Программы и лекции
Просветительский и образовательный проект
Главная
Программы
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
Визуальная логика цветка: концы и начала Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
От стиля эпохи к личностям Юрий Ильич Репин: странник по призванию
Николай Рерих – Алексей Щусев
Николай Рерих – Алексей Щусев
Творческий союз архитектора и художника Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха
«Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова Казанский вокзал в Москве. История создания
Алексей Щусев и театр
Алексей Щусев и театр
«Алексей Щусев и театр. От первого лица»
Михаил Нестеров. В поисках своей России
Михаил Нестеров. В поисках своей России
«Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском На лесах соборов Святая Русь Михаила Нестерова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
«Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
Творчество Василия Кандинского
Творчество Василия Кандинского
Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944) Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914) Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.) Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
Биография/Общая оценка Религия Смерть и девушка Пропевень о проросли мировой Кристалл Атомная энергия Значение понятия "аналитическое искусство" Загадки и тайны
Борис Аркадьевич Диодоров
Борис Аркадьевич Диодоров
«Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
Моцартиана
Моцартиана
Офорты Волшебная флейта Капсульная коллекция
Экскурсии Кураторы Статьи
Интервью Художники Новости О проекте Контакты
Творческий подход
0
Программы и лекции
  • Главная
  • Программы
    • Назад
    • Программы
    • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Назад
      • Поэзия метаморфоз Михаила Врубеля
      • Визуальная логика цветка: концы и начала
      • Сквозь призму декоративности: от цветка к орнаменту
      • Философия предмета: «Раковины» Михаила Врубеля
      • Космогония узора: о природе форм в творчестве художника
    • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • Назад
      • Избирательное родство: Илья и Юрий Репины
      • От стиля эпохи к личностям
      • Юрий Ильич Репин: странник по призванию
    • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Назад
      • Николай Рерих – Алексей Щусев
      • Творческий союз архитектора и художника
      • Архитектура и живопись. Часовня Св. Анастасии в Пскове
      • Дань памяти учителю. Надгробный памятник Архипу Куинджи в Петербурге
      • Казанский вокзал в Москве – финал творческого сотрудничества
    • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Назад
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
      • Тайное и явное в творчестве Николая Рериха. По мотивам выставки, посвященной 150-летию со дня рождения художника
    • «Стрела» Николая Рериха
      • Назад
      • «Стрела» Николая Рериха
      • «Стрела» Николая Рериха: возвращения к модерну
    • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Назад
      • Алексей Щусев в Третьяковской Галерее
      • Покровский храм Марфо-Мариинской обители. Творческий союз Алексея Щусева и Михаила Нестерова
      • Казанский вокзал в Москве. История создания
    • Алексей Щусев и театр
      • Назад
      • Алексей Щусев и театр
      • «Алексей Щусев и театр. От первого лица»
    • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • Назад
      • Михаил Нестеров. В поисках своей России
      • «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”». История создания цикла картин М.В.Нестерова о преподобном Сергии Радонежском
      • На лесах соборов
      • Святая Русь Михаила Нестерова
    • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • Назад
      • «Мечты и дни» Виктора Борисова-Мусатова
      • В.Э. Борисов-Мусатов и его «Времена года»: эскизы росписей особняка А.И. Дерожинской
      • Судьба и образы Виктора Борисова-Мусатова
    • Творчество Василия Кандинского
      • Назад
      • Творчество Василия Кандинского
      • Творческий путь Василия Кандинского (1866-1944)
      • Мюнхенские годы Василия Кандинского (1896-1914)
      • Парижский след в творчестве Василия Кандинского (1906-1908гг.)
      • Кандинский в Москве (1914-1921гг.)
    • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Назад
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
      • Филипп Малявин. Путь художника. Как картины остались на Родине
    • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Назад
      • Видящий глаз, знающий глаз: Жизнь и творчество Павла Филонова
      • Биография/Общая оценка
      • Религия
      • Смерть и девушка
      • Пропевень о проросли мировой
      • Кристалл
      • Атомная энергия
      • Значение понятия "аналитическое искусство"
      • Загадки и тайны
    • Борис Аркадьевич Диодоров
      • Назад
      • Борис Аркадьевич Диодоров
      • «Душа с душою говорит»: эксклюзивное интервью с народным художником Российской Федерации Б.А. Диодоровым
    • Моцартиана
      • Назад
      • Моцартиана
      • Офорты
      • Волшебная флейта
      • Капсульная коллекция
  • Экскурсии
  • Кураторы
  • Статьи
  • Интервью
  • Художники
  • Новости
  • О проекте
  • Контакты
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
  • Просветительский проект "Александровский сад"
  • Все статьи
  • Статьи
  • Картина "Идолы" Николая Рериха

