Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Армагеддон" Николая Рериха

Картина "Армагеддон" Николая Рериха

Картина "Армагеддон" Николая Рериха | Александровский сад

Картина Николая Рериха "Армагеддон" является одним из самых драматичных произведений художника, отражающих его глубокие размышления о судьбах человечества и мира. На полотне изображены сцены разрушения и хаоса, символизирующие апокалипсис, конец света. 

Исторический контекст

XX век стал временем, когда мир столкнулся с новыми, более мощными видами вооружения, способными причинить значительные разрушения. Н.К. Рерих, обладая выдающимся провидческим даром, создаёт картины, которые призваны предупредить человечество о надвигающихся катастрофах. Одно из таких произведений, написанное в 1936 году, получило название «Армагеддон».

История создания

Находясь в Азии и ощущая приближение Второй мировой войны, художник рисует эту картину на фоне возрастающей японской агрессии в Маньчжурии и в ожидании Японо-китайской войны (1937–1945). 

Композиция и сюжет

Основная тема произведения — «город, обречённый на гибель», которой художник не раз касался в своих работах ранее. Сюжет картины довольно прост: в центре изображён город, охваченный огнём и скрытый под густым дымом. На переднем плане – длинная вереница людей: старики, женщины и дети со своим скромным скарбом спешат покинуть место, подверженное опасности. Умирающий город и бегущие к спасению люди создают зловещую атмосферу надвигающейся катастрофы. Эти бегущие фигуры лишены телесной плотности и их контуры воспринимаются как тени. Художник с большой силой и эмоциями предупреждает о возможной катастрофе.

Символизм и настроение

Символизм картины "Армагеддон" Рериха выражается через использование различных символов и знаков, таких как фигуры сгорбленных людей без лица и пола, словно тени, небо жаркого красно-оранжевого цвета поглощает все вокруг и заволакивает дымом города. Настроение картины наполнено тревогой и напряжением, что подчеркивает её апокалиптическое значение.

Техника и стиль

Техника и стиль картины "Армагеддон" Рериха характеризуются использованием ярких и насыщенных цветов, что придает картине зловещее значение, а также тонкой проработкой деталей. Художник применяет элементы символизма и экспрессионизма, что придает его произведению уникальность и глубину.

Детали и акценты

Сочетание различных художественных методов — объемно-пространственных в изображении пейзажа и условно-декоративных в передаче образов людей, с преобладанием огненно-желтого, «пылающего» колорита — создает ощущение величия и трагизма происходящего. Эмоциональная работа Рериха воспринимается как пророчество и предупреждение для человечества. Высшие силы, исчерпавшие доверие к людям, не предоставляют им времени на размышления и самосознание перед лицом надвигающейся катастрофы.

Влияние на развитие символизма

Картина "Армагеддон" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Её глубокий философский смысл и использование символических элементов вдохновили многих художников на создание произведений, наполненных драматизмом и философским содержанием.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Армагеддон" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску апокалиптических тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

Завершение работы над картиной "Армагеддон" стало важным этапом в творчестве Николая Рериха. Сегодня оригинал картины "Армагеддон" Рериха находится в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. Картина продолжает восхищать зрителей, передавая им идеи конца мира и битвы между силами Света и Тьмы.

Описание картины, Николай Рерих «Армагеддон»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины, Николай Рерих «Армагеддон»

Н.К. Рерих. АРМАГЕДДОН. 1936 Холст, темпера. 92,0 x 122,0
17 апреля 2025
// Статьи

Картина Николая Рериха "Армагеддон" является одним из самых драматичных произведений художника, отражающих его глубокие размышления о судьбах человечества и мира. На полотне изображены сцены разрушения и хаоса, символизирующие апокалипсис, конец света. 

Исторический контекст

XX век стал временем, когда мир столкнулся с новыми, более мощными видами вооружения, способными причинить значительные разрушения. Н.К. Рерих, обладая выдающимся провидческим даром, создаёт картины, которые призваны предупредить человечество о надвигающихся катастрофах. Одно из таких произведений, написанное в 1936 году, получило название «Армагеддон».

История создания

Находясь в Азии и ощущая приближение Второй мировой войны, художник рисует эту картину на фоне возрастающей японской агрессии в Маньчжурии и в ожидании Японо-китайской войны (1937–1945). 

Композиция и сюжет

Основная тема произведения — «город, обречённый на гибель», которой художник не раз касался в своих работах ранее. Сюжет картины довольно прост: в центре изображён город, охваченный огнём и скрытый под густым дымом. На переднем плане – длинная вереница людей: старики, женщины и дети со своим скромным скарбом спешат покинуть место, подверженное опасности. Умирающий город и бегущие к спасению люди создают зловещую атмосферу надвигающейся катастрофы. Эти бегущие фигуры лишены телесной плотности и их контуры воспринимаются как тени. Художник с большой силой и эмоциями предупреждает о возможной катастрофе.

Символизм и настроение

Символизм картины "Армагеддон" Рериха выражается через использование различных символов и знаков, таких как фигуры сгорбленных людей без лица и пола, словно тени, небо жаркого красно-оранжевого цвета поглощает все вокруг и заволакивает дымом города. Настроение картины наполнено тревогой и напряжением, что подчеркивает её апокалиптическое значение.

Техника и стиль

Техника и стиль картины "Армагеддон" Рериха характеризуются использованием ярких и насыщенных цветов, что придает картине зловещее значение, а также тонкой проработкой деталей. Художник применяет элементы символизма и экспрессионизма, что придает его произведению уникальность и глубину.

Детали и акценты

Сочетание различных художественных методов — объемно-пространственных в изображении пейзажа и условно-декоративных в передаче образов людей, с преобладанием огненно-желтого, «пылающего» колорита — создает ощущение величия и трагизма происходящего. Эмоциональная работа Рериха воспринимается как пророчество и предупреждение для человечества. Высшие силы, исчерпавшие доверие к людям, не предоставляют им времени на размышления и самосознание перед лицом надвигающейся катастрофы.

Влияние на развитие символизма

Картина "Армагеддон" Рериха оказала значительное влияние на развитие символизма в искусстве. Её глубокий философский смысл и использование символических элементов вдохновили многих художников на создание произведений, наполненных драматизмом и философским содержанием.

Влияние на современников и последующие поколения художников

Влияние картины "Армагеддон" Рериха на современников и последующие поколения художников проявилось в их стремлении к поиску апокалиптических тем и символов в своих работах.

Завершение и судьба картины

Завершение работы над картиной "Армагеддон" стало важным этапом в творчестве Николая Рериха. Сегодня оригинал картины "Армагеддон" Рериха находится в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. Картина продолжает восхищать зрителей, передавая им идеи конца мира и битвы между силами Света и Тьмы.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0