои руки в молитвенном жесте, и от них вниз к земле протянуто тонкое полотно. Эта нить опущена к людям, чтобы помочь в спасении их душ. По этому полотну продвигаются две маленькие фигуры — мужчина и женщина. Их белые одеяния символизируют чистоту их намерений и стремлений.

Символизм и настроение

Картина Рериха «Труды Богоматери» вобрала в себя множество символических и философских смыслов, характерных для творчества художника. Основным является образ, Богоматери, Матери Мира, Мадонны, который словно нитью проходит через все его творчество.

Техника и стиль

В своих художественных произведениях, как в живописи, так и в литературе, Николай Рерих нередко прибегал к языку притчи, стремясь к тому, чтобы люди самостоятельно пришли к осознанию значимых истин, самим ощутили ценность нового знания и радовались его нахождению.

Детали и акценты

В картине доминируют оттенки синего и голубого, которые являются символами разума, духовной чистоты и сострадания. Свет, исходящий от одеяний Богородицы и святых, контрастирует с мрачными цветами ада и ярко-красными языками пламени.

Влияние на развитие символизма

«Труды Богоматери» оказали значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Рерих стал одним из ключевых фигур, которые способствовали распространению символистских идей в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Работы Рериха, включая «Труды Богоматери», оказали влияние на многие поколения деятелей искусства при создании глубоко философских произведений.

Завершение и судьба картины

Сегодня картина «Труды Богоматери» хранится в Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке, где продолжает привлекать внимание зрителей. Ее значение и актуальность не утратились с течением времени, и она остается важным произведением в наследии Николая Рериха.

Описание картины Николая Рериха «Труды Богоматери»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Труды Богоматери»

Madonna Laboris (Труды Богоматери. Эскиз) 1933
17 апреля 2025
// Статьи

Картина Н.К. Рериха «Труды Богоматери», посвящена Богородице. Она спасает души людей из ада при помощи спущенного белоснежного шарфа, по которому они взбираются в райскую обитель.


Исторический контекст

Рерих был увлечен собирательным образом Матери Мира. В годы странствий по Индии, Китаю, Тибету и Монголии он написал ряд работ, в которых попытался достичь «синтеза всех иконографических представлений» о Матери.

История создания

В своей картине художник иллюстрирует роль Богоматери в человеческой судьбе. Она содействует людям в стремлении к избавлению от земных грехов. Основой сюжета картины является древняя притча о том, как Богоматерь спасала души, направляя их в рай, обходя надзор Апостола Петра, охранявшего врата.

Картина, созданная Рерихом в Индии, была доставлена в Нью-Йорк в 1931 году и стала настоящим триумфом. Произведение под названием «Труды Богоматери» украсило обложку февральского номера периодического издания Музея Рериха в 1932 году. После картина попала в частную коллекцию.

Композиция и сюжет

В центре композиции расположена Царица Небесная, являющаяся связующим звеном между земным и небесным мирами. За ее спиной находятся святые, живущие на небесах. Богоматерь сложила свои руки в молитвенном жесте, и от них вниз к земле протянуто тонкое полотно. Эта нить опущена к людям, чтобы помочь в спасении их душ. По этому полотну продвигаются две маленькие фигуры — мужчина и женщина. Их белые одеяния символизируют чистоту их намерений и стремлений.

Символизм и настроение

Картина Рериха «Труды Богоматери» вобрала в себя множество символических и философских смыслов, характерных для творчества художника. Основным является образ, Богоматери, Матери Мира, Мадонны, который словно нитью проходит через все его творчество.

Техника и стиль

В своих художественных произведениях, как в живописи, так и в литературе, Николай Рерих нередко прибегал к языку притчи, стремясь к тому, чтобы люди самостоятельно пришли к осознанию значимых истин, самим ощутили ценность нового знания и радовались его нахождению.

Детали и акценты

В картине доминируют оттенки синего и голубого, которые являются символами разума, духовной чистоты и сострадания. Свет, исходящий от одеяний Богородицы и святых, контрастирует с мрачными цветами ада и ярко-красными языками пламени.

Влияние на развитие символизма

«Труды Богоматери» оказали значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Рерих стал одним из ключевых фигур, которые способствовали распространению символистских идей в России и за ее пределами.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Работы Рериха, включая «Труды Богоматери», оказали влияние на многие поколения деятелей искусства при создании глубоко философских произведений.

Завершение и судьба картины

Сегодня картина «Труды Богоматери» хранится в Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке, где продолжает привлекать внимание зрителей. Ее значение и актуальность не утратились с течением времени, и она остается важным произведением в наследии Николая Рериха.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0