Картина "Идолы" Николая Рериха

Картина "Идолы" Николая Рериха | Александровский сад

Исторический контекст

Создание картины «Идолы» произошло в начале XX века, когда Россия переживала значительные социальные и культурные изменения. В это время многие художники искали новые формы самовыражения, и Рерих стал одним из ярчайших представителей этого течения, внося в свое творчество элементы символизма и мистики. Николай Рерих внес новую тему в мир искусства – интерес к «архаике», к ранней языческой цивилизации. Его творчество питали большой интерес к изучению древних религиозных верований.

История создания

Николай Рерих с юношеских лет питал интерес к археологическим раскопкам, народным преданиям и изучению древних обычаев. Так, в 1901 году он создает свой шедевр под названием «Идолы», который представляет собой новый этап в творчестве художника.

В Париже было выполнено два варианта картины: один сдержанный, в мягком тоне, другой более насыщенный.

Композиция и сюжет

На возвышенности расположено языческое святилище, где люди собирались для молитв и жертвоприношений.

На высоком холме — языческое капище, место, куда люди приходили молиться и приносили жертвы богам. В центре возвышается самый большой идол, изображающий главное божество. На частоколе, окружающем священное место, черепа жертвенных животных. Мимо капища проносится река.

Символизм и настроение

Н.К. Рериху удается передать цельное и суровое восприятие древнего мира. Деревянные идолы, имеющие пугающие очертания, украшены алым орнаментом, который, возможно, нанесен кровью. Низко нависающее небо, пронизанное темными и густыми красками, а также магические узоры, усиливают зловещую атмосферу и загадочность пространства.

Техника и стиль

Данная картина является плодом сложного синтеза традиций национального искусства с влиянием западных художников. Используя данные археологических находок и народные предания, Н.К. Рерих с помощью своего воображения восстанавливает образ древнего исчезнувшего мира.

Детали и акценты

Особое внимание художник уделяет деталям в своей картине. Изображение застывших в неподвижности идолов и белых черепов животных противопоставляются непрерывному течению реки и летящим чайкам — как символы единства жизни и смерти.

Влияние на развитие символизма

Картина «Идолы» оказала значительное влияние на развитие символизма в русском искусстве. Рерих стал одним из тех художников, которые смогли соединить в своем творчестве традиции русского искусства с восточными философскими концепциями

Влияние на современников и последующие поколения художников

Рерих оказал влияние не только на своих современников, но и на будущие поколения художников. Его подход к искусству, основанный на глубоких философских и духовных исканиях, стал примером для многих.

Завершение и судьба картины

На протяжении своей жизни Рерих создал множество произведений, но «Идолы» остаются одной из его самых значительных работ. Сегодня картина хранится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Описание картины Николая Рериха «Идолы»
Просветительский проект "Александровский сад"

Описание картины Николая Рериха «Идолы»

Рерих Н. К. 1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия
17 апреля 2025
// Статьи

На картине Н.К. Рериха «Идолы» изображено языческое капище с деревянными идолами, украшенными резьбой и орнаментом. Капище расположено на холме, окруженном тыном с черепами жертвенных животных.

Исторический контекст

Создание картины «Идолы» произошло в начале XX века, когда Россия переживала значительные социальные и культурные изменения. В это время многие художники искали новые формы самовыражения, и Рерих стал одним из ярчайших представителей этого течения, внося в свое творчество элементы символизма и мистики. Николай Рерих внес новую тему в мир искусства – интерес к «архаике», к ранней языческой цивилизации. Его творчество питали большой интерес к изучению древних религиозных верований.

История создания

Николай Рерих с юношеских лет питал интерес к археологическим раскопкам, народным преданиям и изучению древних обычаев. Так, в 1901 году он создает свой шедевр под названием «Идолы», который представляет собой новый этап в творчестве художника.

В Париже было выполнено два варианта картины: один сдержанный, в мягком тоне, другой более насыщенный.

Композиция и сюжет

На возвышенности расположено языческое святилище, где люди собирались для молитв и жертвоприношений.

На высоком холме — языческое капище, место, куда люди приходили молиться и приносили жертвы богам. В центре возвышается самый большой идол, изображающий главное божество. На частоколе, окружающем священное место, черепа жертвенных животных. Мимо капища проносится река.

Символизм и настроение

Н.К. Рериху удается передать цельное и суровое восприятие древнего мира. Деревянные идолы, имеющие пугающие очертания, украшены алым орнаментом, который, возможно, нанесен кровью. Низко нависающее небо, пронизанное темными и густыми красками, а также магические узоры, усиливают зловещую атмосферу и загадочность пространства.

Техника и стиль

Данная картина является плодом сложного синтеза традиций национального искусства с влиянием западных художников. Используя данные археологических находок и народные предания, Н.К. Рерих с помощью своего воображения восстанавливает образ древнего исчезнувшего мира.

Детали и акценты

Особое внимание художник уделяет деталям в своей картине. Изображение застывших в неподвижности идолов и белых черепов животных противопоставляются непрерывному течению реки и летящим чайкам — как символы единства жизни и смерти.

Влияние на развитие символизма

Картина «Идолы» оказала значительное влияние на развитие символизма в русском искусстве. Рерих стал одним из тех художников, которые смогли соединить в своем творчестве традиции русского искусства с восточными философскими концепциями

Влияние на современников и последующие поколения художников

Рерих оказал влияние не только на своих современников, но и на будущие поколения художников. Его подход к искусству, основанный на глубоких философских и духовных исканиях, стал примером для многих.

Завершение и судьба картины

На протяжении своей жизни Рерих создал множество произведений, но «Идолы» остаются одной из его самых значительных работ. Сегодня картина хранится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.

comments
  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Назад к списку Следующая статья
Остались вопросы?
Напишите нам, мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы о программах и фильмах нашего просветительского проекта
Задать вопрос
Это интересно
  • Особняк Рябушинского - шедевр Шехтеля. Место с’емки цикла авторских лекций Ольги Давыдовой «Избирательное родство. Илья и Юрий Репины
    16 января 2023
  • Живописный ноктюрн Ильи Репина «Лунная ночь. Здравнёво»
  • Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Жизнь, служение и духовный подвиг Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой
  • Картины Николая Рериха в Москве: где увидеть, описание, фото с названиями
  • Илья Репин: великий мастер русской живописи и его знаменитые произведения
  • Павел Николаевич Филонов: гений аналитического искусства и русского авангарда
  • Михаил Врубель: судьба и искусство выдающегося русского живописца
  • Что вы знаете о моцартиане? Погружение в мир музыки и просвещения
  • Виктор Борисов-Мусатов: Жизнь, творчество и вклад в сокровищницу мирового искусства
  • Лада Быстрицкая: биография, творчество и вклад в искусство фарфора
  • Александр Похилько: талантливый художник и человек с непростой судьбой
  • Алексей Щусев: архитектор, художник, директор и его наследие в советской архитектуре
  • Михаил Нестеров. «Всадники (Легенда)»: между историей и мистикой
  • Александр Иванович Лазуткин: биография, образование и вклад в космонавтику России
  • Рерих: исторические картины, вдохновляющие поколения
  • Фильмы о художниках: Александровский сад как источник вдохновения
  • Юрий Репин: художник, продолжатель традиций русской живописи
  • Врубель: Жанр живописи, который покорил мир
  • В каких музеях находятся картины Репина: гид по шедеврам великого художника
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
logo
Просветительский и образовательный проект «Александровкий сад»
Лекции и циклы фильмов о живописи, музыке, балете, скульптуре, архитектуре
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
Программы и лекции
Программы Кураторские экскурсии Статьи Новости Кураторы Интервью Контакты
Сотрудничать
+7 (903) 792-77-21 +7 (495) 792-77-21
info@alex-grdn.ru
Москва Филипповский переулок, дом 8, строение 1
ООО «Александровский сад» 9729297934 / 772901001
Политика конфиденциальности и правила обработки персональных данных
0